![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2. Риски разливов нефти на море. приводились РПК, расположенные в Финском заливе, и другие
приводились РПК, расположенные в Финском заливе, и другие. Даже в более благоприятных условиях, при отсутствии льда, при перевалке нефтепродуктов по Неве-Ладоге на РПК в Финском заливе, на 2498 заходов танкеров в год в 2002 году пришлось 52 нефтеразлива. Таким образом, вероятность аварии составила 1 на 50 заходов. По мировой статистике 10% всего нефтяного загрязнения приходится на танкерные перевозки, из них 7% - на перегрузку, а 3% - на аварии. Авария на РПК в Онежской губе Белого моря в сентябре 2003 года, когда у танкера-челнока «Нефте-рудовоз-57» лопнул проржавевший от старости борт при швартовке к накопителю, произошла примерно на 70-м заходе. Такова реальная, а не теоретическая аварийность в типично российских условиях [109]. Дополнительные риски для Белого и Баренцевого морей будут созданы доставкой нефти на РПК устаревшими однокорпусными танкерами. При доставке нефти на РПК-3 предполагается использовать 162 танкера-челнока, а при отправке нефти с РПК-3 к потребителю еще не менее 50 танкеров-отвозчиков. При этом число заходов однокорпусных танкеров типа «Герои Севастополя», уже вызывавших нарекания инспекции ЕС в 2003 году, составит не менее 100-150 в год (при объеме перевалки 5, 9 млн тонн нефти в год). Аналогичные рейдовые комплексы перегрузки нефти имеются в районе Санкт-Петербурга, на Черном море и в других местах. Особо сложные рейдовые перегрузочные комплексы созданы для эксплуатации в условиях ледовой обстановки Охотского и Печорского морей. Для Печорского моря была создана принципиально новая, не имеющая аналогов в мире, уникальная технология погрузки танкеров с необорудованного побережья в ледовых условиях. В порту Варандей введен в эксплуатацию арктический погружной грузовой терминал, в состав которого входят: нефтебаза, трубопровод, плем, шланг-швартов. Нефтебаза построена на расстоянии 1 км от уреза воды, имеет 6 цистерн, каждая емкостью 10 тыс. м [97]. Трубопровод от нефтебазы до стационарного устройства, расположенного на дне моря на глубине 12м (плем) - 1 км трубопровода проложен по берегу, 3, 4 км по дну моря. Плем - специальное стационарное устройство, которое установлено на дно моря и стационарно соединяется с трубопроводом. На племе имеется устройство, вращающееся вокруг вертикальной оси, и клапан для нефти, швартов и гибкий трубопровод. Плем - это сложное устройство, которое одновременно обеспечивает одноопорную швартовку судна и выполнение погрузочных работ, исключающее (по замыслу авторов проекта) допущение разливов нефти. Шланг-швартов - гибкий трубопровод, на конце которого располагается швартовое устройство для соединения с грузовым приемным устройством танкера. Для обеспечения погрузки танкеры оборудуются спе- Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов циальными погрузочными устройствами, которые устанавливаются в носовой части танкера. В ледовых условиях для обеспечения рейдовой отгрузки нефти применяется ледокол. В корме ледокола сделаны две вертикальные сквозные направляющие шахты. Ледокол оборудован водолазным постом, который сообщен с одной из сквозных вертикальных шахт, специально предназначенной для обеспечения спуска и подъема водолаза. В условиях сплоченного дрейфующего льда или после аварийного отключения грузового приемного устройства водолаз обеспечивает нахождение и подъем «шланга-швартова», а также при необходимости открывает и закрывает клапан для нефти. Нефтяной терминал в бухте Варандей Ненецкого АО способен обслуживать танкеры дедвейтом до 70 тысяч т. В 2005 году через Варандей будет перевалено 8 млн тонн нефти, а к 2007 году, после реконструкции, мощность терминала достигнет 12, 5 млн тонн нефти в год. Специалисты отмечают наличие серьезних рисков разлива нефти, так как морской терминал построен в месте со сложной ледовой обстановкой. При низкой температуре воды и малой проточности нефть может не разложиться и за 50 лет. На нефтетерминалах, как правило, имеются специальные силы и средства для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории самого терминала и на акватории порта. Так, в порту Приморск (Ленинградская область) создан специализированный флот для приема с танкеров замазученных и льяльных вод, бытового мусора, оборудование для ликвидации аварийных разливов нефти, а так же емкости для сбора нефти с поверхности воды и с берега. Технические средства предназначены для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов не только на акватории порта, но и в восточной части Финского залива. Вообще на оснащении терминала порта Приморск имеется: - нефтесборная техника (18 скиммеров, нефтемусоросборщик) общей - средства для приема собранной нефти общим объемом 1146 м; - средства для локализации нефтяного разлива общей протяженнос - силовые агрегаты совокупной мощностью 495 кВт; - откачивающие средства; - универсальное транспортное средство для перевозки нефтесборно- - передвижная электростанция мощностью 60 кВт; - установка на вертолет для распыления диспергентов; - судно-сборщик льяльных вод «Брянск» для сбора и утилизации
|