Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лицензирование. Лицензирование является необходимой составляющей государственного регулирования отрасли телекоммуникаций
Лицензирование является необходимой составляющей государственного регулирования отрасли телекоммуникаций. Процедура выдачи лицензий, наряду с иными, является дополнительным средством совершенствования конкуренции на рынке услуг связи и защиты прав пользователей услугами связи. В соответствии со статьей 29 ФЗ «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются. Согласно Постановлению Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» [17] наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, включает в себя: услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа; услуги междугородной и международной телефонной связи; услуги телефонной связи в выделенной сети связи; услуги внутризоновой телефонной связи; услуги местной телефонной связи с использованием таксофонов; услуги местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа; услуги телеграфной связи; услуги связи персонального радиовызова. услуги подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования. услуги подвижной радиосвязи в выделенной сети связи. услуги подвижной радиотелефонной связи. услуги подвижной спутниковой радиосвязи. услуги связи по предоставлению каналов связи. услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации. услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации. телематические услуги связи. услуги связи для целей кабельного вещания. услуги связи для целей эфирного вещания. услуги связи для целей проводного радиовещания. услуги почтовой связи. При этом ни для одной услуги связи из приведенного выше перечня не установлено напрямую лицензионное требование обеспечения предоставлению пользователю (абоненту) надлежащего качества услуг связи в соответствии с определенными нормами. Общая обязанность оператора связи по предоставлению услуг связи с надлежащим качеством (без конкретных норм на показатели качества услуг связи) приведены в Правилах оказания услуг связи. В частности в Постановлении Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. № 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» [18] установлено, что в договоре, заключаемом в письменной форме, помимо иных данных должны быть указаны, технические показатели, характеризующие качество телематических услуг связи (в том числе полосу пропускания линии связи в сети передачи данных) (п. 27 «ж»). Пунктом 24 «г», «л» данного постановления Правительства РФ также предусмотрено, что оператор связи обязан предоставить абоненту и (или) пользователю необходимую для заключения и исполнения договора информацию, включающую в себя, помимо иной информации, диапазон значений показателей качества обслуживания, обеспечиваемых сетью передачи данных, в пределах которого абонент вправе установить в договоре необходимые ему значения, а также перечень принимаемых на добровольной основе дополнительных обязательств оператора связи перед абонентом и (или) пользователем, в том числе: описание мер, препятствующих распространению спама, вредоносного программного обеспечения и другой информации, запрещенной к распространению законодательством Российской Федерации; ответственность оператора телематических услуг связи перед абонентом и (или) пользователем за действие или бездействие, способствующее распространению спама, вредоносного программного обеспечения и другой информации, запрещенной к распространению законодательством Российской Федерации. Пунктом 23 Постановления Правительства РФ от 18 мая 2005 г. № 310 «Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи» [19] предусмотрено, что информация, предоставляемая оператором связи абоненту и (или) пользователю при заключении договора, включает, наряду с иными данными, наименование и реквизиты нормативных документов, определяющих требования к качеству оказываемых услуг телефонной связи. Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. № 785 «Об утверждении Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания» [20] также предусмотрено, что оператор связи для заключения и исполнения договора обязан предоставлять информацию, которая включает в себя требования к параметрам абонентской распределительной системы, наименование и реквизиты нормативных документов, определяющих требования к качеству оказываемых услуг связи для целей телерадиовещания (п. 11 «д», «е»). Аналогичные требования установлены в Постановлении Правительства РФ от 6 июня 2005 г. № 353 «Об утверждении Правил оказания услуг связи проводного радиовещания» [21], в соответствии с которым информация, предоставляемая оператором связи гражданину или юридическому лицу при заключении договора, включает в себя наименование и реквизиты нормативных документов, определяющих требования к качеству оказываемых услуг связи проводного радиовещания (п. 11 «д»). Согласно Постановлению Правительства РФ от 25 мая 2005 г. № 328 «Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи» [22] абонент вправе требовать перерасчет абонентской платы вплоть до полного возврата сумм, уплаченных за услуги подвижной связи, в связи с непредоставлением услуг не по вине абонента или предоставлением их ненадлежащего качества (п. 27 «б»). Примечательно, что вышеприведенные нормы Правил оказания услуг связи не могут эффективно работать на сегодняшний день, так как отраслевые нормативные документы, определяющие требования к качеству оказываемых услуг связи, не приняты. Практика принятия таких документов самостоятельно операторами связи практически отсутствует. В результате, возникает спорная ситуация, при которой, с одной стороны, механизм защиты пользователей законодательно установлен, но, с другой стороны, не может быть применим ввиду отсутствия основных его составляющих – нормативных документов, устанавливающих требования к качеству услуг связи. Для осуществления эффективного контроля и надзора за выполнением операторами связи требований к качеству услуг связи необходима разработка перечня показателей качества услуг связи, обязательных для включения в договора на оказание услуг связи. Осуществление контроля и надзора за выполнением операторами связи требований к качеству услуг связи должно осуществляться с использованием методик измерения и контроля качества услуг связи в сетях связи (с учетом применяемых технологий) и на основании соответствующего Административного регламента Роскомнадзора.
|