Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Время отставления






Чтобы добиться точности ответа на услов­ный стимул, полезно применять прием огра­ничения времени отставления. Допустим, ваш подопечный обучился совершать какое-либо действие в ответ на условный сигнал, но обычно имеется некоторый интервал време­ни между предъявлением стимула и ответом субъекта. Вы пригласили людей на ужин, и они немного запоздали, или ваш слон после сигнала к остановке постепенно замедляет ход и наконец останавливается.

Если вы хотите, то, используя ограниче­ние времени отставания, можете в процессе тренировки так сократить этот интервал, что поведение будет возникать так быстро, как это только физически возможно.

Вы начинаете с того, что устанавливаете нормативный интервал, с которым обычно наблюдается поведение; затем вы подкрепля­


 

ете только то поведение, которое совершается в течение этого интервала. Поскольку живые существа характеризуются вариабельностью, некоторые ответы будут выходить за пределы интервала и за них не будет даваться подкреп­ление. Например, если вы подаете ужин точно в назначенное в приглашении время, а не ждете опоздавших, то они рискуют получить все холодное или застать меньший выбор.

Когда вы подобным образом установите временной интервал и будете давать подкреп­ление только на его протяжении, то скоро вы обнаружите, что постепенно все ответы на­чинают наблюдаться в его пределах и ни один не выходит за него. Теперь вы снова можете подтянуть гайки. Достаточно ли пятнадцати минут, чтобы семья собралась? Начните по­давать на стол через двенадцать минут после того, как всех позвали, или через десять. Как быстро вы будете закручивать гайки, должно быть точно определено; как и при каждом процессе выработки желательно находиться в тех пределах, в которых наиболее часто на­блюдается данное поведение.

Животные и люди имеют очень развитое чувство времени и чрезвычайно четко реаги­руют на выработку времени отставания, но дрессировщик не должен полагаться на авось. Пользуйтесь часами или даже секундомером, если хотите, чтобы выработка отставления работала на вас. Для поведения ближайших окружающих, включая себя, сократите вре­мя ответа, скажем, с пяти тактов до двух. И конечно, если вы работаете с людьми, не обсуждайте ваши действия; вы не получите ничего, кроме возражений. Просто делайте и смотрите, что получается.

В 1960 г. в океанариуме " Жизнь моря" од­ним из наиболее эффектных номеров, всегда привлекавших внимание, была группа из шести небольших дельфинов, выполнявших различные акробатические трюки в воздухе синхронно. Они совершали различные прыж­ки и повороты в ответ на подводные звуко­вые сигналы. Первоначально, когда сигналы только вводились, прыжки, вращения и все остальные действия, которые от них требова­лись, возникали спорадически с интервалами пятнадцать—двадцать секунд. Но использовав секундомер и установив фиксированное от­ставание, мы смогли снизить время реакции до двух с половиной секунд. Каждое живот­ное знало, что получить рыбу можно только выскочив в воздух и совершив нужный пры­жок или вращение в течение двух с полови­ной секунд после начала сигнала. В результате


Не рычите на собаку! 205


дельфины располагались вокруг подводного ис­точника звука, навострив уши, и когда вклю­чался сигнал, поверхность бассейна просто взрывалась их телами, извергающимися в воз­дух; это было действительно зрелище. Однаж­ды, Сидя среди зрителей, я была поражена, услыхав, как какой-то человек профессорско­го вида, по-видимому, психолог, безапелля­ционно объяснял своим спутникам, что един­ственный способ, который мы могли применить, чтобы добиться такой реакции, является удар электрического тока.

В реальной жизни ограничение времени отставания является попросту тем временем, которое вы считаете нужным ждать, пока просьба или инструкция будут выполнены. Ро­дителей, начальников и учителей, которые проявляют последовательность в выработке определенного временного интервала реак­ции, обычно считают хорошими, заслужива­ющими того, чтобы с ними иметь дело, даже если отставание — временное " окно", в те­чение которого должно осуществляться по­ведение, которое будет подкреплено, — очень короткое. <...>


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал