![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ян Дембовский 2 страница
вает губами ее щеку. При этом его дыхание становится учащенным, шимпанзе дрожит всем телом. Иони улыбается при каждой удаче: когда удается пролезть в какую-либо дыру, на что потрачено много усилий, когда ест что-то вкусное, когда видит возвращающегося " приятеля", когда собирается на прогулку — словом, в тех самых ситуациях, в которых человек выразил бы радость. Чувство облегчения у Гуа выражалось в громких 1 вздохах. Гуа сидит на стульчике, вытягивает 1 руки, отчетливо просит взять ее и плачет. Когда да же возьмешь ее на руки, она издает вздох. и успокаивается. Гуа грызет штукатурку, за что получает замечание. С криком " у-у" животное подбегает к воспитателю, но он отказывается ее взять. После этого слышатся громкие стоны и просьбы Гуа, а когда ее наконец возьмут на руки, она приближает свое лицо к лицу воспитателя, прижимает губы к его щеке и громко вздыхает. Поцелуй ее вначале был актом обследования, связанным с реакцией сосания, а позднее стал актом подражания, символом прощения. Мальчик Дональд вел себя совершенно аналогично, однако начиная лишь с возраста 18 месяцев. <...> Своеобразна эмоция общей возбудимости, появляющаяся в результате возникновения нового и неожиданного раздражителя. В своем чистом виде эмоция у шимпанзе выражается в характерных изменениях положения волос, в мимике лица, жестах, общей позе тела, движениях и издаваемых звуках. Волосы на лице обезьяны стоят в подобных случаях почти перпендикулярно к поверхности кожи; такое же положение принимают они по всей голове и даже по всему туловищу и на конечностях; губы вытягиваются вперед, на лице появляются продольные морщины. Этой реакции сопутствуют характерные звуки. Н.Н. Ладыгина-Коте очень подробно описывает изменения эмоции общей возбудимости, которая обычно предшествует какой-то иной специфической эмоции. Особенно исчерпывающе описывает она мимику обезьяны, которую изучила с большой тщательностью, принимая во внимание даже незначительные изменения в положении борозд и морщин ее лица. Мимика изменяется определенным образом при эмоциях общей возбудимости, огорчения, радости, злости, страха, отвращения, удивления, а также при разных их комбинациях. Наблюдения Н.Н. Ладыгиной-Коте име- Психика молодого шимпанзе 229 ют тем большее значение, что они проводились в плане сравнения мимики шимпанзе и мимики ребенка. Наблюдения эмоциональной жизни Иони относятся к периоду 1913—1916 годов. В 1925— 1929 годах Н.Н. Ладыгина-Коте проводит точно такие же параллельные наблюдения над собственным сыном, с первых дней его жизни до 4 лет. В обоих случаях применялись те же методы и те же критерии оценок. Многие фотографии показывают поразительное сходство изменений мимики. Как у шимпанзе, так и у ребенка рот вытягивается трубкообразно в случае неожиданного волнения; в случае печали на лбу появляются вертикальные морщины, глаза прикрываются, рот широко открывается, и раздается громкий плач; при радости появляются улыбка, безудержные движения конечностей, воспроизводятся разные звуки; при удивлении рот пассивно и широко открывается; при внимании, например, во время движения, требующего точной координации пальцев рук, рот сжимается и вытягивается вперед и т. п. <...> Звуки, издаваемые Гуа, были четырех родов: 1. Лай, слегка похожий на собачий. Имеет агрессивное значение, часто соединяется с нападением. Это обычная реакция по отношению к посторонним; в более мягком виде лай выражает недовольство. 2. Лай ласковый, часто беззвучный, выражает удовольствие или предвосхищение. 3. Вой. Высокий пронзительный крик, похожий на крик попугая, означает страх, иногда — боль. 4. Крик " у-у", издаваемый во всех регистрах — от контральто до высокого сопрано. Означает неприятность, беспокойство, тревогу, неуверенность или страх. Гуа издает этот звук в том случае, если на нее кричат, если она остается одна или когда намочит одежду и т. п. Кроме того, Гуа кашляет, смеется, а ночью храпит. Интересно, что со временем смысл этой вокализации значительно изменился. Ласковый лай стал символом одобрения, " у-у" стало означать " нет". Изменение значения произошло, вероятно, под влиянием человека. Ежедневно давая животному апельсин, к нему обращались с вопросом: " Хочешь ли апельсин? " Сначала Гуа звучно реагировала только на вид апельсина, но после 30 повторений она лаяла уже на само слышимое ею слово " апельсин". Лай стал восклицанием радости,
реакцией на слова " апельсин", " яблоко", " молоко", " гулянье". " У-у", наоборот, присоединилось ко всем нежелательным ситуациям. Как и у человека, у шимпанзе существует ряд природных звуков, которым в процессе воспитания придается то или иное значение. Все попытки научить Гуа произнести слово " папа" приводили самое большее к тому, что она слабо повторяла движение рта. Наблюдение подтверждает наш предыдущий вывод, что шимпанзе не способен к подражанию звукам. В течение первых месяцев совместного воспитания Гуа лучше Дональда понимала слова. После двух месяцев Гуа правильно реагировала на 7 выражений, Дональд — на 2; после четырех месяцев Гуа — на 14, Дональд — на 8. Позже Дональд начал догонять шимпанзе и в конце шестого месяца реагировал на 32 слова, Гуа — на 28, а в конце всего срока обучения, или после 9 месяцев, Дональд овладел 68 выражениями, Гуа — 58. Дальнейший прогресс Дональда был очень быстрым. Когда выученные выражения становятся средством в понимании и использовании других выражений, когда начинают создаваться языковые связи и сочетания, шимпанзе остается далеко позади. Все вопросы, обращенные к Гуа, были типа " хочешь ли? ". Остается выяснить, на какой компонент раздражителя реагирует животное: на все предложение, на слово или на интонацию. На вопрос: " Хочешь ли апельсин? " — Гуа ответила утвердительно, но точно так же она реагировала и на слово " апельсин". Это слово выговаривали с троякой интонацией: повышая голос, более низким голосом или обычным голосом. Во всех случаях реакция была одинакова. На бессмысленные выражения, сказанные с разной интонацией, ответа не последовало. На выражения " целовать" и " думает ли маленькая девочка, что ей хотелось бы меня поцеловать" реакция Гуа идентичная. Наконец, Гуа и Дональд хорошо реагируют на шепот, — сомнительно, чтобы интонация играла при этом большую роль. Нет никаких доказательств, что шимпанзе Гуа реагировала на предложения и на связи между словами. Она всегда реагировала лишь на простые звуковые раздражители, что согласуется с речью сигналов или возгласов как единственным средством звукового общения с обезьяной. Обоим показывали картон, на котором были нарисованы чашка, собака, дом и бо- 230 Ян Дембовский тинок. 17-месячный Дональд на просьбу: " Покажи мне " гау-гау" — указывает пальцем на собаку, но не знает названий ни одного из остальных предметов, 15-месячная Гуа правильно указывает на собаку и на ботинок, то есть лучше распознает картинки. Подобное поведение наблюдалось и у Иони. В ответ на приказание: " Иди в клетку! " — Иони становится грустным и, плача, вытягивает руки. На просьбу: " Иди ко мне" — срывается с места и прижимается всем телом к воспитательнице. На приказание: " Уходи от меня! " — отходит со стоном. На предложение: " Идем на прогулку" — вытягивает руку и приготовляется к выходу. На выражение: " Горячо! " — берет предмет очень осторожно и нерешительно. Иони пользуется жестами для выражения своих желаний; постепенно вырабатывается взаимная символика и обоюдное взаимопонимание. Когда он голоден или хочет пить, то присасывается губами к руке воспитательницы или сосет ее палец. В его возрасте на свободе Иони был бы еще сосунком. Вытягивание рук означает просьбу, причем вытягивание обеих рук — усиленную просьбу; указание рукой на предмет — желание обладать им, покачивание головой и отворачивание — отказ принимать пищу и т. п. Постоянное общение шимпанзе с человеком и внимательное наблюдение малейших подробностей его поведения ведут к тому, что шимпанзе научается понимать много слов и жестов человека, а человек во многих случаях подражает звукам и движениям шимпанзе. Примерно то же наблюдается и при воспитании ребенка. Каждая мать не только учит ребенка говорить, но и сама охотно подражает детскому лепету, а такие выражения, как " бо-бо", " папу", " ню-ню" и т. п., являются неотделимым слагаемым детской комнаты, вероятно, всех народов. Воспитание шимпанзе сводится преимущественно к выработке у него различных навыков и образованию условных рефлексов. После отлучения Гуа от матери роль матери принял воспитатель. Проходило это довольно трудно; на ласку Гуа отвечала обычно покусыванием, впрочем все более ласковым. Постепенно она освоилась с окружающими ее людьми. Тогда приступили к систематическому воспитанию обезьяны. Сначала ее приучили надевать рубашку и завязывать салфетку на шею. Если Гуа противилась чему-либо, никогда не настаивали, но возвращались к этому занятию спустя не которое время, что дало хорошие результаты. Через неделю Гуа носила одежду и ботинки, кормили ее ложкой из чашки, когда она сидела на высоком детском стульчике. В конце второй недели она позволила остричь себе ногти, на четвертой неделе ежедневно употребляла зубную щетку. После б недель Гуа умела хорошо открывать дверь, отодвигая щеколду. В возрасте 12 месяцев она усвоила связь между выключателем и электрической лампочкой; когда воспитатель касался выключателя, Гуа обращала взор к лампе. Ее этому не учили — такой навык явился результатом ее собственных наблюдений. Через 2 месяца Гуа сама включала свет, пальцем передвигая кнопку, что тоже делала без всяких указаний. Дональд также пробовал сделать это, однако без успеха.<...> С обоими испытуемыми провели несколько опытов. К палочке привязывали шнур с петлей на конце. В петлю вкладывалась рука испытуемого, при этом, если потянуть за конец шнура около петли, рука освобождается. Первый раз Дональд освободился после 30 сек., но это произошло случайно, так как в последующих 8 попытках он не оправдал надежд. Гуа не справилась с задачей в первый раз, но вторично уже после 35 сек. развязала зубами узел. В 28 последовательных повторных испытаниях Дональд ошибся 10 раз, Гуа -только 2. Как видим, Гуа стоит в этом случае гораздо выше Дональда. Серия экспериментов по притягиванию плода с помощью палки: поперек двери на высоте нескольких сантиметров над полом прикрепляли железную решетку (пунктирная линия на рис. 1). На полу клали Т-образную палку, длинное плечо которой проходит под решеткой; у конца палки — кусок яблока. В этом положении Дональд и Гуа сразу тянут за палку и приближают яблоко к себе. Дональд интересуется только палкой, которой играет, не обращая внимания на яблоко. Гуа, наоборот, считает палку единственным средством для достижения цели, добывает яблоко, отходит и съедает его. Решение задачи не составило для них никакой трудности. Эксперимент повторили в несколько иной постановке (см. рис. 1, 2). Теперь оба одинаково тянули палку к себе, минуя яблоко. Этот опыт повторяли 10 раз в день. Постепенно они передвигали палку все больше направо. Гуа выполнила задание в первый раз после 99 попыток, Дональд — после 120. Позже оба они часто ошибались, не справляясь с задачей. После 200 последовательных попыток Дональд Психика молодого шимпанзе 231 имел 7 удач, Гуа — 9. Метод продвижения Дональда кажется более целеустремленным, так как он передвигает палку направо, за яблоко, а Гуа ставит ее главным образом под углом. В задании 3 палка находилась на стороне детей, поставленная у решетки. После 10 попыток каждый испытуемый сумел просунуть палку под решетку и достать плод. В задании 4 дети два раза передвинули палку не налево, как следовало бы, а направо, вспоминая, вероятно, задание 2. В третий раз каждый из них уже правильно доставал награду. После 500 опытов, проведенных в течение 3 месяцев, яблоко можно было поместить где угодно, например в положении 5, и доставание его для них не составляло труда. Сопоставляя все результаты, экспериментаторы подтвердили, что с заданием 3, 4 и 5 испытуемые справились одинаково, а в задании 2 преимущество было на стороне Гуа. В зоопсихологии издавна признается, что внезапное решение задачи после ряда безрезультатных попыток есть признак интеллектуального действия, связанного с пониманием ситуации. О человеке в подобных случаях говорят, что " он додумался", как нужно поступить. Яркие примеры таких внезапных решений приводят супруги Келлог. Гуа носила комбинезон, застегнутый на 3 пуговицы. Во время беготни пуговицы часто расстегивались и штаны свисали фартуком, мешая свободному движению. Однажды Гуа взяла конец этого фартука в зубы и свободно побежала.
Гуа грызет маленький металлический кружок. Воспитатель велит ей отдать его. Обезьяна роняет кружок на пол и безрезультатно пробует поднять его пальцами. Затем она нагибается, хватает кружок губами, оттуда перекладывает его в правую руку и подает воспитателю. В этом есть известная примитивная находчивость: если один способ не удается, Гуа пробует другой. Интересным является также следующее наблюдение. Воспитатель сажает Гуа на табурете за метр от письменного стола с приказанием " сидеть", сам же работает за столом. Обезьяна старается влезть к нему на колени, а если ей отказывают, громко плачет. Затем она начинает медленно спускаться на пол. На каждую ее попытку раздается окрик " сидеть! ", и Гуа возвращается на табурет. Наконец Гуа нашла компромисс. Она сошла с табурета, пододвинула его к письменному столу и снова взобралась на него, издавая вздох облегчения. Это, несомненно, верное решение, так как Гуа выполнила приказание и одновременно села столь близко от воспитателя, что могла касаться его рукой. Вместе с тем шимпанзе часто совершает бессмысленные ошибки. Однажды Гуа повисла одной рукой на дверной ручке и, желая, по-видимому, переменить уставшую руку, положила на нее руку свободную. Но она не могла освободить занятую руку и начала громко кричать. Дональд совершал аналогичные же ошибки. В 15 месяцев он засунул свою правую руку под левую ногу и, не имея возможности освободить ее, разразился плачем.
® ® Рис.'1. Схема опытов супругов Келлог: пунктирная линия обозначает решетку клетки 232 Ян Дембовский В работе Н.Н. Ладыгиной-Коте мы находим очень много наблюдений, касающихся разных деталей ежедневной жизни обезьяны. Хотя это и детали, но они ярко характеризуют психику молодого шимпанзе. Иони хватает футляр от часов и грызет его. На окрик " нельзя! " он бросает футляр, хватает бумажку и тоже грызет. Через минуту бросает бумажку и снова принимается за футляр. Его опять останавливают. Иони снова берет бумажку в руку, мнет ее, поглядывая на воспитательницу, наконец, прикрывает этой бумажкой футляр и грызет его уже через бумажку. Такая детская хитрость повторяется во многих случаях. Часто Иони берет в рот что-либо запрещенное — гвозди, пуговицы, стекло. Воспитательница отнимает эту добычу, причем сначала он без протеста отдает все, что у него было во рту. Позже, однако, он отдает только часть добычи, а остальное прячет под языком или за щеками. Когда же у Иони действительно ничего не остается во рту, а его все еще просят отдать предметы, он выпускает на вытянутую руку воспитательницы слюну. Впоследствии он научился выпускать слюну и тогда, когда предмет был у него во рту, скрытый под языком. В большинстве случаев приобретение новых сведений и навыков происходит путем подражания в процессе научения. В самом деле, Иони подражает многим действиям человека. Когда у воспитательницы болело горло и она полоскала его по нескольку раз в день, Иони целыми днями ходил и все плевал на пол. Он научился употреблять тряпку для вытирания рук и всего тела. Не раз он брал щетку и, хотя плохо, пробовал мести пол, переставлял даже мебель, точно подражая движениям уборщицы. Крошки со стола он собирал рукой. Видя лужу на полу, Иони вытирал ее тряпкой; подобно этому, он вытирал пол и тогда, когда сам мочил его, однако делал это очень небрежно, как, впрочем, и все другое. Когда воспитательница ударяла по клавишам фортепьяно, издавая несколько звуков, Иони приближался и также ударял по клавишам — сначала одной рукой, потом все громче барабаня обеими, широко при этом улыбаясь. Очень любил он вбивать молотком гвозди, хотя ему ни разу не удалось сделать это по-настоящему, так как ударял чересчур слабо, не попадая молотком в шляпку гвоздя или держа гвоздь косо. Иони постоянно пробовал вбивать всякие острые предметы чем-нибудь тяжелым или ударами кулака. Наконец, уже совсем как человек, он удаля ет гвозди клещами, держа их двумя руками и пригибая к себе. Во многих случаях Иони пользуется орудием, что делает совершенно самостоятельно, без всяких указаний. Он боится чужих людей — машет в их направлении тряпкой и палкой; бросает камнем в свое изображение в зеркале; длинной тяжелой палкой толкает электрическую лампочку на потолке, с помощью соломинки выгоняет из щели тараканов. Не имея возможности зубами отколоть штукатурку от стены, он пользуется для этого ножом. Когда же ему захотелось сломать палку, он наступил на нее ногой и потянул за конец вверх, совсем как человек." Иони научился откидывать щеколду клетки, овладев этим навыком после многих хаотических попыток. В результате долгих усилий он научился открывать замок с помощью ключа и при каждом успехе — улыбался. После того, как он овладел этим искусством, Иони пробовал вставлять любой ключ в каждое отверстие, совершенно не считаясь с размерами; например, большой ключ вставлял в маленький замочек чемодана. Видя воспитательницу пишущей, Иони старается получить карандаш. Карандаш держит в руке, как ребенок, " рисует" на бумаге линии, пока не исчеркает каракулями всю бумагу. Потом он разрисовывает стол, стены клетки, обои. " Рисуя", он улыбается, шевелит губами в такт движению руки, вытягивает губы, открывает широко рот и вертит языком. Особенно охотно он чертит чернилами, а если нет ручки — макает в чернила палец и мажет им все. Когда нет чернил, Иони смачивает палец в молоке или киселе и также чертит; часто он плюет на бумагу и размазывает слюни пальцем. У Иони легко образуется ряд условных рефлексов. Звук отворяющихся дверей он ассоциирует с приходом воспитательницы, сигнальный гудок — с выходом рабочих соседней фабрики, что является для него постоянным зрелищем. Когда воспитательница входит в комнату с книгами, это служит для Иони признаком того, что она надолго с ним останется. Складывание же книг, наоборот, служит сигналом ее ухода и незамедлительно вызывает у него приступ плача. Когда Иони видит воспитательницу входящей без книг, то беспокойно следит за каждым ее движением, но достаточно ему заметить спрятанную за спиной книгу, как он сразу становится активным и веселым. Если при уходе воспитательница запирает клетку на замок, Иони Психика молодого шимпанзе 233 плачет и стонет, но он остается совершенно спокоен, когда клетку закрывают только на задвижку, которую он сам может отодвинуть. Все исследователи, работавшие с молодыми шимпанзе, пробуют провести сравнение умственных способностей шимпанзе и человека. Карлейль, Якобсен и Иосиока приспособили для этой цели известные тесты Гезел-ла, разработанные им для исследования умственного развития детей дошкольного возраста. Тестов этих множество, и все они заключаются в исследовании способов передвижения ребенка, манипулирования разными обычными и необычными предметами, строительства из кубиков башни, вставления кружков в пригнанные для этого отверстия, умения пить и есть, употребляя ложку, чашку, тарелку и т. п. Уже в раннем возрасте шимпанзе Альфа правильно решила много тестов, но к концу первого года жизни она достигла предела, после которого делала лишь небольшие успехи. В хорошо составленных тестах последовательность их решения соответствует последовательности развития ребенка. В тестах, относящихся к контролю движений и постановке тела, шимпанзе значительно опережает ребенка. Исчерпывающие наблюдения в этом направлении приводили супруги Келлог, подвергая Гуа в разном возрасте обследованию по 90 тестам Гезелла. Одинаково и довольно обстоятельно исследовали также и Дональда. Это было своего рода соревнование, в котором успех оценивали по очкам. В начале исследований Гуа было 8 месяцев, Дональду — 10, 5. Дональд превосходил шимпанзе в играх, в купаниях, лучше хватал пальцами маленький предмет и манипулировал им. Гуа превосходила в способности ходить на четвереньках и ползать, ходить на двух ногах с чужой помощью, лучше взбиралась в гору, чаще интересовалась своим изображением в зеркале. В результате сравнения Гуа получила 4 очка, Дональд — 3. Второй месяц " цивилизованной" жизни шимпанзе. Дональд решил 9 новых тестов. Оба испытуемых могли самостоятельно стоять на двух ногах, понимали приказ " нет-нет". Дональд превосходил в некоторых манипуляциях, Гуа — в искусстве ходить и в выражении своей привязанности. Обоим присудили по 6 очков. Третий месяц. Дональд освобождает завернутый в бумагу кубик, вкладывает кружок в круглое отверстие в доске, имеющей еще два
других отверстия иной формы; Гуа не сумела сделать этого. Теперь Дональд имел 9 очков, Гуа - 6. Четвертый месяц: Дональд решает 5 новых тестов, Гуа — 7. Оба по команде бросают мяч в коробку, нажимают резиновую пищащую куклу, строят небольшую башню из кубиков. На прощание Дональд говорит " ба-ба", Гуа салютует рукой. Дональд предупреждает воспитателей о своей нужде. Гуа догоняет его в умении развертывать кубик и помещать его под крышку, в способности есть ложкой и указывать рукой на желаемое блюдо. Дональд получает 11 очков, Гуа — 8. Пятый месяц. По собственной инициативе Дональд чертит карандашом на бумаге, Гуа подражает в этом человеку. Дональд добавляет 2 кубика к уже построенной башне, Гуа делает это же самое только после вторичной демонстрации. Дональд получает 14 очков, Гуа — 8. Это занятие приобрело спортивный характер. Не будем продолжать перечисление, остановимся на последнем результате. После 9 месяцев наблюдений Дональду присуждено 23 очка, Гуа — 15. Однако судьи выносят решение о более строгой проверке, так как способ сравнения и оценки довольно примитивен. И, следовательно, если заниматься не выборкой каждый месяц тестов, решенных одним и не решенных другим, а просто сосчитать все решенные тесты каждого, о чем в конце концов речь и идет, то выходит, что в течение 9-месячного наблюдения Дональд правильно решил 46 тестов, Гуа — 42. Это нормальная разница между детьми одного возраста. Мы должны также помнить, что Гуа была почти на три месяца моложе и первые 7, 5 месяца своей жизни провела без " цивилизации", то есть без достаточного влияния людей. Весьма важным является вопрос о различной мотивировке. Дональд вынимал кубик из-под крышки самостоятельно, Гуа сумела это сделать только после многих указаний. Но вывод о разнице умственного развития был бы в этом случае преждевременным, потому что если положить под крышку не кубик, которым Гуа не интересуется, а вкусный плод, то Гуа решает задачу так же ловко, как и Дональд, но быстрее. Вообще во многих случаях дети не в силах были выполнить то или иное задание, хотя раньше делали это очень хорошо. Отсутствие реакции может означать как неспособность к ее выполнению, так и нежелание это сделать.<...> Весьма убедительные выводы делает Н.Н. Ладыгина-Коте, указывая как черты сход- 234 Ян Дембовский ства, так и черты различия между детенышем шимпанзе и ребенком. Сходств много, и касаются они важных деталей. У обоих есть общие инстинкты: самосохранение, самозащита и агрессия. Оба, в сущности., очень трусливы, боятся всех неожиданных возбудителей, новых предметов и посторонних людей, больших животных, шума, темноты, движущихся предметов. Очень сходно у обоих проявление эмоций страха и гнева, возникающих в основном в одинаковых ситуациях, у обоих сильно развит инстинкт собственности. Оба предпочитают предметы блестящие, прозрачные, яркие, преимущественно красные, голубые, желтые и белые, и опасаются черных; предпочитают предметы мелкие, круглые, мягкие, гладкие, эластичные, теплые, приятно пахнущие, сладкие и сладко-кислые. Оба " украшают" себя ленточками, длинными тряпочками и т. п. Оба любят свободу, неохотно одеваются и заворачиваются, плачут, если их запереть в комнате, и радуются после освобождения. Свою воспитательницу они выделяют из всех, радуются ее приходу и огорчаются, когда она уходит. Оба выражают свои симпатии очень похожим образом: прижимаются всем телом, обнимают руками, деликатно касаются лица руками или губами. Оба имеют тенденцию к подражанию, повторяют движения человека, но ребенок в этом превосходит детеныша шимпанзе. Оба метут пол щеткой, вытирают лужи тряпкой, вбивают гвозди при помощи молотка, открывают ключом замки, притягивают палкой далеко лежащий предмет, зажигают электрический свет, чертят на бумаге карандашом. Оба пользуются такими предметами, как чашка, ложка, нож, носовой платок, салфетка, одеяло, палка и т. д. Оба заменяют отсутствующие орудия чем-либо другим: если нет карандаша — " рисуют" гвоздем, палочкой, пальцем, ногтем; нет чернил — макают палец в молоко, кисель, воду, выплюнутую слюну; при отсутствии молотка ударяют камнем или кулаком. Больше всего сходство между молодым шимпанзе и ребенком видно в процессе игры. Оба они одинаково страстно увлекаются всякими подвижными играми, особенно любят погоню и отнимание. Оба любят лазать, катить и догонять мяч, открывать и закрывать окна, наблюдать через окно уличное движение. Найденные камешки, веточки, щепки, бутылки, гвозди, соломины, спички тут же
становятся игрушками. Разрушительные игры характерны для обоих; причем, делая что-либо запрещенное, оба стараются скрыть это или замаскировать. Заинтересованность и любопытство у обоих весьма непостоянны. Реакция на зеркало почти одинаковая. Оба очень наблюдательны. Замечают каждый новый предмет: новое платье, новую обувь, каждую царапинку или прыщик, чернильное пятнышко на руке, самые малые крошки на полу, пятно на обоях, лежащую иглу и т. п. Оба пользуются сходным языком жестов. У обоих наблюдаются также сходные звуки. Наряду со всем этим неоспоримым сходством, характеризующим шимпанзе как близкого родственника человека, существует множество не менее значительных различий. Ребенок и обезьяна сидят по-разному. Шимпанзе Иони сидит с поджатыми ногами, опираясь на руки, он никогда не садится на корточки, как это делает ребенок. Он может стоять и на двух ногах, но расставляет их довольно широко и стоит неустойчиво, готовый в каждое мгновение опереться на руки. В вертикальном положении шимпанзе может пройти лишь несколько шагов, да и то балансируя руками. Даже ведомый кем-либо, он охотно опирается на свободную руку. По лестнице ходит только на четвереньках. Зато лазает намного лучше ребенка, владеет большей физической силой; у шимпанзе лучше развито чувство равновесия. Ребенок ест, пьет, одевается, моется, причесывается очень небрежно и второпях. Шимпанзе Иони, наоборот, с большим вниманием занимается едой или исследованием и чисткой своей особы. Он обнюхивает даже привычную пищу, пробует несколько раз маленькие кусочки, ест медленно и никогда не глотает косточек, что часто делает ребенок. Шимпанзе не переносит масла и мяса, но жадно съедает некоторых насекомых (Гуа, впрочем, этого никогда не делала). Оба скупы, однако ребенок иногда отдает часть еды своим близким, Иони же — никогда. Иони сам лечится, зализывает ранки, вынимает занозы, расцарапывает порезы и высасывает их, охотно поддается всякому лечению и со стоицизмом переносит боль. Ребенок же боится всяких ранок, не любит, чтоб их касались, и к боли очень чувствителен. Ребенок никогда не проявляет неукротимого бешенства и не относится злобно к маленьким животным, что характеризует
.Однако это тоже индивидуальный признак, Психика молодого шимпанзе 235 присущий Иони; Гуа, например, была доброжелательной по отношению к маленьким животным, что могло быть результатом более рационального воспитания. Уже трехлетний ребенок проявляет зачатки чувства справедливости (защита слабых), морали и альтруизма, что совсем чуждо шимпанзе. Ребенок охотно подчиняется инициативе взрослых. У Иони эмоции очень часто выражаются в мимике. Ребенок плачет без слез до полуторамесячного возраста, у шимпанзе вообще слез не бывает. В жизни шимпанзе большую роль играет эмоция общей возбудимости, как первая фаза иных аффектов; у ребенка же она проявляется редко. Карикатурную выразительность эмоции шимпанзе можно сравнить с поведением психически больного человека. Получение апельсина может привести шимпанзе в состояние экстаза. На отнимание игрушки ребенок реагирует плачем, шимпанзе — безграничным отчаянием; он катается по полу, грызет собственные руки и дико визжит. Подобное нарушение деятельности тормозных центров наблюдается у человека только в состоянии болезни. У шимпанзе шире шкала эмоций волнения, страха и гнева, у ребенка — огорчения, любопытства и удивления.
|