Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2. Риски разливов нефти на море. зает. На непродолжительное время покрывается льдом только северозападный угол моря под Одессой.
зает. На непродолжительное время покрывается льдом только северозападный угол моря под Одессой. На севере Черное море соединено узким и мелким Керченским проливом с Азовским морем. В последнее десятилетие Азовское море стало беспокоить острыми экологическими проблемами. В связи с сокращением стока Дона и Кубани в море возросла соленость воды. Приток черноморской воды через Керченский пролив усилил этот процесс. Из-за увеличения солености море перестало замерзать, что приводит к переохлаждению и гибели ценных промысловых рыб. Вода также сильно загрязнена морским транспортом и стоками с материка. В настоящее время Черное море, наряду с Азовским, является морским регионом с наибольшим антропогенным прессом в Европе. Повышенному уровню загрязнения способствует ряд не только антропогенных, но и природных факторов. К природным факторам можно отнести:
- особое географическое положение, характеризующееся удаленнос - специфику гидрологического режима Черного моря - ограничен Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов - большую площадь водосбора, которая охватывает территорию стран - наличие в северо-западной части моря обширной мелководной шель- Все страны с тяжелым экономическим положением, имеющие выход к Черному морю, хотят решить свои экономические проблемы за счет транспортировки нефти. Проведено или запланировано строительство множества терминалов, причем часто это делается наспех и с нарушениями нормативов и законодательств. Согласно Конвенции МАРПОЛ 73/78 [24], Черное море определено как «особый район» относительно предотвращения загрязнения нефтью и нефтепродуктами. Уже сейчас Черное море принимает около 8 процентов всего объема нефтяного загрязнения мирового океана. Шельфы Черного и Азовского морей еще мало изучены, но уже есть подтверждения о возможной перспективности нефтеразработок в этом районе. В 2001 год подтверждаются прогнозы геологоразведчиков о том, что на украинском шельфе в северо-западной части Черного моря имеются крупные запасы углеводородов. В ходе разведочного бурения с помощью самоподъемной плавучей буровой установки «Сиваш» на структуре «Олимпийская», расположенной около острова Змеиный на глубине более 2, 5 км, было открыто новое нефтегазовое месторождение. В 2002 году на шельфе Черного моря у берегов Грузии было обнаружено крупное месторождение нефти. В Грузинском национальном агентстве по регулированию добычи нефти и газа, запасы нового месторождения оцениваются в 200 миллионов тонн нефти в акватории Черного моря и 400 миллионов тонн - на береговой части. «Роснефть» подписала соглашение о совместном проекте с Тог.а1 по геологоразведке на Туапсинском прогибе в российском секторе шельфа Черного моря. Этот участок недр площадью 12 000 кв. км расположен в нескольких километрах от берега на глубине от 500 до 2000 м. Это уже второй проект подобного рода, в который Тог.а1 вступает в России. В январе 2002 года компания подписала соглашение с «ЮКОСом» о совместном изучении перспективного участка Вал Шатского. Он расположен на черноморском шельфе между Сочи и Крымом примерно на тех же глубинах, что и Туапсинский прогиб, - до 2000 м. Если нефть найдут, эти проекты окажутся очень выгодными с точки зрения близости к рынкам сбыта, поскольку доставка, например, западносибирской нефти до Черного моря обходится в 3 доллара за баррель [101, 109]. Поскольку старейшие месторождения Кубани уже выработаны на 90%, «Роснефть» планирует постепенно перебираться с суши на море - разрабатывать шельф Азовского и Черного морей.
|