![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Калининградская область
Светлый^жгкжре^ Калининград '^
Рис. 11. Схема освоения Кравцовского месторождения Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов кой понимается морская акватория и прилегающая к ней Калининградская область и Литовская Республика. Возможности использования технических средств ликвидации аварийных разливов нефти на море при сложных гидрометеорологических явлениях чрезвычайно ограниченны. Побережье Балтийского моря песчаное, а песчаные пляжи относятся к типам побережий, имеющих самую низкую способность к самоочищению от нефтяного загрязнения. Общая мощность загрязненного песка может составить 0, 4-1, 0 метра, а загрязнение может покрыть пляжи буквально во всю их ширину (после катастрофы танкера «Глобе Асими» в 1981 году ширина нефтяного загрязнения достигала 5-60 м при ширине пляжей 25-115 м). В других случаях на пляжах образуются комки песчано-нефтяной смеси, содержание песка в которых может колебаться от 60 до 90%. Нефть может смываться волнами с пляжа во время штормов или подъема уровня моря, а затем вновь выбрасываться на берег. Песчаный материал обладает повышенной фильтрационной и агрегирующей способностью, в связи с чем образующаяся песчано-нефтяная смесь длительное время сохраняется на участках выбросов, а в отдельных случаях приводит к образованию своеобразного водоупорного горизонта, который в условиях крутых пляжей приводит к нестабильности верхних горизонтов толщи песка. Поэтому очистка пляжей от нефти совершенно необходима. В настоящее время нет эффективных методов очистки песчаных пляжей кроме механических. Механические средства - это вывоз загрязненного песка с побережья и складирование его в специальных карьерах или использование какого-либо способа утилизации. Ввиду этого выброса нефти на песчаное побережье очевидно, что объем загрязненного песка, который необходимо вывезти с пляжей, многократно превышает объем нефти, попавшей на побережье в результате аварийного разлива. Так, вследствие аварии танкера «Глобе Асими» произошла утечка 17 тыс. тонн мазута, из которых на побережье, по всем подсчетам, попало около трети. В то же время масса загрязненного песка на побережье оценивалась в 28, 5 тыс. тонн, а со всего побережья было вывезено более 600 тыс. тонн песка и песчано-мазутной смеси. Местами слой песка был снят полностью и обнажился залегающий под ним торф. На побережье результаты аварии были ликвидированы, но ее последствия сказались уже в январе 1983 года, когда во время сильных штормов на 25-километровом участке побережья севернее Клайпеды с пляжей, дюн и береговых клифов было смыто еще 900 тыс. тонн песка. Наибольший ущерб был нанесен побережью с узким пляжем, там, где при очистке было удалено наибольшее количество песка.
|