![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2. Риски разливов нефти на море. Основными источниками разливов являются грузовые операции на терминалах, при которых происходит разрыв шлангов
Основными источниками разливов являются грузовые операции на терминалах, при которых происходит разрыв шлангов, поломки грузовых устройств, переливы танков и повреждение грузовых танков при швартовых операциях. Согласно исследованиям ТАСИС, частота разливов нефти более 1 тонны при заходе судов на терминал может считаться равной 5x10~. При этом доля разливов в интервале 1-10 тонн составляет 0, 79; в интервале 10-100 тонн - 0, 17, в интервале 100-1000 тонн -0, 036, а более 1000 тонн - 0, 008, то есть 96% всех разливов на терминалах не превышает 100 тонн [74]. Таким образом, согласно данной статистике, на 100 тыс. заходов танкеров на терминале может произойти два разлива нефти массой 100 тонн и более. Если исходить из этого, то, например, на терминале Приморск при достижении им проектной мощности в 60 млн тонн/год при отгрузке нефти в танкеры дедвейтом 120 тыс. тонн возможен один разлив в 400 лет объемом более 100 тонн.
В Новороссийске 6 декабря 1999 года во время шторма с якорных цепей сорвало сирийское судно «Адхаджи» водоизмещением 260 тыс. тонн. Став неуправляемым, оно устремилось под порывами ветра силой до 30 м/с в направлении берега и навалилось на причал № 2 нефтебазы «Шес-харис». Первыми под удар попали причальные сооружения и паропровод. Судно смяло трубы нефтепровода, и в море хлынул поток нефти. Шквалистый ветер и пятиметровые волны долгое время не позволяли устано- Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов вить боковые заграждения и начать сбор разлившейся нефти. Благо, ветер дул в сторону берега и не давал пятну распространяться за акваторию порта. В течение суток порт находился под угрозой тяжелейшей катастрофы. В Новороссийском порту также памятен пожар в октябре 2001 года на старом болгарском танкере «Хан Аспарух». Только благодаря героической работе спасателей 80 тыс. тонн нефти не загорелись, и танкер не взлетел на воздух. Не существует такой организационно-технической структуры или такого оборудования для предотвращения и ликвидации разливов нефти, которые бы позволили исключить их полностью. Например, в крупнейшем нефтяном порту Европы - в Роттердаме, перевалившем в 2002 году около 190 млн тонн нефти, было зафиксировано более 420 крупных неф-теразливов. В новогоднюю ночь 2002 года на нефтетерминале Порвоо (Финляндия) в Финский залив произошла утечка из-за разрыва трубопровода около 150 тонн дизельного топлива. Еще больший риск разлива возникает при эксплуатации плавучих перегрузочных комплексов. В 2003 году был принят в эксплуатацию рейдовый перегрузочный комплекс (РПК-1) в Кольском заливе для перевалки нефти НК «Юкос» из порта Витино (Кольский полуостров) южнее мыса Мишуки. В состав РПК входят 8 якорно-швартовных систем (якоря, бридели, бочки), позволяющих принимать и обеспечивать удержание танкеров-транспортировщиков дедвейтом до 150 тыс. тонн при скорости ветра до 20 метров в секунду. К этим танкерам способны швартоваться для перегрузки нефти танкеры-челноки дедвейтом от 15 до 60 тыс. тонн. Комплекс работает в круглосуточном режиме. Его пропускная способность - до 5, 4 млн тонн нефти в год [101]. Компания «Роснефть» с середины февраля 2004 года также организует поставки нефти в Европу через плавучий терминал-накопитель (РПК-3) в Кольском заливе. Терминал-накопитель представляет собою танкер дедвейтом 360 тыс. тонн, на который поступает нефть из Тимано-Печоры. Сырье доставляется в Кольский залив малыми танкерами с нового терминала «Роснефти» в Архангельске. В свою очередь, с танкера-накопителя нефть экспортируется супертанкерами дедвейтом 250-300 тыс. тонн. Первоначально планируется экспортировать по этому маршруту 5-6 млн тонн нефти в год. В перспективе объемы экспорта нефти по этой схеме могут достигать 40-50 млн тонн в год, т.к. в этот проект могут быть вовлечены перспективные месторождения (Приразломное, Ванкорское и др.) [52]. Из материалов рабочего проекта, следует, что вероятность аварии при перегрузке нефти с такого накопителя, расположенного в открытом море, составит примерно 10~, то есть один раз в 100 000 лет. При этом в качестве положительного примера беспроблемной, безаварийной эксплуатации
|