Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зимми–зороастрицы в Иране
В книге «Персидская цитадель зороастризма»[63] Мэри Бойс цитирует повесть «Пять лет в персидском городе» Напье Малькольма[64], 1905, который жил среди зороастрийцев в центральном иранском городе Йезд в конце XIX столетия:
«До 1895 г. ни одному персу (зороастрийцу) не разрешали носить зонтик. Это происходило в течение всего времени, когда я был в Йезде. До 1895 г. существовал полный запрет на очки и пенсне; до 1885 г. им (зороастрийцам) запрещали носить кольца; их пояса должны были быть сделаны из грубого холста, но после 1885 г. был разрешен любой белый материал. До 1896 г. персы были обязаны закручивать свои тюрбаны вместо того, чтобы складывать их. До 1898 г. было разрешено шить каабы (верхнюю одежду) и архалуки (нательную одежду) только из материалов коричневого, серого и желтого цветов, но со временем были разрешены все цвета, кроме синего, черного, ярко-красного и зеленого. Был также запрет на белые чулки, и приблизительно до 1880 г. перс должен был носить особую отвратительную обувь с широким, вздернутым носом. До 1885 г. они были обязаны носить обтягивающие однотонные панталоны вместо брюк. Были и другие подобные ограничения в одежде, но они слишком многочисленные и мелкие, чтобы их упоминать. До 1891 г. все зороастрийцы, идущие по городу, или даже по пустыне, должны были слезть с лошади при встрече с мусульманином любого социального положения.
Также дома персов и евреев, окруженные стенами, должны были быть такими низкими, чтобы мусульманин мог достать до крыши вытянутой рукой; однако, можно было выкапывать фундаменты ниже уровня дороги. Стены рядом с дверью должны были быть покрашены белой краской. Двойная дверь, распространенная форма персидской двери, была запрещена, также как и комнаты, в которых было больше двух окон. Пока мы были в Йезде, бадгиры[65] были по-прежнему запрещены персам, но в 1900 г. один из крупнейших торговцев Персии преподнес большой подарок губернатору и главному муджтахиду[66], чтобы построить одну такую башню. Вторые этажи были также запрещены.
Приблизительно до 1860 г. персы не могли торговать. Они использовали подвалы в своих домах, чтобы прятать вещи и потом тайно продавать их. Сейчас они могут торговать в караван-сараях или постоялых дворах, но не на базарах, и при этом они также не могут торговать льном и льняными вещами. До 1870 г. им было запрещено отдавать своих детей в школу.
Сумма джизьи, налога для неверных, определялась согласно благосостоянию каждого отдельного перса, но она никогда не была менее двух томанов [сумма, равная 10.000 динаров]. В наше время томан равноценен трем шиллингам и восьми пенсам, но раньше это были большие деньги. Даже сейчас, когда деньги сильно обесценились, данная сумма соответствует 10 дням работы. Джизья должна быть уплачена на месте, когда фарраш [буквально «чистильщик ковров», а в действительности дворовый слуга], который выступает в качестве сборщика налогов, встречает человека. Фаррашу было дозволено делать все, что он хочет, пока собирает джизью. Человеку не разрешали пойти домой за деньгами, но били до тех пор, пока их не будет. Примерно в 1865 г. был зафиксирован случай, когда один из фаррашей, собирая налоги, привязал одного человека к собаке и бил их по очереди.
В 1891 г. муджтахид поймал на одной из площадей города зороастрийского торговца в белых чулках. Он приказал избить его и снять с него чулки. В 1860 г. семидесятилетний старик пришел на базар в белых штанах из грубой ткани. Его сильно избили, сняли брюки, и отослали домой с ними же в руках. Иногда персы стояли на одной ноге в доме муджтахида, пока не соглашались платить значительную денежную сумму.
В годы правления покойного шаха Назируддина почти все ограничения, установленные для персов, были отменены – джизья, ограничения, касающиеся одежды и жилищ, – кроме норм наследственного права, согласно которым перс, принявший мусульманство, имеет приоритет перед его зороастрийскими братьями и сестрами. Не считая отмены джизьи, ограничений в одежде и строительстве домов, фирман (указ) шаха о предоставлении персам гражданских прав совершенно не исполнялся. В 1898 г. нынешний шах, Музаффаруддин, издал фирман, который отменял все ограничения персов в правах, а также объявлял незаконным использование мошенничества или обмана при обращении персов в ислам. Данный указ, кажется, не возымел вообще никакого эффекта.
Приблизительно в 1883 г., после того, как был оглашен фирман шаха Назируддина, один из персов, Рустами Ардисири Диньяр, построил в Куха-Биюк, одной из деревень около Йезда, дом с верхней комнатой, который был немного выше, чем положено для персидских домов. Он услышал, что мусульмане собираются убить его и ночью бежал в Тегеран. По ошибке они убили другого перса по имени Тирандаз, но не разрушили дом.
Таким образом, основная проблема была не в том, чтобы улучшить закон, а в том, чтобы воплотить его в жизнь. Когда Манукджи [британский перс и консул в Тегеране] был в Йезде, приблизительно в 1870 г., два перса подверглись нападению двух мусульман за городом. Один из персов был убит, другой сильно ранен – мусульмане пытались отрезать его голову. Губернатор доставил преступников в Йезд, но никак их не наказал. Манукджи забрал их с собой, чтобы обратиться к правительству в Тегеране. Однако премьер-министр сказал ему, что никакой мусульманин не может быть казнен за зороастрийца, и в наказание за убийство персов мусульманина можно лишь только побить палками. Спустя некоторое время Манукджи разузнавал, правда ли, что жизнь зороастрийца стоит 7 томанов. Он получил ответ, что, наверное, чуть больше.
Персам в городе Йезд значительно помогли агенты из Бомбея, которые являлись британскими подданными. В последние годы ситуация незначительно улучшилась».
|