![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2. Риски разливов нефти на море
сийской Федерации», который был внесен в Правительство и обсужден в мае 2005 года. Планируется к 2020 году выйти на значительные уровни добычи нефти в акваториях северных морей - до 95 млн тонн [85]. Континентальный шельф имеет стратегическое и экономическое значение для России. По данным Министерства природных ресурсов Российской Федерации площадь российского континентального шельфа составляет около 6, 2 млн кв. км, что соответствует 21% площади шельфа всего Мирового океана. Из них 3, 9 млн кв. км перспективны на нефть и газ, причем 2 млн кв. км относятся к Западной Арктике (Баренцево и Карское моря), 1 млн - к Восточной Арктике, 0, 8 млн - к дальневосточным морям и 0, 1 млн кв. км - к южным морям (Каспийское, Черное, Азовское) [114]. По оценкам из недр российского шельфа может быть извлечено порядка 100 млрд тонн условного топлива. Для сравнения, запасы Каспия по российским оценкам составляют 12-17 млрд тонн, из них в российском секторе - около 2 млрд тонн. Основными объектами морской нефтедобычи являются буровые платформы. Российский морской регистр судоходства подразделяет все ныне действующие платформы на два типа: плавучие буровые установки (ПБУ) и стационарные платформы (СП). Платформы первого типа представляют собой суда, способные осуществлять добычу ресурсов, находящихся под морским дном. В свою очередь, они делятся на самоподъемные установки и установки со стабилизирующимися колоннами; последние бывают погружными, полупогружными или на натяжных связях. Платформы второго типа - это нефтегазопромысловые сооружения, состоящие из верхнего строения и опорного основания, зафиксированные на все время работы на грунте. Буровые платформы в большинстве своем являются сложными и дорогостоящими конструкциями. Основными рисками, которым они подвержены в ходе эксплуатации, являются стихийные бедствия (ураганы и т.п.), пожары и аварийные взрывы, а также потеря персоналом контроля над скважиной, равно как и другие его ошибки. Аварии были и остаются неизбежным спутником любых нефтяных промыслов и источником загрязнения на всех этапах промышленной эксплуатации нефтегазовых месторождений, как на суше, так и тем более на море. По статистике оценок риска аварий на шельфе число аварийных разливов нефти объемом более 1000 баррелей (1 баррель равен 134 кг) на каждый миллиард баррелей добытой или перемещенной нефти составляет в среднем [111]: 0, 79 - при буровых работах на платформах; 1, 82 - при транспортировке по трубопроводам; 3, 87 - при танкерных перевозках. Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов Аварии на платформах обычно представляют собой неожиданные залповые выбросы жидких и газообразных углеводородов из скважины в процессе бурения при вскрытии зон с аномально высоким пластовым давлением. По частоте эпизодов и серьезности последствий с такими авариями могут конкурировать лишь инциденты, связанные с танкерной транспортировкой нефти. Даже в Северном море, где, как полагают специалисты, нефтегазовая индустрия обеспечила выполнение самых жестких экологических и про-тивоаварийных требований, только с 1977 по 1987 годы было зафиксировано более 500 аварийных ситуаций технологического характера, при которых в море попало более 40 тысяч тонн нефти, из них 48% - в результате залповых выбросов на морских буровых установках. Целая серия крупных аварий имела место в Мексиканском заливе и в районе Южной Калифорнии, где утечки нефти достигали 1, 4 млн тонн. Одна из крупнейших аварий произошла в 1979 году у берегов Мексики на буровой установке «1х1; ос-1», с которой в течение 10 месяцев ежедневно поступало в море от 2740 до 5480 тонн нефти. В феврале 1983 года при аварии на буровой установке № 3 (месторождение Новруз, Исламская Республика Иран) в Персидский залив вылилось 272 тыс. тонн нефти. По данным ВНИПИморнефтегаз вероятность аварий при бурении скважин составляет 0, 1-6, 5% и при их ремонте 1-2, 5%. По другим данным (ТЭР проекта «Сахалин-1», 1994), относительное количество аварийных скважин при разведочном бурении равно в среднем 1% в год, при эксплуатационном бурении - 0, 4% и при добыче и ремонтных работах - по 0, 03%, причем выброс углеводородов происходит в 10% случаев из общего числа аварийных ситуаций, из них на долю случаев с большими выбросами нефти (более 10 тыс. тонн) приходится порядка 3%. Значительная доля (не менее 50%) от ежегодных объемов морской транспортировки нефти приходится на нефть, добытую на континентальном шельфе. Это дает основания рассматривать танкерный нефтеналивной флот если не как составную часть морских нефтегазовых промыслов, то, как их сопутствующее транспортное обеспечение наряду с системами подводных трубопроводов, тем более что при эксплуатации некоторых месторождений челночные танкеры служат иногда главным средством перемещения углеводородов от места добычи к береговым терминалам. Подводные резервуары для хранения жидких углеводородов (нефти, нефтеводяных смесей, газоконденсата) и технологических растворов и реагентов (метанола и др.) являются необходимым и распространенным элементом многих схем организации нефтегазовых промыслов и особенно при использовании танкеров вместо трубопроводов как главного сред-
Стационарная нефтеплатформа в Северном море ства транспортировки извлеченных углеводородов. Подводные хранилища емкостью до 50 тыс. м либо сооружаются у основания платформ, либо устанавливаются на якорях в полупогруженном состоянии в районе промысла и у береговых терминалов. Иногда для этих целей используют также стоящие на якорях танкеры. Сложные и разветвленные системы подводных трубопроводов протяженностью в сотни и тысячи километров для перекачки нефти, газа, конденсата и их смесей относятся к числу главных факторов экологического риска на морских нефтепромыслах, уступая в этом отношении лишь танкерным перевозкам и, возможно, буровым работам. Причины повреждения трубопроводов могут быть самыми разными - от дефектов материалов и коррозии труб до эрозии грунта, тектонических сдвигов на дне и воздействия судовых якорей и донных тралов. 6 июля 1988 года на одной из нефтеплатформ в Северном море («Р1рег А1рЬа» фирмы ОсайепЫ Рег.го1ешп) произошла утечка газового конденсата из трубопровода в компрессорном модуле. Причем произошла она из места нахождения предохранительного клапана (в тот момент снятого Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов для технического обслуживания), когда по неосторожности на этот участок трубопровода подали давление. Последующее воспламенение конденсата привело к целой серии взрывов и пожаров, выведших из строя все аварийные системы и почти полностью разрушивших платформу. Ситуация усугубилась выбросом нефти и газа из разорванного трубопровода. Общий объем понесенных убытков составил тогда более 1 млрд долларов. Из 226 человек, находившихся на платформе на момент аварии, удалось спастись лишь 61. Причиной столь большого числа погибших стал тот факт, что жилой блок был расположен непосредственно над местом утечки и последующих за ней взрывов. Добыче газа и нефти на морском шельфе неизбежно сопутствуют различного рода аварии. Это источники возможного загрязнения морской среды на всех стадиях проведения работ. Причины и тяжесть последствий таких аварий могут варьироваться очень сильно, это зависит от конкретного стечения обстоятельств, природных и техногенных факторов. Самые типичные причины - это поломка оборудования, ошибки персонала и чрезвычайные природные явления, такие как ураганный ветер, сейсмическая активность и многие др. Основная опасность таких аварий состоит в том, что разливы или выбросы нефти ведут к тяжелым последствиям для окружающей среды. Особенно сильное влияние такие аварии оказывают на прибрежную зону и места с затрудненным водообменом. Аварии при добыче нефти и газа на морском шельфе весьма часты, особенно в начальных этапах разработки месторождений [71]. Мировая тенденция постепенного смещения добычи углеводородов с суши на море находит подтверждение и в нашей стране. Свидетельством этому является развитие работ на шельфах арктических и дальневосточных морей, в Балтийском, Каспийском и Черном морях. Но опыта добычи нефти на шельфе у наших компаний крайне мало, что чревато возникновением чрезвычайных ситуаций. Тем более, когда основные надежды связываются с освоением шельфа суровых арктических морей. Следует учесть и опыт предыдущих аварий на нефтедобывающих платформах, которые произошли на нефтеплатформах других государств, гораздо раньше приступивших к освоению морских месторождений. Особую тревогу вызывает обеспечение надежности транспортировки продукции нефтяных месторождений континентального шельфа от морских платформ до береговых сооружений. Риски возникновения аварийных ситуаций при эксплуатации подводных нефтетрубопроводов значительно выше, чем при эксплуатации продуктопроводов на суше. Статистика наиболее крупных аварий на морских месторождениях приведена в таблице 21.
|