Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные принципы и цели выселения
Фактически выселение означает лишение жилища человека, проживающего в нем постоянно или временно, но не имеющего или утратившего право на дальнейшее проживание в нем. С одной стороны, выселение является правовым понятием. На практике же понятие «выселение» чаще всего употребляется, чтобы характеризовать процесс, порядок принудительного освобождения жилья. Выселение в последнем случае представляет собой определенный порядок действий, направленный на освобождение жилого помещения. Целью выселения всегда является освобождение жилого помещения. Вторичными целями могут быть: избежание несчастных случаев (например, в случае аварийности жилья); восстановление социальной справедливости (например, в случае самовольного захвата жилья); восстановление нарушенных прав третьих лиц (например, в случае систематического нарушения прав и законных интересов соседей); восполнение доходной части бюджета (например, в случае выселения за систематическое невнесение платы за пользование жилым помещением и за коммунальные услуги) и т.п. [1] Жилищные правоотношения основываются на нескольких основополагающих принципах, которые влияют на все жилищные правоотношения, в том числе и на отношения по поводу выселения из жилых помещений: - на принципе необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище; - на принципе безопасности жилища; - на принципе неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища; - на принципе необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав; - на принципе признания равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями. Бесспорно, что именно принцип неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища является основополагающим для правоотношений, связанных с выселением из жилых помещений. Ограничение неприкосновенности жилища возможно в случаях, прямо установленных законом, или на основании решения суда. Так, ст. 12 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»[2] ограничивает неприкосновенность жилища в случае введения чрезвычайного положения на территории, на которой вводится чрезвычайное положение. Указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения в качестве особой меры может быть предусмотрен досмотр жилища граждан. Недопустимость произвольного лишения жилища означает невозможность выселения гражданина и проживающих совместно с ним членов семьи из занимаемого жилого помещения. Статьей 40 Конституции РФ установлено, что никто не может быть произвольно лишен жилища. «Произвольным» является лишение жилья без законных оснований или с нарушением предусмотренного законом порядка. Приведем пример, когда выселение без предоставления другого жилого помещения является законным. Н. и А. в 1983 г. гражданкой С. – собственником квартиры в городе Нижнем Новгороде – были вселены в данную квартиру в качестве членов семьи и приобрели право пользования жилым помещением. Впоследствии квартиру С. завещала своей сестре – гражданке О., которая после смерти С. 24 сентября 1992 г. вступила в права наследства, а 25 марта 1993 г. подарила указанную квартиру гражданину Л. Л. в 1998 г. подал в суд исковое заявление о выселении Н. и А. из спорной квартиры. Определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 16 мая 2006 г. было отказано в удовлетворении исковых требований Н. и А. о признании за ними права пользования жилым помещением и удовлетворены исковые требования гражданина Л. о прекращении права пользования спорным жилым помещением Н. и А., их выселении и снятии с регистрационного учета. Суд пришел к выводу, что в силу длящихся жилищных правоотношений Л. как собственник жилого помещения после вступления в силу Жилищного кодекса РФ вправе требовать выселения в судебном порядке лиц, являющихся членами семьи бывшего собственника жилого помещения, и применил в силу аналогии закона (статья 7 ЖК РФ) положения статьи 31 ЖК РФ, регламентирующей права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении[3]. В суде у истцов или ответчиков довольно часто возникает необходимость доказать проживание по спорному месту жительства. Предоставление истцом или ответчиком в суде документа о регистрации (например, паспорта с отметкой о регистрации) однозначно не доказывает фактическое проживание в жилом помещении, где лицо зарегистрировано. Регистрация в месте жительства (пребывания) является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства (пребывания) [4]. Дополнительными доказательствами могут служить квитанции об оплате за коммунальные услуги, записи в домовой книге, квитанции о проведенном ремонте, свидетельские показания соседей, сантехников или ремонтников, родственников или знакомых. После отмены прописки в России действует уведомительный порядок регистрационного учета граждан по месту их пребывания или по месту жительства. Местом жительства (регистрации) гражданина является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства может быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ[5]. Место пребывания отличается от места жительства тем, что в нем гражданин проживает временно. Обязанность граждан РФ регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах России закреплена в ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Местом жительства ребенка признается место жительства его законных представителей, т.е. родителей, усыновителей или опекунов (ГК РФ). Лица, не достигшие возраста 14 лет, не вправе самостоятельно определять место своего жительства. Оно определяется как место жительства их законных представителей. На иностранных граждан, не имеющих паспорта гражданина РФ, распространяется иной порядок: штамп о постоянной регистрации по месту жительства проставляется в виде на жительство или в разрешении на временное проживание. Любое жилое помещение должно отвечать установленным санитарно-гигиеническим, техническим, экологическим и иным требованиям. В случае признания его непригодным для проживания граждане подлежат выселению с предоставлением другого благоустроенного жилья (ст. ст. 85, 87 ЖК РФ). Согласно нормам жилищного законодательства граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: - дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; - жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; - жилое помещение признано непригодным для проживания; - в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст. 85 ЖК РФ); - жилое помещение подлежит передаче религиозной организации в соответствии с Федеральным законом «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». [6] Перечень случаев такого выселения является исчерпывающим. Практика применения жилищного законодательства свидетельствует о том, что не всегда закон реализуется должным образом. Даже когда фактически дом грозит обвалом и проживание в нем становится опасным для нанимателей, решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу не принимается, а если и принимается, то с затягиванием сроков выселения граждан и предоставления им других жилых помещений. Представляется, что возложенные на наймодателя обязанности не обеспечены наличием должного механизма правовой реализации с указанием сроков проведения процедуры выселения. Как показывает практика, привлечь к ответственности должностных лиц за не предоставление нанимателю нового благоустроенного жилого помещения взамен непригодного для проживания (но тем не менее являющегося жильем нанимателя) помещения, фактически невозможно. На практике единственной мерой воздействия на недобросовестных чиновников является наложение штрафа службой судебных приставов[7]. Если наниматель отказывается от выселения, то указанные выше органы могут обратиться в суд о принудительном его выселении. Но в судебном решении обязательно должна содержаться обязанность предоставить выселяемому нанимателю благоустроенное жилье. При выселении по указанным выше основаниям расторгается прежний договор социального найма и заключается новый договор на предоставленное помещение. Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом – аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливает Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» [8]. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны производить переселение граждан из аварийных домов в благоустроенные жилые помещения. Выселение производится только на основании вступившего в силу судебного решения. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда. Принудительное исполнение судебного решения осуществляется службой судебных приставов, которые возбуждают исполнительное производство. С учетом установленного правила об обязательности выселения гражданина в другое помещение, прямо указанное в судебном решении, законодатель устанавливает для нанимателей гарантию того, что они со своими семьями не будут выселены без предоставления другого жилого помещения. Ведь вынесение и исполнение окончательного решения будет возможно, только если благоустроенное помещение указано конкретно (в том числе адрес, площадь), и судом проанализированы его характеристики на предмет соответствия установленным в комментируемой статье требованиям (учтено количество комнат, уровень благоустроенности и прочие важные характеристики) [9]. Чтобы раскрыть сущность понятия «выселение из жилого помещения», обратимся к нормам ЖК РФ. Жилищем (жилым помещением) может являться: - жилой дом или часть жилого дома; - квартира либо часть квартиры; - комната (см. ст. 16 ЖК РФ). Другими словами, любое жилое помещение предназначено для проживания граждан. Иные помещения не могут быть отнесены к жилым и относятся к объектам нежилого фонда или же являются составными частями жилых помещений. По общему правилу строения, площади и объекты жилых помещений которых составляют менее половины иных функциональных площадей и объемов строения, относятся к нежилым строениям с жилыми помещениями. Критерием того, является ли дом жилым, служит его функциональное назначение как здания (части задания). Назначение жилого помещения (здания, его части) изначально определяется в строительной документации (рабочем проекте, техническом плане и т.п.), а после завершения строительства находит окончательное отражение в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). В подразделе 1 ЕГРП в графе «Назначение» указывается основное назначение объекта. Большие правовые коллизии, которые законодательно не разрешены до сих пор, породило Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан» [10]. Суд исследовал вопрос о том, соответствует ли Конституции РФ оспариваемое заявителями законоположение о том, что регистрация в жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, запрещена. Абзац 2 ст. 1 указанного Федерального закона определяет садовый земельный участок как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). Фабула дела, рассмотренного Конституционным Судом, была такова. Граждане Т.И. Булах и В.Д. Сукачев с 1998 г. постоянно проживают в расположенном на садовом земельном участке N 134 по улице Садовой в садоводческом товариществе «Авиатор» (поселок Афинский Северского района Краснодарского края) доме площадью 56, 8 кв. м, который принят в эксплуатацию в 2001 году и принадлежит В.Д. Сукачеву согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности. Указанные жилые строения являются единственно возможным для них местом жительства и, следовательно, единственным местом, где они могут быть зарегистрированы; отсутствие же регистрации по месту жительства лишает их возможности реализовать свое конституционное право на социальное обеспечение, включая медицинскую помощь по договорам обязательного медицинского страхования, и пользоваться предоставленными им льготами. Заявители отмечали, что заявленная норма противоречит положениям Конституции, гарантирующим свободу выбора места жительства. Конституционный Суд пришел к выводу, что абзац второй ст. 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не соответствует Конституции РФ. Теперь граждане имеют полное право регистрироваться по месту жительства в дачных домах, принадлежащих садоводческим товариществам. В Постановлении Конституционного Суда отмечается, что норма ограничивает право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов. [11] Указанное выше Постановление Суда революционно по своей сути и, очевидно, будет иметь очень много неожиданных последствий. Ведь на сегодняшний момент в России примерно 20 млн. садово-огороднических участков, и их количество с каждым годом возрастает. Одно из возможных последствий данного решения Конституционного Суда РФ – рост населенных пунктов. Садовые товарищества будут признаваться населенными пунктами, впоследствии в них будут избираться органы местного самоуправления. Данное Постановление особенно положительно для людей, продавших квартиры в городе и решивших поселиться в загородном доме. Для реализации решения потребуется вносить изменения в огромное количество документов, в том числе дополнять Жилищный, Гражданский и Земельный кодексы. До принятия же органами местного самоуправления и субъектами РФ подобных нормативных актов, регламентирующих порядок регистрации граждан в таких строениях, суды общей юрисдикции могут признавать жилые строения пригодными для постоянного проживания и производить регистрацию в них граждан.
|