Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предметный урок
Тема: «Белка» Цель: сформировать пространственное представление о белке; создать чувственную основу представления; продолжать обогащать словарный запас слепых детей; развивать устную речь; закреплять аппарат двуручного осязательного обследования. Средство обучения: чучело белки, рельефно-графические рисунки животных, рельефно-графический рисунок белки, статуэтки, аппликации и мягкие игрушки, изображающие белку в разных позах, орехи, шишки. Комментарии к уроку На этом уроке учитель направляет свои усилия на создание у слепых школьников адекватного реальному животному представления о нем, опираясь на восприятия учащимися модельных средств наглядности: начиная с чучела белки и кончая ее рельефно-графическим изображением. Существенным компонентом методики формирования представления у слепого ученика на таком уроке является применение широкого диапазона наглядных средств обучения, ведь одни из средств более точно передают форму зверька, другие — его размеры, третьи — различные позы, четвертые — элементы поведения, характер. Наконец, необходимо отметить художественно-эстетический потенциал комплекса применяемых наглядных средств обучения, реализация которого на таком уроке позволяет пробудить у слепого ребенка нежные, любовные, бережные чувства к живому существу, к животному, в частности. Ход урока 1. Организационная часть. 2. Распознавание рельефно-графических изображений животных, знакомых детям по предыдущим урокам. На листе изображены животные: лиса, волк, заяц, медведь. Учитель предлагает отгадать загадки и показать на рисунке свою отгадку. При этом слепой ученик должен показать на рисунке характерные для данного животного части, свойства и пр. 3. Краткая беседа о диких животных. — Каких животных вы видите на рисунке? — Где они живут? (в лесу). — Какие еще животные живут в лесу? (Дети называют, в том числе и белку). 4. Обследование чучела белки. Обследование чучела белки происходит под руководством учителя. Краткая установочная беседа с учеником о порядке обследования, о фрагментах наиболее пристального и тщательного восприятия, об аккуратном и бережном отношении, об осторожном прикосновении и других требованиях к обследованию руками. Акцентирование внимания учеников на характерных чертах животного. Далее учитель предлагает сделать по свежим впечатлениям словесное описание белки, отметив внешний вид, размеры, окрас, характерные особенности строения тела, форму, другие особенности. 5. Соотнесение изображений с обследованным предметом. Сопоставление мягкой игрушки с чучелом, выявление сходства и различия. Рассматриваются статуэтки белочки, сравнение их с чучелом. Обследование рельефно-графического рисунка в учебнике, сопоставление с чучелом. Уточнение информации рисунка в сравнении с чучелом белки. 6. Рассказ учителя о жизни и повадках белки, о ее особенностях как животного. Чтение отрывков из произведений В. Бианки, М. Пришвина и др. Беседа по закреплению полученных сведений. Чтение стихов о белке, например, из произведений А. С. Пушкина. 7. Итог. — Чему был посвящен наш урок? — Что вы узнали о белочке? — Откуда вы получили эти сведения о белке?
|