Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предыстория






Битве при Туре предшествовали 20 лет завоеваний Омейядов в Европе, начавшихся со вторжения в вестготские христианские королевства Пиренейского полуострова в 711 году (Битва при Гвадалете) и распространившихся на территорию Галлии, бывшей провинции Римской империи. Военные кампании Омейядов достигли на севере Аквитании и Бургундии, включая главную битву у Бордо и рейд на Отен. Некоторые ученые считают победу Мартелла фактором, остановившим продвижение сил Омейядов на север от Иберийского полуострова и сохранившим христианство в Европе в тот период, когда мусульманское правление поглотило остатки былых империй – Римской и Персидской.

 

Большинство историков полагают, что две армии встретились в месте слияния рек Клен и Вьенна между Туром и Пуатье. Численность воинов обеих армий неизвестна. Данные из старинных мусульманских источников указывают, что у Омейядов было 80 тыс. и более воинов. В своей работе 1999 года Пол К. Дэвис оценивает количество арабских войск в 80 тыс. человек, а франков в 30 тыс., отмечая, что историки того времени оценивали силы армии Омейядов при Туре в 20-80 тыс. человек. Эдуард Шонфилд (отвергая сделанные ранее подсчеты о 60-400 тыс. арабских воинов и 75 тыс. франкских) утверждает, что «оценка войск Омейядов в более чем 50 тысяч воинов (а у франков и того больше) неправдоподобна с точки зрения снабжения». Другой современный военный историк Виктор Дэвис Хансон полагает, что обе армии были примерно равны – в каждой было около 30 тысяч человек. Возможно, нынешние историки точнее средневековых источников, поскольку современные данные основываются на оценке материально-технических возможностей снабжения такого количества людей и животных. И Дэвис, и Хансон указывают, что обе армии должны были получать снабжение и провизию из близлежащей местности, так как ни одна не обладала эффективной системой хозяйственно-продовольственных складов.

 

Неизвестно, какие потери понесли армии во время битвы, но впоследствии хроники утверждали, что Мартелл потерял около 1 500 воинов, в то время как Омейядов понесли массовые потери – до 37, 5 тыс. человек. Однако в «Liber Pontificalis» («Книга пап» (лат.) – сборник деяний Римских пап, начиная с апостола Петра и до Пия II (1458—1464)) зафиксированы те же данные о потерях после победы герцога Эвдона (Эда) Аквитанского в Битве при Тулузе (721 г.). Павел Диакон правильно указывает в своей «Истории лангобардов», написанной около 785 года, что «Liber pontificalis» упоминает эти данные в связи с победой Эвдона при Тулузе (хотя он утверждал, что Карл Мартелл сражался в битве вместе с Эвдоном), но более поздние авторы, вероятно, «под влиянием “Продолжателей Фредегара” (франкской хроники VIII века), приписали потери сарацинов только заслугам Карла Мартелла и битвой, в которой они пали, стала считаться исключительно битва при Пуатье».

 

«Vita Pardulfi» («Житие св. Пардульфия»), написаннае в середине VIII века, сообщает, что после битвы силы Абд-эль-Рахмана огнем и грабежом прокладывали себе путь через Лимузен назад в Аль-Андалусию, а значит, они были не настолько разгромлены, как утверждают «Продолжатели Фредегара».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал