Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ян Дембовский 3 страница
Ребенок более склонен к подражанию, повторяет чужую мимику, жесты, разговор и интонацию, сопение, храп, пение, голоса животных, тиканье часов и т. п. Иони имитирует только собачий лай и голос других шимпанзе. Так же обстоит дело и с подражанием движениям. Иони никогда не вбил ни одного гвоздя, ребенок делает это хорошо. Рисование молодого шимпанзе не продвигается дальше пересекающихся линий. Большинство коллекционируемых предметов ребенок употребляет в конструктивных играх, в чем шимпанзе стоит значительно ниже; Ребенок лепит из песка куличики, стрб-ит домики, закапывает в песок игрушки; Иони пересыпает песок-из руки в руку, высыпает его из посуды и роет ямки. Из палочек ребенок составляет разные фигуры, шимпанзе только собирает палочки. Функции копирования движений у ребенка наиболее эффективны в конструктивной деятельности, у Иони — в разрушительной. Шимпанзе лучше вынимает гвозди, чем вбивает их; лучше сбрасывает трапецию с колец, чем вставляет в них; лучше открывает замок, чем закрывает его; лучше развязывает узлы, чем завязывает их. Молодой шимпанзе, владеющий зачатка ми характерных особенностей человека, не проявляет тенденции к их развитию и совершенствованию. Слушая постоянно речь человека, шимпанзе правильно реагирует на многие слова, но для выражения этих чувств пользуется лишь природными звуками, сложными жестами и мимикой и не проявляет тенденции к подражанию человеческому голосу. Вследствие этого шимпанзе рано задерживается в своем развитии, тогда как ребенок вместе с усовершенствованием, речи развивается быстро. Все это касается выводов Н.Н. Ладыгиной-Коте. Таким образом, из приведенных нами примеров видно, что многие особенности присущи лишь одной особи, а не всему виду в целом. Очень большую роль играет воспитание. Однако, как мы увидим ниже, индивидуальные различия психических способностей у шимпанзе не меньшие, чем у человека. Существуют шимпанзе умственно развитые и тупые, и вряд ли возможно вынести окончательное мнение о шимпанзе вообще на основании только довольно беглого знакомства с тремя особями. Вопрос о том, каково может быть максимальное развитие способностей шимпанзе под влиянием рационального воспитания, остается открытым, и приходится сожалеть, что цивилизованная жизнь двух особей продолжалась так мало. Нужно еще отработать наиболее целесообразные методы воспитания, приспособленные к своеобразной анатомии и физиологии шимпанзе, специально учитывая при этом отсутствие центра речи. Звуковую речь следует заменить какой-то другой ее формой, так как возникновению речи у шимпанзе препятствует скорее не отсутствие умственных способностей, а известный анатомический недостаток. Лаура Бриджман, например, была нормально развитой девочкой и происходила из интеллигентной семьи. Но в возрасте 2 лет она внезапно тяжело заболела и ее в течение 5 месяцев нужно было держать в темной комнате. После выздоровления'оказалось, что девочка ослепла, оглохла и почти не чувствовала ни вкуса, ни запаха. Осязание было единственным средством ее общения с миром.'На счастье, Нашелся врач, который обладал достаточной находчивостью и терпением, чтобы с помощью только осязательных восприятий научить'Лауру общению с людьми, научить читать и вообще воспитать ее более или менее нормальным человеком. В отношении шимпанзе подобная методика еще не найдена. Все еще открытым остается также вопрос и о том, в какой степени психические разли-
чия между человеком и шимпанзе зависят от биологических факторов и в какой — отобще-ственных. Во всяком случае, между шимпанзе и человеком имеются многочисленные сходства, причем настолько убедительные, что в близком родстве обеих форм сомневаться нельзя. Вместе с тем во всех возможных дальнейших исследованиях можно предвидеть лишь одно: если до сих пор шимпанзе обладал умственным развитием не выше двухлетнего ребенка, то, как бы ни были усовершенствованы методы воспитания, с их помощью развитие обезьяны может быть доведено до уровня, скажем, трёхлетнего ребенка, но не дальше; дальше шимпанзе ни в коем случае не продвинется. Между человеком и шимпанзе существует принципиальная биологическая разница, заключающаяся в том, что человек обладает почти в три раза большим мозгом, и эта разница не может быть сглажена, какой бы метод исследования здесь ни применялся. Установление же естественных границ способности мозга обезьян в отношении разного рода деятельности прольет, конечно, свет и на функции мозга человека. Н.А. Тих ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОПОМОЩИ В СТАДЕ ОБЕЗЬЯН* ВЗАИМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Более всего взаимное обслуживание выражено в очищении кожных покровов и их придатков, а также (гораздо реже) — глаз и зубов. Взаимное очищение кожных покровов представляет одно из обычнейших явлений в поведении большинства видов обезьян. Обезьяна разгребает и перебирает волосяной покров у партнера, раздвигая его пальцами и пристально рассматривая обнажающуюся поверхность кожи. Придерживая волосы одной рукой, обезьяна пальцами другой производит тонкие и многообразные движения: раздвигание отдельных волосков, выдергивание их, соскре-бывание ногтем струпиков, выбирание двумя пальцами мельчайших предметов из волосяного покрова и с кожи и отправление насекомых и выдернутых волосков в рот. Иногда раздвигание волос производится обеими руками, и тогда удаление посторонних предметов производится при помощи языка. Кроме обыскивания другого, наблюдается самообыскивание (самообслуживание — обыскивание тех частей собственного тела, которые доступны зрительному контролю). Мы наблюдали, как один шимпанзе раздвигал волосяной покров струёй воздуха изо рта. Это сопровождалось своеобразным и не совсем эстетичным звуком. Для характеристики рефлекса обыскивания следует указать на такую его особенность, как врожденность. Самообыскивание появляется у детенышей обезьян вне зависимости от подражания. Изолированные детеныши начинают " обыскивать" окружающие предметы в возрасте 3—4 месяцев. Этот процесс у них менее совершенен, чем у взрослых, и не включает в себя движения руки ко рту для поедания полученной " продукции". Затем следует отме- " Тих Н.А. Предыстория общества. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1970. С. 69—91, 230—233, 254— 266 (с сокр.).
тить, что у взрослых процесс обыскивания носит более целенаправленный характер, чем у детенышей. Наконец, у детенышей обыскивание бывает очень кратковременным — не более минуты или двух, в то время, как у взрослых оно продолжается иногда в течение десяти—двадцати минут и больше. Целенаправленность процесса обыскивания резко отличает его от обычного чесатель-ного рефлекса, который появляется у детенышей первого дня жизни при раздражении кожной поверхности. При обыскивании весь процесс происходит под контролем зрения. Если для других млекопитающих характерным способом очищения шерсти и кожи является облизывание, то у обезьян оно полностью отсутствует (за исключением вылизывания матерью глаз у детенышей). Когда язык применяется для удаления посторонних предметов с кожи, то его движения ни в коей мере не напоминают лизательный рефлекс; это, если так можно выразиться, " снимательный" рефлекс: движение языка обычно однократно, резко и сопровождается последующей зрительной проверкой результатов. <...> Процесс обыскивания направлен на удовлетворение двух потребностей: потребности в ориентировочно-исследовательской деятельности и потребности в общении, как активной (обыскивать), так и пассивной (быть обыскиваемым). Как видим, обыскивание представляет собой сложный процесс, состоящий из большого числа компонентов, имеющих определенную структуру. Это, по существу, сложная система отдельных рефлексов, которая, несмотря на то, что она носит характер безусловного рефлекса, т.е. возникает без опыта и подражания, формируется главным образом в онтогенетическом развитии. Взаимное обслуживание, помимо его прямой пользы, как и всякие другие формы поведения обезьян, приобретает в условиях стадной жизни целый ряд дополнительных функций. Прежде всего обыскивание служит признаком контакта между двумя обезьянами. Контакт этот может быть взаимным, но может возникать и в результате инициативы только одной из сторон. Обыскивание служит нередко предметом оспаривания между двумя членами стада, которые борются за объединение с третьим. " Согласие" на обыскивание является сигналом готовности к контакту, и реакция на эту готовность очень чутко воспринимается, вызывая в одних случаях более или менее длительное совместное пребывание, в других — конфликтную ситуацию. Рефлекс 238 НА. Тих обыскивания у обезьян может быть направлен и на других животных, на человека, а у детенышей — и на неодушевленные предметы. Так же, как и все другие формы поведения, связанные с удовлетворением биологических потребностей, взаимное обыскивание находится под контролем вожака и других членов стада, которые могут не допустить или нарушить его. <...> Очень хорошо можно присмотреться к процессу обыскивания, когда обезьяны переносят его на руки человека. Тогда мы видим в деталях все приемы, которые применяются при этом. Можно заметить, что ранки не трогаются; струпики соскабливаются очень осторожно с постоянным зрительным контролем за выражением лица обслуживаемого, волосы тщательно перебираются. И в этом случае обыскивание является скорее демонстрацией дружбы, контакта, чем заботой о чистоте тела партнера. ВЗАИМОПОМОЩЬ И СОТРУДНИЧЕСТВО НА БАЗЕ ИНСТИНКТА САМОСОХРАНЕНИЯ Эта форма поведения наиболее типична для всех сообществ постоянного типа: инстинкт самосохранения лежит в их основе. Совместное выступление против внешнего врага у стадных животных, как уже говорилось выше, имеет огромное биологическое значение. В этом отношении стадо обезьян не отличается существенным образом от стада других млекопитающих, если не считать одной особенности: стадные обезьяны не столько нападают на врага в действительности, сколько действуют запугиванием. Громкие басовые крики гамадрилов, угрожающие позы и жесты, горящие яростью глаза могут обратить в бегство даже крупных животных и человека. Гамадрилы, в частности, как утверждают многие наблюдатели, не боятся нападения леопардов, являющихся их главными врагами на свободе. Что касается внутристадных отношений, которые интересуют нас в первую очередь, то взаимопомощь здесь более многообразна. Она выражается в заступничестве, в совместном выступлении против отдельного животного (включая вожака), в защите и поддержке. Особого внимания заслуживают проявления помощи матери в уходе за детенышем (и не только в виде нянченья, что можно отнести за счет эгоистичных побуждений в удовлетворении материнского инстинкта), а также по мощь в преодолении препятствий, в удерживании от движения к опасному месту. Звуки, выражающие опасение (опаску), могут быть адресованными индивиду для удержания от опрометчивых действий. Все эти факты говорят, что судьба отдельного индивида не безразлична для остальных членов сообщества. Впрочем, эта солидарность далеко не однородна у разных видов обезьян. Йеркс по этому поводу образно выразился, что если в одних сообществах чувство " товарищества" выражено очень ярко, то другие сообщества живут по принципу " черт тебя побери". Сравнение стада древесных обезьян (мартышек) и наземных (павианов) хорошо иллюстрирует различный уровень взаимопомощи в отряде приматов. Приведем несколько примеров*. Сотрудничество в угрозе внешнему врагу. 9 XII 1936 г. Варя угрожает Вере, которая сидит в соседней клетке. Визжит, кидается к сетке, разделяющей обе клетки. Три самки подбегают к ней, тоже шаркают руками и двигают бровями на Веру. 30 IX 1946 г. В вольеру к самкам заскочил самец Герой. Он сидит на крыше домика. Ду-шата обыскивает Героя. Служитель кладет корм в одно из отделений домика. Герой заходит, и его закрывают там. Самки взволнованы: шаркают руками на служителя, визжат, некоторые смотрят, вытянув шеи. Входит служитель с переносной клеткой, перегоняет туда Героя из отделения домика. Страшное волнение среди самок, все бегают, грозят служителю. Кета и Душата с детенышами на спинах. Героя уносят, все обезьяны мечутся, смотрят вслед. 26Х11 1946г. Проносят Агаву в ящике мимо вольеры, откуда она только что выловлена. Все стадо во главе с Иртышом с угрожающими криками бросается к решетке. Провожают за решеткой процессию с ящиком. Иртыш залезает на решетку, смотрит вслед. Заступничество. 9 XII 1936 г. Варя грозит Мальве. Гитана грозит Варе. 21 III 1937г. N гонит Сильву. Ева и Гамма ей грозят. N прекращает угрозы. 31 III 1937 г. Геба побила Симу. Ева ей грозит. 27 VIII 1946 г. К Дунаю подходит Аврора, ложится рядом. Вдруг она цапнула проходящую Искру за спину. Искра взвизгивает и бросается на решетку. Дунай набрасывается на Аврору * Приведенные примеры относятся к гамадрилам, семейство мартышковые (прим. сост.). Формы, сотрудничества и взаимопомощи в стаде обезьян 239 и гонит ее. Все трое лезут вверх по решетке. Дунай преследует Аврору, Искра сверху наблюдает за погоней. 10 XII 1946 г. Дон, играя, обидел Азалию. Она крикнула. Иртыш со всего размаху налетает на Дона, тот убегает. 27 XII 1946 г. Дунай сидит на возвышении, что-то жует. Идалия погналась за кем-то из молодых самочек. Дунай срывается с места, гонится за Идалией. Все против одного. 24 VI 1946г. Веста поссорила Нуну с Барабулькой. Все стадо ополчилось на Весту. Все самки во главе с Дунаем стоят наверху, на балконе, шаркают руками на Весту, угрожают резкими кивками. Веста внизу; сидит напряженно, смотрит наверх. Все расходятся. Веста, крадучись, боком уходит за колонны. 25 XII 1946 г. Иртыш нападает на Дона, шаркает обеими руками сразу. Дон огрызается, визжит, но отступает. Все обезьяны стада, окружив Иртыша, шаркают на Дона руками, угрожающе вскрикивают. Особенно активна Аврора. Иртыш отходит в сторону, все самки идут за ним. Коломбина задерживается возле Дона, который сидит в оборонительной позе; пригибается грудью к земле, заглядывает в глаза и тычется носом ему в лицо (сочувствие?). Издает звук общения. После этого отходит и догоняет все стадо. Защита. 23 V 1946 г. Ангара и Барабулька шаркают руками на Искру. Искра бежит к Дунаю, прячется за его спиной. Ангара и Барабулька продолжают грозить. Искра открывает рот, но не кричит; обыскивая Дуная, разгребая шерсть нервным движением рук, одновременно смотрит из-за его спины на самок. Дунай отгоняет Барабульку и Ангару, хватает Искру в объятья, прижимает к себе. Она к нему прижимается, затем садится снова его обыскивать. Барабулька и Ангара уходят. 10 III 1946 г. Искра ссорится с Бабушкой. Бабушка прячется за спину Дуная и оттуда угрожает глазами Искре. Искра визжит очень высоким дискантом, " жалуется" Дунаю. Он внезапно оборачивается, видит Бабушку и, тыча ее носом под живот, отгоняет прочь. Но она заходит с другой стороны и снова грозит Искре. Дунай ее отгоняет. Некоторое время мирно едят. Общая спокойная перекличка: " о-о-о". Искра боязливо ходит вокруг Бабушки, подставляется ей. Обе кладут друг другу руки на спину, издают громкий крик общения. Расходятся.
Искра хватает большой огурец и с аппетитом ест, усевшись в сторонке. Бабушка налетает на нее сзади. Искра вздрагивает, кидается к столбу, залезает-на него и визжит. В визге слышны злобные нотки, звучит это примерно так: " ак-ак-ак и... иииишииии". " Ак" напоминает клохтание курицы и переходит в пронзительное " и-и-и". Дунай бросается на Бабушку и отгоняет ее прочь от столба. Искра слезает, продолжая визжать. Дунай гонит Бабушку в самый низ вольеры. 22 VIII 1946 г. Искра ссорится с Авророй. Аврора наступает на нее, грозно наклонив голову, шаркая руками. Искра с визгом несется к Дунаю. Он оборачивается на визг, хватает Искру обеими руками и прижимает к груди. Аврора убегает. Помощь матери в уходе за детенышем. 16 III 1937г. Детеныш Сильвы забрался к Фене. Сильва его тянет к себе, но тот держится крепко и кричит. Бежит Вера и помогает Сильве. Вдвоем отдирают детеныша Сильвы от Фени. Расходятся. 31 III 1937 г. Снежинка спускается вниз к поилке, держа детеныша одной рукой на весу. Детеныш отчаянно пищит. Сверху стремительно бежит Сильва, подхватывает детеныша левой рукой, громко аккает. Снежинка пьет, держа детеныша правой рукой, Сильва поддерживает его левой за задние ноги. Детеныш кричит, растянутый между двумя самками, вверх животом. Снежинка напилась, берет детеныша. Сильва с трудом отрывается от цепляющегося за нее детеныша и возвращается на прежнее место. Помощь в преодолении препятствий. 1 II 1946 г. Забавный, оставшись один на полке, тревожно визжит. Забава (его мать), поднявшись на задние конечности, берет его и бережно снимает с полки. 23 II 1949 г. Маленькая Мрия лезет наверх по сетке. Долезает до широкой доски, пересекающей путь и останавливается в замешательстве. Аврора, сидевшая наверху, правой рукой прижимает к себе поплотнее свою Пчелу, а левой берет под руку Мрию и втягивает наверх. 16 V 1946 г. Вилейка сидит рядом с Авророй на полке. К ним лезет Лена со Львом на руках. Перелезает с подпорки на полку. Вилейка помогает ей забраться, подтягивая за руку. 1 XI 1946 г. Иртыш подошел к колоннам, смотрит наверх. Карабкается по колонне на балкон. Самки лезут за ним. Внизу остались три. Иртыш и залезшие наверх самки низко наклоняются и смотрят вниз на отставших. 240 НА. Тих Иртыш издает звуки " м-м-м". Оставшиеся лезут наверх. Те, которые сидят уже наверху, хватают лезущих за шерсть на затылке и втаскивают на балкон. Нуну втягивает Крошку за руку. Когда все наверху, Иртыш снова наклоняется, заглядывает под балкон — самок там больше нет. Усаживается со звуками " м-м-м" посреди балкона. Самки рассаживаются вокруг него. <...> СОТРУДНИЧЕСТВО ОБЕЗЬЯН В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ Наблюдения над стадной жизнью обезьян дают возможность проследить лишь отдельные проявления взаимопомощи и сотрудничества, вызванные случайными обстоятельствами, которые не часты и не разнообразны в вольерных условиях. Проведение специальных экспериментов позволило бы выяснить сущность поднятого вопроса. Создавая определенную ситуацию, вызывающую необходимость совместных, кооперированных действий двух или нескольких животных, мы можем: а) выявить границы, до которых совместные действия могут развиваться; б) наблюдать формы проявления этих действий и воздействий обезьян друг на друга; в) понять их сущность и качественное отличие от сотрудничества у человека. Исследование сотрудничества обезьян в экспериментальных условиях позволило бы выяснить возможность возникновения новых, более сложных отношений из более простых и установить мотивы, вызывающие это явление. В тридцатые годы вышел ряд работ, целью которых являлось изучение способности обезьян к совместным действиям в экспериментальных условиях. Это работы Вольфа (1937), Коулза (1937), Кроуфорда (1937) и Ниссена(1931). Вольф провел исследование над шестью шимпанзе в возрасте от 2 до 6 лет в лаборатории Иельского университета. В его опытах обезьяны научились обменивать жетоны (красные, желтые, синие, голубые, белые, черные и медные кружочки диаметром 3, 75 см) на различные виды корма. После предварительной адаптации обезьяны к жетонам опыты были проведены в следующем порядке: 1) получив жетон, обезьяна немедленно обменивала его на пищу; 2) жетон обменивался на пищу через определенный промежуток времени; 3) различные
жетоны обменивались на разную пищу; 4) шимпанзе в группе менялись жетонами и получали по ним соответствующую пищу. Экспериментатор установил в клетке автомат и на глазах у шимпанзе опускал жетон, после чего обезьяны получали из автомата подкорм. Постепенно обезьяны сами научились действовать таким способом и доставать приманку. Этот навык они усваивали с разной быстротой — от 1 до 277 проб. В дальнейшем были проведены серии экспериментов с различением жетонов. Например, белый жетон давал возможность получить пищу. Обезьяны быстро научились выбирать из кучки белых и медных жетонов только белые. По синим жетонам выдавались две виноградные ягоды, по белым — одна, по медным — ничего. После 40—100 проб обезьяны использовали только синие жетоны. Они научились также пользоваться различными жетонами для получения пищи или воды, для самостоятельного открывания двери в клетку или в комнату для игр. В дальнейшем обезьяны были поставлены в условия, когда жетоны нужно было подтягивать, с силой вращая колесо, связанное посредством особой веревки с грузом. При этом животные должны были помогать друг другу: одни вращали колесо, другие доставали жетоны. Наконец, получая разные жетоны, предназначенные для разных автоматов, обезьяны меняли их друг у друга, подбирая соответственно своим потребностям. Автор крайне антропоморфически объясняет результаты своих опытов. Он полагает, что обезьяны добывают жетоны, которые являются своеобразными " деньгами", т.е. знаками стоимости. В некоторых случаях они " зарабатывают" жетоны, выполняя " тяжелую работу" (вращая колесо). Они также обмениваются жетонами, т. е. занимаются своеобразной " торговлей". Автор не только наделяет своих подопытных высокоразвитым интеллектом, но и находит у них социальное поведение, свойственное людям, живущим в условиях определенного общественного строя. Он неправомерно рассматривает коллективную деятельность шимпанзе с точки зрения человеческих понятий о взаимопомощи, деньгах, работе, заработке и торговле. Более скромные, но также ошибочные выводы делает в аналогичном исследовании Коулз, использовавший, впрочем, и более элементарные методические установки. Опыты Коулза проведены в лаборатории Иельского университета над пятью шимпанзе в возрасте от 4, 5 до 9 лет. Как и у Вольфа, шимпанзе Формы сотрудничества и взаимопомощи в стаде обезьян 241 Коулза сначала " выполняли работу": подтягивали жетоны (до 10—30 жетонов) и потом, опуская их в ящик, получали пишу. При этом Коулз исследовал, каким образом обезьяны научились: 1) выбирать ящик слева или справа; 2) выбирать один определенный ящик из пяти; 3) различать величину, форму и цвет и 4) использовать жетоны при длительных отсрочках. Коулз приходит к выводу, что обезьяны научились использовать жетоны для получения пищи: обезьяны хорошо различали жетоны, дающие возможность овладеть пищевой приманкой. Жетоны, после манипуляций с которыми пища выдавалась немедленно, использовались ими в процессе научения чаще, чем жетоны, за которые еда выдавалась спустя некоторое время (при отсроченных реакциях). Кроуфорд (1937) провел исследование над двумя шимпанзе, которые находились в смежных клетках и могли подтягивать приманку каждая для другой, но не для себя. Обезьяна тянула веревку и тем самым придвигала рычаг с чашкой и приманкой к клетке своей соседки. Подобное же исследование совместных действий шимпанзе провели Ниссен и Кроуфорд, наблюдавшие " взаимопомощь" и " взаимозависимость" при распределении пищи между молодыми животными. Они ставили опыты над шимпанзе по трем методикам: 1) подтягивание ящика с пищей по горизонтальной плоскости посредством двух веревок; 2) втягивание ящика с пищей снизу вверх посредством двух веревок: 3) совместное доста-вание приманки из ящика. Наиболее простыми для наблюдения оказались опыты по первой методике. Эксперименты были проведены над 7 парами обезьян. Авторы приходят к выводу, что шимпанзе кооперировали свои действия, научились координировать их и призывать друг друга к действиям знаками и звуками. Ожидание действия партнера и координирование движений происходило без указаний экспериментатора и без предварительной тренировки. Опыты Вольфа, Коулза, Ниссена и Кроуфорда вызвали большой интерес у специалистов и послужили одним из оснований для антропоморфических обобщений Иеркса в плане биологичес-юго обоснования экономических отношений в классовом обществе. Н.Н. Ладыгина-Коте некоторые опыты проводила по методу " выбора на образец"; обезьяна сотрудничала с человеком бескорыстно, ради одного контакта с воспитательницей. Нас поразил тот факт, что подопытный
шимпанзе охотно отдавал в руки экспериментатора различные предметы в обмен на другие. Исследовательница находила, по-видимому, что такое поведение обезьяны вполне естественно, и потому на нем не останавливается. Между тем при изучении поведения гамадрилов мы отмечали как одну из их особенностей чрезвычайно отрицательную реакцию на всякие попытки других обезьян или человека взять из их рук какой-нибудь предмет. Ценность самого предмета при этом часто не играет никакой роли: камешек, щепку, нитку животные отдавали лишь под угрозой или при насилии. Чем энергичнее было стремление отобрать предмет, тем настойчивее он удерживался его обладателем. Многие авторы называют такое поведение " инстинктом собственничества" или " присвоения". Нами была предпринята попытка перевоспитания этой реакции с тем, чтобы добиться от обезьян добровольной отдачи предмета человеку, а затем и члену стада в обмен на другой предмет. Опыты были начаты в 1940 г. с подростками, воспитанниками " яслей" — Амуром, Гольцом и Кетой. Казалось, что можно будет достичь цели прямым путем. Обезьяне давали кубики и короткие палочки разных цветов. После того, как ориентировочный рефлекс на них угасал, ей снова давали подобные же палочки и кубики. Одновременно мы пытались взять тот предмет, который был у нее в руках. Но здесь нас постигла неудача: обезьяна все охотно брала, но решительно отказывалась отдавать в обмен свои палочки и кубики. Приводим ниже несколько протоколов, характеризующих это поведение обезьян. 16 IV 1940 г. Амуру дана короткая палочка. Берет, залезает с ней на полку, грызет. Экспериментатор показывает вторую палочку в правой руке, а левую протягивает Амуру, чтобы получить в обмен первую. Амур подбегает и протягивает руку за второй палкой, а первую прячет за спину. Показывается зеленый шарик. Амур пытается его взять, но свою палку прячет за спину. Предъявляется большая палка. Амур относится к ней с интересом. Пытается взять, пряча свою палку за спину. Кладет ее на пол. Отвлекается. Экспериментатор пытается взять его палку. Амур тотчас отодвигает ее дальше (проявление интереса к брошенному предмету со стороны экспериментатора восстанавливает устремление к нему животного). Амуру дана пробка-предохранитель. Обнюхивает ее, вертит. Положил, прижимает к полу 242 НА. Тих ступнями ног. В это время экспериментатор протягивает руку к палке. Амур вскакивает, хватает палку и с криком отбегает. Роняет пробку, экспериментатор поднимает ее. Амур подходит за пробкой, держа палочку за спиной. Экспериментатор схватывает через сетку его палку. Амур с криком вырывает ее и убегает. Возвращается, садится поблизости от экспериментатора, грызет палку, водит ею по сетке, трет по полу. Предъявляется пробка. Амур протягивает за ней руку, пытается вырвать. Экспериментатор в свою очередь протягивает руку за его палочкой. Он кричит, прячет палку назад за спину. " Обыскивает " руку экспериментатора правой рукой, а левую с палкой держит за спиной. 16 IV 1940 г. Гольцу дана в руки палочка. Уходит с ней в сторону, грызет. Предъявляется шарик. Голец не подходит. Его палка случайно застряла в сетке и экспериментатор берет ее, а взамен дает свою. Голец относится к этому сравнительно спокойно, ходит с ней по клетке, грызет то с одного, то с другого конца. Уходит вглубь клетки. Подходит к экспериментатору. Тот предъявляет ему маленькую палочку, протягивая руку для обмена. Голец убегает. Предъявляется зеленый шарик. Голец подходит, пытается взять. Но как только экспериментатор протягивает руку за его палочкой, убегает. Грызет палку, трет ее о пол, прижимает к себе. Предъявляется желтый шарик. Голец подбегает к экспериментатору, тянется за шариком, но при попытке последнего получить в обмен палочку, убегает. Предъявляется большая палка. Голец подходит, пытается взять, схватившись за нее рукой. Экспериментатор в свою очередь берет его палочку. Голец сопротивляется. Но когда палочка была у него отнята, а взамен дана большая палка, он успокоился. Как видно из приведенных протоколов, обезьяны оказывают интенсивное сопротивление при попытке экспериментатора заполучить принадлежащий им предмет независимо от того, находится ли он у них в руках или лежит на полу. Они не отдают своих предметов даже в обмен на более привлекательные. Ввиду того что несколько десятков подобных опытов не привели к положительным результатам (обезьянки продолжали упорно отказываться от добровольного обмена), решено было изменить методику и подойти к выполнению задачи последовательными эта
|