![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разливы при транспортировке нефти морским транспортом
К числу наиболее вредных химических загрязнений морской среды относятся нефть и нефтепродукты. Ежегодно в океан попадают более 6 млн тонн нефти. Причинами загрязнения морской среды являются аварии танкеров, шельфовая добыча нефти, судоходство и морская деятельность. Ежегодно при обычных морских перевозках, авариях и незаконных сбросах в океаны попадает примерно 600 000 тонн нефти [111, 112]. В настоящее время нефть - самое распространенное вещество, загрязняющее природные воды. Объемы транспортировки нефти и нефтепродуктов на танкерах оценивается в 1, 5 млрд тонн в год. Известно, что 0, 03% транспортируемой танкерами нефти и нефтепродуктов теряется по различным причинам. Разлитая нефть покрывает поверхность моря, растворяется в толще его вод, оседает на дно и, как правило, выплескивается на берег. Источники загрязнения вод мирового океана нефтью и нефтепродуктами отражены в таблице 16. Таблица 16 Источники загрязнения вод мирового океана нефтью и нефтепродуктами
Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов Неизбежным спутником любых танкерных операций были и продолжают оставаться аварии. Несмотря на явную тенденцию к снижению аварийности нефтеналивного танкерного флота, аварии танкеров до сих пор остаются одним из основных источников экологического риска. По классификации Международной федерации владельцев танкеров [111], нефтяные разливы принято делить на три категории в зависимости от объемов утечки нефти: малые - менее 7 тонн, средние - от 7 до 700 тонн и большие - более 700 тонн. Увеличение масштабов добычи нефти, интенсификация перевозок нефти и нефтепродуктов, строительство и эксплуатация новых транспортных коридоров ведет к повышению опасностей (рисков) аварийных ситуаций. Вероятность риска разлива принимается равной 0, 05 на 1000 рейсов в открытом море и 0, 25 в опасных местах. С учетом вероятной частоты аварии с посадкой на мель и столкновением средний размер нефтяного разлива может быть оценен как 1/48 от количества перевозимой за рейс нефти. Расчет частоты и размеров разливов нефти в результате аварий танкеров в море базируется на статистике ИМО, согласно которой частота аварий составляет (для морей с интенсивным судоходством): посадка на мель - 5, 4 на 106 миль; столкновение - 1, 9 на 106 миль; повреждение конструкции - 0, 48 на 106 миль; пожар, взрыв - 0, 063 на 106 миль. Вероятность и объемы разливов нефти зависят от ряда факторов, основными из которых являются: интенсивность судоходства, конструкция танкера и условия навигации. При посадке на мель с пробитием дна вероятность вылива 5% груза из поврежденных танков равна 0, 5, а вероятность вылива 95% груза равна всего 0, 002, при столкновении танкера вероятность вылива 95% груза еще меньше и будет зависеть от местоположения пробоины по отношению к ватерлинии. Согласно исследованиям ИМО, основными причинами аварий судов (84-88% аварий танкеров) и, соответственно, разливов нефти являются человеческий фактор и условия навигации. В России принимаются меры по снижению влияния человеческого фактора: во всех крупных морских портах России внедряются системы управления движения судов, которые позволяют обеспечивать постоянный контроль местоположения судов. В портах с интенсивным судоходством внедряются системы разделения путей движения судов. В период за 1969-1973 годы было зарегистрировано 3108 аварий танкеров водоизмещением более 2000 тонн, в том числе, 452 случая разлива нефти. Причины аварий следующие: 123 посадки на мель, 126 столкновений, 94 аварии вызваны несовершенством конструкции судна или навигационного оборудования, 46 танкеров разбились о причал, 11 из-за ломки двигателя, 17 от пожаров и 31 от взрывов. В таблице 17 приведены данные о крупнейших танкерных катастрофах за последние 40 лет [111].
|