Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершенствование лидерства и коллективного стратегического руководства в интересах здоровья.






Функция лидерства, выполняемая министрами здравоохранения и учреждениями охраны общественного здоровья, остается жизненно важной для сокращения бремени нездоровья во всем Европейском регионе и нуждается в дальнейшем укреплении. Эта роль лидерства в деле охраны здоровья населения включает в себя наглядную демонстрацию как экономических, социальных и политических выгод хорошего здоровья, так и негативных последствий нездоровья и несправедливостей в отношении здоровья и его детерминантов для каждого сектора, для всей системы государственного управления и всего общества. В этой связи министрам и министерствам здравоохранения и учреждениям общественного здравоохранения при формировании стратегий, способствующих укреплению здоровья и благополучия, нужно выполнять новые функции - выходить за рамки своих ведомств и продвигать стратегии, способствующие достижению здоровья для всех в партнерствах вне сектора здравоохранения. Выполнение этой роли лидеров требует целого ряда навыков и умений, включая использование приемов дипломатии, привлечение фактических данных и аргументов и умение убеждать.

Тем не менее, новые формы стратегического руководства в интересах здоровья также требуются во всем обществе и во всей системе государственного управления. Существует много определений стратегического руководства. В политике Здоровье - 2020 используется следующее определение: «стремление органов государственного управления (правительств) и других действующих субъектов руководить сообществами, целыми странами или даже группами стран в их действиях по достижению здоровья как неотъемлемой составляющей благополучия, применяя для этого как общегосударственный подход, так и подход на основе участия всего общества» (51). В этом определении здоровье и благополучие позиционируются как ключевые атрибуты того, что составляет успешное и нормально функционирующее общество в XXI веке. Для того чтобы ответственность всего общества и общегосударственная ответственность за охрану здоровья соблюдалась и стала реальностью, также требуется сильное руководство. Стратегии, действия и социальная приверженность охране здоровья не могут возникнуть сами по себе. В современном обществе влияния на здоровье настолько разнообразны и настолько рассеяны по всем сферам общества, что для укрепления и улучшения здоровья требуются действия на основе нового мышления и новой парадигмы; традиционные линейные рациональные модели планирования более не достаточны.

В настоящее время происходит процесс перехода от модели стратегического руководства, в центре которой стоит государство, к модели сотрудничества, при которой стратегическое руководство является продуктом совместной деятельности широкого круга субъектов, действующих на уровне государства и на уровне общества, таких как министерства, парламенты, организации, ведомства, комиссии, коммерческие предприятия, граждане, общественные объединения, фонды и СМИ. Такое стратегическое руководство в интересах здоровья рассредоточено по горизонтали. Это способствует осуществлению совместных действий в общих интересах сектора здравоохранения и других секторов.

Правительства на всех уровнях рассматривают вопрос о создании официальных структур и процессов, которые обеспечивали бы согласованность в действиях и решение проблем на межведомственном уровне и устраняли бы дисбаланс сил между секторами. Программы в области здоровья и благополучия, взаимно усиливающие друг друга, должны подкрепляться структурами и механизмами, обеспечивающими сотрудничество. В этом смысле эффективное многоуровневое стратегическое руководство так же важно, как и руководство, рассредоточенное по горизонтали между секторами и основанное на участии широкого круга заинтересованных сторон. Процессы стратегического руководства и выработки политики в интересах здоровья должны быть прозрачными и открытыми и обеспечивать максимально широкое участие в них различных секторов, уровней и групп особых интересов. Адаптивные стратегии должны быть достаточно устойчивыми, чтобы реагировать на комплексный характер ситуации и быть готовыми к неопределенности.

Одной из самых важных задач является формирование осведомленности и способности включить цели здравоохранения в общий процесс социально-экономического развития общества и развития его человеческого потенциала. Потребность в реформировании методов работы и в применении новых форм и методов выработки и реализации политики на глобальном, региональном и местном уровне существует во всех областях политики, не только в здравоохранении. Важно отметить, что здравоохранение - это не единственная сфера деятельности, которая требует принятия мер в других секторах: существуют двухсторонние и многосторонние потребности в синергизме при разработке и реализации политики во всех секторах.

Достижение такой степени взаимодействия внутри системы государственного управления, когда будут осуществляться действия на межведомственном уровне - это, несомненно, трудная задача. Эта трудность объясняется сложностью решаемых вопросов, каверзным характером проблем и изначальным отсутствием гибкости бюрократических организационных систем. Положение также осложняется распределением влияния и ресурсов в обществе, конфликтами интересов внутри системы государственного управления, недостатком стимулов и недостаточной приверженностью на высшем уровне.

Эта новая концепция стратегического руководства в интересах здоровья объединяет и расширяет существовавшие и ранее концепции межсекторальных действий и здоровой государственной политики в рамках более широких и взаимосвязанных концепций ответственности всего общества и общегосударственной ответственности за охрану здоровья. Существенным элементом здесь является принцип учета интересов здоровья во всех стратегиях, который требует вынести вопрос об охране здоровья на более заметное место в политической повестке дня, активизировать диалог на уровне политики по вопросам здоровья и его детерминант и повысить ответственность за конечные результаты для здоровья. Ценными инструментами оценки потенциальных последствий принимаемых стратегий являются оценка воздействия на здоровье и экономическая оценка, которые могут использоваться также для оценки влияния на качество. При таких подходах акцентируется внимание не только на необходимости более эффективной координации и более полной интеграции действий государства в области охраны здоровья, но также и на важности выхода на более широкое взаимодействие с другими действующими субъектами за рамками государственных структур, благодаря чему обеспечивается общий вклад в достижение таких всеобъемлющих целей общества, как процветание, благополучие, социальная справедливость и устойчивость.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал