Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Г) Предпочитание обезьянами некоторых свойств предметов
Изучение особенностей поведения низших обезьян при условии ограничения количества одновременно предлагаемых им предметов двумя, обладающими разными свойствами, включало, конечно, и участие экспериментатора в процессе оперирования обезьяны с предметами. Оно выражалось в побуждении животного к выбору лишь одного из объектов,
причем одинаково поощрялся выбор любого из них. Таким путем можно было установить предпочитаемый выбор того или другого признака объекта, если этот признак постоянно и устойчиво обращал на себя внимание обезьяны, определяя ее выбор одного из двух предметов. Сопоставляя два предмета, разных по цвету, форме или величине, А.Я. Маркова (1961) провела большую серию экспериментов (исчислявшихся десятками тысяч) с 18 низшими обезьянами нескольких видов (павианами-гамадрилами, макаком резусом и двумя гибридами между макаком резусом и яванским макаком). Опыты проводились в Московском зоопарке и Сухумском питомнике обезьян. В результате предъявления картонных прямоугольников пяти различных хроматических цветов (красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового) при парном их предъявлении в сочетаниях цветов коротковолновой половины спектра (зеленого, синего, фиолетового) с длинноволновыми (красным и желтым) выяснилось, что обезьяны предпочитали выбор коротковолновых цветов. При этом для одних особей предпочитаемым цветом был синий, для других — зеленый, для третьих — фиолетовый. Конечно, светлота сопоставляемых хроматических цветов учитывалась, но она не влияла на выбор, так как даже и ослабленные по насыщенности и светлоте предпочитаемые цвета (например, синий и фиолетовый) не изменяли направления предпочитания этих же цветов. При сопоставлении цветов из одной длинноволновой половины спектра предпочитаемым оказывался обычно цвет с большей длиной волны (красный предпочитался желтому). При сопоставлении же цветов в пределах коротковолновой половины спектра одни особи предпочитали выбор синего и фиолетового, другие — зеленого и фиолетового, причем предпочитаемый выбор колебался от 67 до 100%. Интересно, что процент предпочитания оказывался более высоким при сопоставлении цветов, взятых из разных половин спектра (90%), чем из одной половины спектра (в среднем 82%). Сопоставление хроматических цветов с ахроматическими обнаружило Предпочитание хроматических. Серебристые блестящие картоны предпочитались при выборе всем остальным цветным объектам. Различие цвета фона, на котором предъявлялись цветные картоны (черного, белого, 266 Н.Н. Ладыгина—Котс цвета неокрашенного дерева), не влияло на выбор предпочитаемых цветов. Анализируя способность низших обезьян к предпочитанию формы предметов при сопоставлении стереометрических фигур (шара, куба, пирамиды), когда испытуемыми были макаки резусы, А.Я. Маркова обнаружила, что одни обезьяны чаще всего выбирали шар и куб, а другие — пирамиду. В опытах, направленных на исследование предпочитания величины предметов, у тех же макаков резусов выявились следующие закономерности. При сопоставлении, например, полосок бумаги разной длины (1 и 5; 1 и 3; 2 и 3 см) обезьяны во всех случаях предпочитали выбор более длинной полоски; аналогично этому и при сопоставлении фигур одинаковой формы, но различных по величине (как объемных, так и плоских и даже изображений предметов) они также неизменно выбирали предметы большего размера. В заключение своего исследования А.Я. Маркова делает вывод, что характер предпочитания обезьянами некоторых признаков обусловлен физиолого-биологически-ми причинами. Предпочитание коротковолновых цветов (синий, зеленый, фиолетовый) объясняется, по-видимому, тем, что низшие обезьяны (как показал Гре-зер) лучше распознают эти цвета по сравнению с цветами длинноволновыми. Предпочитание округлой формы предметов объясняется их близостью к естественным плодам, которыми обезьяны питаются в природных условиях. Предпочитание предметов большего размера обусловлено тем, что обезьяны, увидев плоды, стремятся ухватить плод более крупный, обеспечивающий более длительное его потребление. Применяя метод свободного выбора обезьянами предложенных им для манипулирования камешков белого и черного цвета, К.Э. Фабри наблюдал Предпочитание ими камешков белого цвета (Фабри, 1961). 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО ПРИОБРЕТЕННЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ а) Навыки и интеллект обезьян Обратимся прежде всего к проблеме образования навыков у низших и высших обезьян. Так, например, мы изучали приспособи-тельные моторные навыки макака резуса в ус ловиях " проблемной клетки", содержавшей приманку, но запиравшейся различными механизмами: крючками, щеколдами, рычагами, задвижками, замками и т д. (Ладыгина-Коте, 1928). Процесс формирования навыка начинался с беспорядочных проб, выключения движений, не завершавшихся успешным открыванием, и сохранения движений, обеспечивающих отмы-кание механизма и получение приманки. Можно было определенно заметить, что обезьяна использует свой удачный опыт отмыкания механизмов, каждым разом явно сокращая продолжите юность операции. Но подобное ускорение решения задачи наблюдалось преимущественно при оперировании с единичными механизмами, в то время как при работе с серией их эта успешность прогрессировала не столь заметно. У животного длительно сохранялись излишние против требуемых движения, вследствие чего кривая скорости отмыкания не обнаруживала систематического снижения. Следует особенно подчеркнуть, что при выработке навыка отмыкания различных механизмов кинестетические восприятия явно преобладали над зрительными. Обезьяна не всегда умела по виду механизмов определить, какой из них отомкнут, а какой замкнут, и зачастую только в результате двигательных проб доходила до успешного решения. Нередко, отомкнув механизм, макак вторично его замыкал, и лишь после того, как его попытки открыть дверцу клетки оказывались безрезультатными, он снова приступал к отмыка-нию. Отпирание запоров, имеющих подвижность во второстепенных частях механизма, давалось обезьяне особенно трудно (цепи, висячие замки), так как настойчивое оперирование в этих частях механизма длительно задерживало успешность отмыкания его. Такой способ формирования навыка обезьяны со всей очевидностью вскрывал отсутствие у нее улавливания связи между существенными для отмыкания частями механизма и несущественными, отсутствие понимания производимых ею действий при решении задач. Было совершенно ясно, что данный путь решения основан на выработке зрительно-кинестетических временных связей на базе повторного опыта, то есть является ассоциацией пространственно-временного характера. Интересный навык у павианов гамадрилов выработал А.И. Кац, приучивший подопытных обезьян бросать камни направленно в определенную цель, подкармливая их при Послесловие к книге Я. Дембовского " Психология обезьян' 267 каждом успешном попадании. Павиан гамадрил оказался способным попадать камнем в 20/30 мм в цель размером, 88/50 см с расстояния 5 м. Большая монография А.И. Каца, опубликованная пока лишь в виде автореферата, дает возможность судить об остроте зрительных восприятий гамадрилов, о соотношении зрения и кинестезии при формировании сложных двигательных навыков (Кац, 1950). Проблема формирования навыка у низших обезьян очень углубленно была поставлена в школе В. П. Протопопова, возглавлявшего лабораторию по изучению поведения животных в Харьковском психоневрологическом институте. В.П. Протопопов экспериментировал с павианом гамадрилом, у которого он выработал навык доставания удаленной приманки орудием — палкой. В результате своих исследований ученый пришел к выводу, что первые пробы решения задачи его подопытной обезьяной не являлись хаотическими (как это, в частности, доказывал Торндайк); они представляли собой инстинктивные и неадекватные ситуации приемы решения задачи, которые постепенно заменялись индивидуально приобретенными адекватными способами действия (Протопопов, 1950). Далее В. П. Протопопов доказывает, что формирование навыка у обезьян зависит не от случайно удачных движений, а от активно произведенных направленных действий. На формирование навыка обезьян оказала влияние также и интенсивность стимула, побуждающего к действию. В опыте при постановке задач на употребление палки павиан вначале всячески пытался достать удаленный от него плод рукой, но не смог самостоятельно применить палку для доставания приманки. И только когда задачу облегчили и соединили свободный конец палки с приманкой, только тогда обезьяна, имея уже готовую связь палки с плодом (аналогично связи плода с веткой на деревьях), пододвинула эту приманку. Позднее после нескольких проб связь палки с плодом у павиана настолько упрочилась, что, где бы эта палка ни была положена (в отдаленном, но доступном месте), животное тем не менее использовало ее для доставания приманки. Более того, обезьяна даже искала палку, когда се удаляли из поля зрения: прятали в шкафу, клали на карнизе вольера и в других местах клетки. В. П. Протопопов пришел к выводу, что в ситуациях, предложенных им подопытным
животным, адекватное решение никогда не наступало без предварительных проб. А эти пробы были как инстинктивного, так и индивидуально приобретенного характера, то есть включали элементы филогенетического и трудно отличаемого от него онтогенетического опыта особи. Наличие в некоторых случаях внезапных решений у обезьян В.П. Протопопов объясняет либо близостью ситуации к естественным условиям их жизни, либо наличием следов прошлых опытов. К аналогичному выводу относительно характера формирования навыков обезьян пришел и сотрудник В.П. Протопопова — А.Е. Хильченко, работавший с макаками резусами. Этим обезьянам были предложены следующие задачи: 1) доставать палками удаленно помещенную приманку; 2) подставлять ящик под высоко висящий на веревке лакомый плод; 3) притягивать за веревку плод, помещенный в горизонтальной плоскости. Сопоставляя процесс решения этих задач высшими и низшими обезьянами, А.Е. Хильченко приходит к заключению, что " никаких принципиальных различий в формировании онтогенетического опыта у низших и высших обезьян не существует и нет никаких оснований усматривать пропасть между низшими и высшими обезьянами, уподоблять поведение высших обезьян человеческому поведению" (Протопопов, 1950, с. 120). В той же лаборатории другой сотрудник В.П. Протопопова— Е.А. Рушкевич (Протопопов, 1950) — поставил низших обезьян (павианов) в условия, когда расположенная на экспериментальном столике приманка закрывалась передвигаемой в разные места столика ширмой. Чтобы достать приманку, подопытные животные должны были применить обходные движения палкой. Оказалось, что в результате длительной тренировки перемещения приманки обходным путем справа налево обезьяны не могли сразу перестроить свои движения палкой в случае необходимости перемещения приманки слева направо, — настолько сильными оказались приобретенные ими кинестетические связи по сравнению со зрительными. И только после повторных тренировок они овладели новым способом движения. Основной вывод из этой работы гласит: павианы обнаруживают низкую способность к манипулированию орудием (палкой), проявляя неуклюжесть и неловкость движений 268 Н.Н. Ладыгина—Котс при ее употреблении; тонкие и дифференцированные движения руки, вооруженной палкой, им почти не удаются; они с трудом осваивают навык простых обходных движений палкой и неспособны видоизменять этот навык соответственно новой ситуации; в каждой новой ситуации они действуют по-прежнему, хотя такие действия теперь бессмысленны и нелепы. Павианы, приобретая навык при " переносе опыта", обнаруживают удивительную косность и " глупость" (Протопопов, 1950, с. 121). Этот вывод документируется и другой серией экспериментов того же автора, поставившего обезьянам задачу — находить обходный путь для выведения приманки в четырехугольном ящике, одна стенка которого открыта. Павиан легко мог выводить приманку пальцами через открытую стенку ящика — при ее перемещении направо, налево, вперед. Однако при необходимости в той же ситуации действовать орудием (палкой) для вывода приманки обезьяна не смогла этого сделать. Результаты данных сопоставлений явно показывали, что пользование вспомогательным предметом для низшей обезьяны представляет большую трудность. При необходимости употребления орудия трудность для низших обезьян заключается не столько в техническом неумении пользоваться палкой, сколько в том, что для этих животных главным препятствием служит неумение установить опосредствованную связь между собой (точнее — своими руками) и приманкой путем включения какого-либо вспомогательного предмета для достижения цели. В опытах Н.Ф. Левыкиной (см. Ладыгина-Коте, 1958, с. 180), исследовавшей павиана-сфинкса, было установлено, что для достава-ния вязкой приманки (кисель), расположенной за прутьями клетки, эта обезьяна не могла использовать палку, положенную параллельно решетке. Животное ограничилось только тем, что старалось притянуть к себе лист, на котором лежала приманка. Тогда задачу несколько облегчили, положив палку перпендикулярно к решетке рядом с приманкой. Обезьяна и на этот раз не смогла погрузить в кисель палку, хотя брала ее в руки, обнюхивала, осматривала и опробовала языком тот ее конец, который находился около приманки. И только при дальнейшем облегчении постановки опыта, когда один конец палки погружали в приманку, обезьяна вынимала палку из киселя и облизывала ее.
Когда же постановку опыта снова усложнили и, кроме палки, соприкасающейся с киселем, клали параллельно ей другую, сухую палку, не погруженную в кисель, павиан, вытянув палку и облизав ее, не догадывался снова погрузить ее в кисель. Более того, он брал сухую палку и лизал ее, не пытаясь достать ею оставшуюся приманку. Как подчеркивает Н.Ф. Левыкина, усовершенствование обезьяны в решении этой задачи состояло лишь в том, что подопытное животное научилось различать обе палки; по-груженную в кисель и сухую. Павиан приобрел навык (образовался условный рефлекс) на вытягивание палки, соприкасавшейся с киселем, но не сделал попытки погрузить ни ту ни другую палку в кисель, то есть употребить палку как орудие доставания приманки. При исследовании способности молодых человекообразных обезьян-шимпанзе к употреблению палок в качестве орудия доставания приманки А. Е. Хильченко наблюдал, что эти обезьяны далеко не сразу, а лишь после 26 дней оперирования палками стали употреблять их правильно (Хильченко, 1955). В связи с этим следует упомянуть об опытах С.Л. Новоселовой, исследовавшей навык использования палки у высшей обезьяны-шимпанзе. (Новосёлова, 1959). Она экспериментально доказала, что даже у этой сравнительно высокоорганизованной обезьяны (в сопоставлении ее с низшими) навык употребления палки формируется в качестве ин-дивидуально-приспособительного действия, а не является врожденной формой поведения. Процесс образования навыка в использовании палки в целях приближения к себе недосягаемого для рук плода происходит постепенно — от стадии оперирования рукой в целом как рычагом к специализированным действиям кистью как органом, не только удерживающим палку, но и направляющим ее движение в соответствии со специфическими свойствами орудия. У Г.З. Рогинского взрослые шимпанзе (от 8 до 16 лет), имевшие опыт манипулирования палками, сразу все употребили палку, успешно доставая ею удаленную приманку. Что же касается низших обезьян, то лишь одна из них (павиан Чакма) также сумела сразу правильно использовать предложенную ей палку (Рогинский, 1948). Однако Г.З. Рогинс-кий пишет, что между психикой шимпанзе и психикой низших обезьян нет того разрыва, который отмечает В. Кёлер. Аналогичное мнение высказывает А. Е. Хильченко. Послесловие к книге Я. Дембовского " Психология обезьян' 269 Эти сопоставления показывают, что неправы те ученые (В. Кёлер и Иеркс), которые считают, будто между поведением низших и высших обезьян существует принципиальное различие. Разница в решении сложных задач низшими и высшими обезьянами, несомненно, имеется, но сводится она к различию скореело степени, чем по существу, и имеет скорее количественный, чем качественный, характер. Исследуя навыки обезьян, Г.З. Рогинский приходит к выводу, что при решении высшими обезьянами задач на использование палок навыки и интеллект образуют в этих действиях такое единство, в котором их трудно отделить и вычленить. Автор пишет, что навыки у шимпанзе образуются быстрее, чем у других животных; они крайне пластичны и легко переносятся в новые условия. Одну и ту же задачу шимпанзе решает разными способами. При изменении задачи он тотчас же меняет и прием овладевания целью. Навыки у этих обезьян связаны с интеллектуальными действиями, сущность которых составляет способность улавливать связи и соотношения между предметами. Г.З. Рогинский отрицает положение В. Ке-лера о том, что шимпанзе являются " рабами зрительного поля" и что их интеллект близок к человеческому (Рогинский, 1948). Нам кажется, что к определению Г.З. Ро-гинским понятия интеллекта у обезьян следует сделать уточнение. На наш взгляд, о наличии у них интеллекта может свидетельствовать установление животным лишь новых адаптивных связей в новой для животного ситуации. Конечно, интеллектуальное решение той или иной задачи опирается на использование ранее приобретенного прошлого индивидуального опыта, не стабильного, а пластичного навыка, который дает животному возможность заново перестроить свое поведение в соответствии с новой ситуацией. И только в том случае, когда подопытное животное " догадывается" использовать употребленные ранее (в прошлом опыте) приемы, действия в новой комбинации, мы можем утверждать, что этот тип решения покоится на вновь образованных временных связях и является, конечно, интеллектуальным решением. В решении подобного характера в большей или меньшей степени участвует процесс обобщения прежде полученных знаний.
б) Употребление обезьянами орудия и интеллект Переходим к обзору других исследований особенностей интеллекта обезьян советскими учеными. Эти исследования проводились главным образом в плане анализа способности обезьян к применению вспомогательного предмета в качестве орудия для доставания приманки. Нами было проведено пятилетнее экспериментальное изучение орудийной деятельности шимпанзе с использованием следующего метода (Ладыгина-Коте, 1959). В узкую металлическую трубу (длиной 20— 40 см и шириной 4, 5 см} закладывалась завернутая в бумагу приманка, которую можно было достать, выталкивая ее из отверстия трубы прямой палкой соответствующего размера. При этом мы ставили такие вопросы: 1. Способен ли шимпанзе сразу употребить палку для доставания приманки? 2. Может ли он узнать, выбрать пригодный для доставания приманки предмет из ряда непригодных? 3. Способен ли он самостоятельно обработать данный ему непригодный предмет (ветвь, свернутую проволоку и т.д.) и сделать его годным для доставания приманки? 4. Может ли он сделать пригодное к употреблению орудие путем его составления (из двух коротких тростинок составить длинную)? Для решения первого вопроса обезьяне предлагалась прямая палка, соответствующая по длине трубе с приманкой. (Приманку закладывали в трубу в присутствии шимпанзе и проталкивали внутрь палкой.) Но шимпанзе, взяв трубу в руки, не применил в подражание экспериментатору палку для выталкивания приманки, а прежде всего всунул в отверстие трубы указательный палец одной руки, потом указательные пальцы обеих рук. И только безуспешность действий руками побудила его к применению палки, которую, впрочем, он сразу употребил успешно, вытолкнув приманку, хотя ранее не имел подобного опыта. В последующем изменение вида предлагаемого орудия — замена палки совершенно другими предметами, не похожими по форме и иными по материалу (ложкой, металлическим пестиком, стеблем растения с цветком на его верхушке, узенькой железной решеточкой и т. д.), —не затруднило шимпанзе в непосредственном и успешном применении этих предметов как орудия. В случае предоставления обезьяне в качестве орудия нескольких предметов (пригодных 270 Н.Н, Ладыгина—Котс и непригодных для доставания приманки, различных по форме, длине, ширине, толщине, плотности) шимпанзе прекрасно дифференцировал разные признаки и выбирал соответственное, пригодное для доставания орудие. При наличии в предложенных предметах различных свойств, например, когда один предмет был пригоден по длине, но непригоден по форме (изогнутая палка), а другой, наоборот, пригоден по форме (прямая палка), но непригоден по длине (короток), решающим для выбора была длина, а не форма предмета. В случаях предъявления обезьяне толстого, но мягкого шнура и твердой тонкой проволоки шимпанзе иногда ошибался, то есть выбирал сначала шнур, но, взяв шнур в руку, он тут же бросал его и заменял твердой проволокой. Из пяти предложенных ему одинаковых по виду, форме и величине, но разных по твердости предметов (отрезков мягкого шнура, эластичной проволоки, палочки, стебля гибкого растения) шимпанзе избирал наиболее пригодный для доставания предмет — палочку—и успешно вынимал ею приманку. В третьей серии опытов, когда обезьяне предлагались в качестве орудия предметы, требующие усмотрения и вычленения части, пригодной для употребления в качестве орудия (например, прута из куска плетеной корзины, отрезка проволоки из проволочного треугольника или других, сложно оформленных проволочных фигур), шимпанзе быстро замечал подходящий элемент, выделял его, вырывал из комплекса и успешно применял для доставания приманки. Более того, при получении широкой планки или доски он мог отчленять от нее узкие лучины и действовал ими как орудием выталкивания приманки. В четвертой серии опытов шимпанзе должен был обработать непригодный для непосредственного употребления предмет так, чтобы им можно было достать из трубы приманку. В качестве возможных орудий обезьяне давали ветку с листьями, виток проволоки, проволоку, изогнутую в виде букв Г, П, С, О. Получив такие предметы, шимпанзе превращал их в орудие, пригодное для доставания приманки: обрывал боковые побеги ветки, мешающие ее проталкиванию в отверстие трубы, оставляя лишь прямой ствол, которым успешно доставал приманку; разгибал проволоку и выпрямленным концом выталкивал приманку из трубы. Но интересно, что, в совершенстве владея обычно деконструктивными приемами и ак тивно применяя их при обработке непригодного предмета, шимпанзе, получив в качестве орудия палку с прикрепленными к ней мягкими поперечинами из провода или раздвижные планки, скрепленные лишь в центре, вместо того, чтобы прижать провод к оси палки или сдвинуть расходящиеся концы планок и получить двойную узкую планку, поступал по привычке. Обезьяна и на этот раз применяла лишь деконструктивные приемы, с большим трудом вырывала боковые поперечные провода, ломала выступающие концы планок и, получив гладкое прямое орудие, доставала им приманку. В пятой серии (111 опытов) обезьяне предлагали короткие бамбуковые палки для составления и простые короткие палочки для их связывания. Оказалось, что шимпанзе только эпизодически, в единичных случаях составлял палки, но никогда не пытался связать их, хотя в игре он обнаруживал умение составлять и связывать объекты, присоединяемые к своему телу (руке, ноге). Более того, нередко он разнимал составленное из 2 и 3 палок орудие и засовывал в трубу разрозненные палки, не достигая, конечно, цели — выталкивания приманки. Чем же объяснить такое, с одной стороны, весьма успешное решение обезьяной предложенных нами задач в условиях сложной дифференцировки находящихся в комплексе элементов, пригодных для употребления в качестве орудия, их трудной обработки, а с другой — неумение составлять и связывать элементы при необходимости их соединения для получения удлиненного орудия? Мы объясняем это тремя причинами: биологической, физиологической и психологической. Биологическая причина состоит в том, что шимпанзе в естественных условиях жизни ежедневно осуществляет деконструктив-ную деятельность типа ломания, расчленения веток и сучков дерева при постройке им ночных гнезд. При этом он самостоятельно должен усмотреть нужный развилок дерева, достаточно большой и крепкий для сооружения на нем гнезда, и, безусловно, должен также дифференцировать толщину подлежащих сламыванию веток. Однако, нагромождая сломанные части верхушек де» ревьев и переплетая их более тонкие периферийные концы, обезьяна никогда не пользуется ни приемом вставления, ни приемом связывания концов веток. Не делает она этого и в неволе. Послесловие к книге Я. Дембовского " Психология обезьян' 271 Физиологическая причина неспособности шимпанзе к соединению и составлению палок заключается в том, что, образовав условный рефлекс на использование единичного твердого предмета для выталкивания приманки из трубы и удаляя все посторонние выступающие на этом предмете части, он воспринимал и данное ему составное орудие как объект с отрицательным сигнальным признаком в виде составленности, свидетельствующей о непригодности орудия к употреблению. Поэтому-то он настойчиво противился соединению, а иногда даже и употреблению уже составленного орудия. Психологическая причина состоит в том, на наш взгляд, что в результате многочисленного оперирования прямой и гладкой палкой шимпанзе сохранил генерализованный зрительный образ пригодного орудия, обладающего определенными признаками — длиной (соответствующей длине трубы с приманкой), толщиной (соответствующей диаметру отверстия трубы) и формой. Наличие этого генерализованного зрительного образа, то есть представление о пригодном к употреблению орудии как единичном целом прямом предмете, тормозило выполнение акта составления палок, так как признак составленности выступал для шимпанзе в том качестве, в каком он входил в прошлых его удачных опытах, где всякого рода излишние элементы на целом предмете-орудии удалялись им до тех пор, пока он не получал гладкого целого орудия. Соединяя в игре короткие палки и получая удлиненное орудие или расчленяя уже составленное орудие, шимпанзе не уловил значения составления как акта, способствующего удлинению. Поэтому он и не смог постичь причинно-следственные соотношения в процессе конкретного составления палок. В этом и состоит качественное, принципиальное отличие интеллекта шимпанзе от интеллекта человека. Но было бы неправильным вообще отрицать наличие интеллекта у шимпанзе. Интеллект этой обезьяны проявляется, например, в том случае, когда она самостоятельно устанавливает нужную связь между орудием и трубой, содержащей приманку, употребляя любой твердый, гладкий, длинный, узкий предмет.(Ее интеллект сказывается и при выборе соответствующего предмета (орудия) из группы непригодных (по длине, толщине, плотности, форме). Лишь наличие интеллекта помогает шимпанзе изменять непригодный предмет и делать его пригодным путем обработки руками и зубами; вычленять недостаю щий ему для оперирования предмет из сложного составного комплекса и даже целого предмета (лучины из доски). Однако качественно, повторяем, принципиально интеллект шимпанзе, конечно, иной, чем интеллект человека. Сравнение высших и низших обезьян показывает, что интеллект первых выше интеллекта вторых. Это доказывается, например, тем, что низшие обезьяны лишь в виде исключения самостоятельно употребляют орудие для достава-ния удаленной приманки (опыты А. И. Кац, Г.З. Рогинского). Не справились они и с задачей в экспериментах с трубой, содержащей приманку (в опытах Н.Ф. Левыкиной). Только у Клюве-ра (Kluver, 1961) обезьяна капуцин сумела достать приманку из трубы палкой. В то же время высшие обезьяны (в опытах Н.Ф. Левыкиной), даже молодые (6—8 лет), сумели использовать для выталкивания приманки не только прямую и чистую палку, но и сучковатую или даже ветки, умело обрывая на них боковые, мешающие проталкиванию в трубу побеги. Все эти, как и другие, весьма значительные факты лишний раз указывают на различие (но лишь по степени, а не по существу) интеллекта высших и низших обезьян. в) Реакция обезьян на относительные признаки. Абстракция и обобщение Реакция обезьян на относительные признаки детально исследована рядом украинских ученых из школы В.П. Протопопова, доказавших наличие у обезьян процессов обобщения и абстракции. На основании экспериментов с низшими обезьянами В.П. Протопопов приходит к выводу, что при решении поставленных задач эти обезьяны (как и другие подопытные животные, например, собаки) различают элементы ситуации не только по абсолютным, но и по относительным признакам, выступающим в предметах при их сопоставлении друг с другом (Протопопов, 1950). Улавливание и обобщение отношений подопытными животными свидетельствует об их способности к абстрагированию, и этот процесс является биологической предпосылкой к возникновению в процессе становления человека специфически человеческого мышления, представляющего собой, согласно И. П. Павлову, " отвлечение от действительности". В опытах П.В. (Протопопов, 1950) обезьяны (павианы и макаки резусы)
272 Н.Н. Ладыгина—Котс оказались способными правильно реагировать на признак интенсивности светлоты окраски предметов (темнее — светлее). В опытах А.Е. Хильченко (Протопопов, 1950), работавшего с павианами-гамадрилами, обезьяны различали отношение величины квадратов, прикрепленных к ящикам, причем меньший квадрат был 101 см2, больший—225 см2. Расстояние между ящиками было 5 см. Приманка всегда находилась в меньшем ящике. Положение того и другого ящика менялось во избежание выбора обезьяны лишь по топографическому признаку — местонахождению ящика. После того как у обезьян выработался навык притягивать ящик с меньшим квадратом, квадраты заменяли кругами, потом—треугольниками (площадью 25—40 см2). Независимо от изменения формы животные продолжали выбирать ящик с меньшей фигурой. Далее им были предложены два разных по размерам ящика кубической формы, затем — разных размеров призмы и пирамиды. Несмотря на изменение формы сопоставляемых фигур, положительная реакция обезьян на выбор меньшей по размерам фигуры независимо от ее формы оставалась постоянной. Это указывало на то, что низшие обезьяны были способны производить обобщение на основе относительных признаков, то есть что они обладают способностью к элементарной абстракции. Но, как подчеркивает В.П. Протопопов, у обезьян " относительный признак не отвлекается полностью, как это имеет место благодаря слову у человека, а только выделяется в наглядно представленных конкретных объектах". Это — абстракция in concrete, когда " замечаемый признак не отделяется, а оттеняется в предмете". " Истинная же абстракция выражается в полном отвлечении признака от реального объекта и мыслится вне этого объекта, что возможно лишь тогда, когда этот признак будет обозначен словом. И эта истинная полная абстракция (vera) возможна, конечно, лишь у человека в его речевом периоде" (Протопопов, 1950, с. 163). Наличие процесса элементарной абстракции А.Я. Маркова установила у низших обезьян в опытах, проведенных по методу пред-почитания в условиях свободного выбора обезьяной предметов, обладающих разными признаками, при парном их сопоставлении (Маркова, 1962). При этом выбор любого предмета каждый раз поощрялся экспериментатором. Как уже было упомянуто, результаты исследований над макаками резусами (два самца
и одна самка), проведенных в условиях сопоставления объемных фигур (шара, куба и пирамиды), показали, что одни особи обнаружили предпочитание шара, другие — куба. а некоторые чаще всего выбирали пирамиду. При замене объемных фигур плоскими, плоских — наклеенными или нарисованными, включенными в фон; далее, при замене этих последних черными контурами тех же изображений и, наконец, пунктирными контурами обезьяны сохранили прежнее направление выбора. Те особи, которые при сопоставлении шара с кубом и пирамидой предпочитали выбор шара, при сопоставлении круга с квадратом и треугольником предпочли круг. Обезьяны, которые в первоначальном выборе предпочитали куб перед шаром и пирамидой, при сопоставлении плоских фигур — квадрата, круга и треугольника — предпочли выбор квадрата. При замене плоских фигур объектами, вырезанными из бумаги и наклеенными на картон, или нарисованными на картоне фигурами обезьяны сохраняли тот же принцип выбора. И, что интересно, они пытались охватить пальцами не самую карточку с наклеенной или нарисованной предпочитаемой фигурой, а центральную часть изображения фигуры, что, конечно, им не удавалось сделать. Прежний принцип выбора предпочитаемых форм сохранился и в случае сопоставления черных и контурных, а также пунктирных контурных форм. Но интересно отметить, что процент предпочитаемого выбора обычно изменялся при каждой замене характера сопоставляемых фигур. Таким образом, совершенно очевидно, что, чем меньше походили сопоставляемые фигуры на конкретный предмет, тем хуже осуществлялся предпочитаемый выбор. Это свидетельствовало и о том, что ослабление восприятия конкретных объектов, то есть переход к абстрагированию существенных признаков предметов, затруднял выделение предпочитаемых признаков. Эти опыты А.Я. Марковой доказывают также, что низшие обезьяны в состоянии замечать и дифференцировать округлость, четыре-хугольность и треугольность предметов при выборе предпочитаемых признаков. В результате исследований и психологического анализа советскими учеными поведения обезьян можно сделать вывод о наличии у обезьян дифференциации свойств предметов (цвета, формы, величины), способности к пред- Послесловие к книге Я. Дембовского " Психология обезьян" 273 почитанию признаков предметов; о наличии представлений, элементарного мышления, обобщения и абстракции. Но интеллект обезьян качественно, принципиально отличен от интеллекта человека, а их абстракция in concrete является лишь элементарной, а не полной абстракцией (vera), свойственной только человеку. 3. ПОДРАЖАНИЕ ОБЕЗЬЯН В целях выявления прогрессивных черт в поведении обезьян весьма интересным, но дискуссионным и разноречиво решенным является вопрос о подражании обезьян. Г.Д. Аронович и Б. И. Хотин, признавая большое значение подражания животных в стаде, в семье, когда менее активные или более молодые животные путем подражания приобретают нужный жизненный навык, опыт от вожака или старших сочленов группы, поставили эксперимент с обезьянами таким образом, чтобы можно было проанализировать наличие подражания, пользуясь методом " экспериментального конфликта" (Аронович, Хотин, 1929). Этот метод состоял в том, что на один и тот же раздражитель у различных обезьян в условиях их изоляции вырабатывали противоположные реакции. Так, на один и тот же сигнал, например, красный цвет, одна обезьяна приучалась бежать к пище, в то время как у другой вырабатывалось торможение — навык оставаться на месте; были также обезьяны, оставленные в качестве контрольных, нетренированных. При соединении обезьян в одном помещении можно было обнаружить (в результате наблюдения за поведением обеих групп) наличие или отсутствие подражания одних особей другим. Для одних групп обезьян в разных сериях опытов положительным условным раздражителем был красный, отрицательным — синий цвет; для других — наоборот. Когда эти условные рефлексы были выработаны, животных, содержавшихся ранее в изоляции, соединили вместе, включая и контрольных, нетренированных особей. В конечном результате оказалось, что вопреки общераспространенному мнению о сильно выраженном подражании у обезьян в условиях эксперимента подражание было весьма незначительно — всего 25%. Позднее явление подражания изучали М.П. Штодин, Л.Г. Воронин и Л.А. Фирсов. М. П. Штодин пришел к заключению, что обезьяны-зрители явно подражали обезьянам, действия которых они видели (см. Воронин, 1957).
У Л. Г. Воронина, работавшего со стадом молодых павианов-гамадрилов (II особей), в качестве положительного и отрицательного тормозящего сигнала были звонки разного тембра (см. Воронин, 1957). У 6 обезьян подача звонка никогда не подкреплялась, и стремление бежать к пище при звуке звонка у животного возникало лишь при виде бегущих к кормушке особей или лри виде поедания пищи вожаком. В опытах на подражание были использованы и макаки резусы. Подражательные реакции нажимания на рычаг появлялись у них при стуке метронома. Это действие нетренированные животные переняли из подражания. На условный сигнал — стук метронома — они бежали к рычагу, хватали его, а потом завладевали кормом. Точно так же было обнаружено, что нетренированные обезьяны легко перенимали действия, которые производили в их присутствии обезьяны, воспроизводившие те или другие выработанные навыки. Г. И. Ширкова отмечает, что у детенышей обезьян весьма ярко выражено подражание действиям матери, производившей различного вида движения в экспериментальной ситуации. Этот автор наблюдала, как угасшая ориентировочно-исследовательская реакция обезьян проявлялась под влиянием такой же реакции другой обезьяны (см. Воронин, 1957). Л. Б. Козаровицкий, исследовавший взрослого шимпанзе, сообщает, что эта обезьяна из подражания перенимает не только положительные и отрицательные условные рефлексы, но и их переделки; шимпанзе без предварительной тренировки правильно реагирует на изменение сигнального значения раздражителя (Козаровицкий, 1956). Чрезвычайно интересна работа Л.А. Фир-сова, изучавшего следовое подражание у шимпанзе. Испытуемыми животными были три самки шимпанзе (6 с половиной, 7 и 10 лет), содержавшиеся в институте И.П. Павлова в лаборатории приматов (Фирсов, 1959). Методика его опытов сводилась к изучению следовых условных рефлексов на пищевые раздражители. Исследование проводилось таким образом, чтобы между серией опытов, демонстрирующих выполнение определенных действий, и актуализацией их обезьяной-имитатором был известный промежуток времени (от нескольких минут до 14 суток). Следовые условные рефлексы на пищу образуются быстро даже при отсрочке в 30 минут. 274 Н.Н. Ладыгина—Котс Л.А. Фирсов доказал, что следовое подражание у шимпанзе формируется более успешно при одновременном предъявлении им положительных и дифференцировочных деталей ситуации. Оно зависело как от индивидуальных, так и от возрастных особенностей. Нельзя не упомянуть и о самостоятельно возникающей подражательной деятельности высших обезьян, связанной с употреблением предметов человеческого обихода, например, карандашей для черчения на бумаге. Нами наблюдались два шимпанзе (4 и 10 лет — Иони и Петер), оба из которых при виде пишущего экспериментатора, регистрирующего их поведение, нередко и сами пытались получить карандаш и старались водить им по бумаге, предаваясь этому занятию длительное время. Иони даже плакал, когда у него отнимали карандаш, и выхватывал его из рук экспериментатора, а при отсутствии карандаша иногда пускал слюни и размазывал их указательным пальцем. Сравнение характера " рисунков" обоих шимпанзе, вернее, нанесенных на бумагу штрихов, наглядно показывало, что взрослый шимпанзе воспроизводил более сложные штрихи, чем молодой. Этот последний (Иони) обычно проводил лишь горизонтальные или слегка Перекрещивающиеся линии, старался испещрять ими сплошь весь имеющийся лист бумаги, в то время как Петер наносил то в центре листа, то направленные к углам листа концентрированные скопления коротких штрихов, состоящих из отрезков, скученных в одном месте линий (Ладыгина- Котс, 1935; Morris, 1962). Но следует подчеркнуть, что даже взрослый шимпанзе никогда не передавал в своих " рисунках" хотя бы подобие видимых предметов, что легко делал ребенок уже в 2, 5 года. В рисунках детей этого возраста обычно изображаются " головоноги", то есть подобия человечков, у которых из головы тянутся вниз и в стороны " руки" и " ноги" в виде прямых линий. Способность шимпанзе к нанесению штрихов наблюдал В. Р. Букин. Но он не обнаружил у них воспроизведения образов (Букин, 1961). Способность низших обезьян к чирканью карандашом по бумаге была зафиксирована и описана B.C. Мухиной, наблюдавшей, в частности, за капуцином. Однако карандашные штрихи капуцина явно уступали по их сложности и четкости таковым у шимпанзе (Morris, 1962).
Особый случай подражательных действий обезьян представляет их способность к подражательному конструированию, то есть к составлению фигур из отдельных элементов. В зарубежной литературе в опытах Кэти Хейс с шимпанзе Вики приводится факт, свидетельствующий именно о таком подражании (Heyes, 1952). Наблюдая действия воспитательницы с цветными объемными фигурами. Вики могла брать из группы положенных перед ней фигур подобные тем, которые брала воспитательница и составлять пирамиды. Но, проводя эти И1 тересныс опыты, Кэти Хейс не дает их анал» эа и не показывает, в какой степени обезьяна получала помощь от экспериментатора и насколько она действовала самостоятельно. Мы при исследовании аналогичного подражательного конструирования у шимпанзе Иони проводили эксперимент по иному методу. Во-первых, мы составляли пирамиду в присутствии шимпанзе, но не давали ему возможности брать элементы составной фигуры сразу же после их выбора экспериментатором, а заставляли ждать, пока не будет составлена вся фигура. Во-вторых, в некоторых опытах мы давали готовую фигуру-образец, побуждая шимпанзе сделать такую же самостоятельно. Отличались по цвету и предложенные для составления элементы. У К. Хейс составляемые элементы были разноцветные, у нас — одноцветные (цвета не крашеного, а лишь лакированного дерева), что, несомненно, затрудняло выбор. С Иони было проведено 119 опытов на подражательное составление фигур по образцу, состоящему из 2—5 элементных частей. Анализ этих опытов показал, что шимпанзе мог правильно составлять лишь 2-элементные фигуры, причем процент абсолютно правильных решений (без проб) подобных задач равнялся 34. Менее удачно он составлял 3-элемен-тные фигуры (8, 3% абсолютно правильных решений), еще хуже —4-и 5-элементные фигуры (5, 2% абсолютно правильных решений). Если составление 2-элементных фигур обезьяна производила самостоятельно и нередко сразу же правильно, то при 3—4-элементных фигурах она часто ошибалась и только отвер-гание экспериментатором ее постройки и лишение ее поощрения (в виде игры) побуждало ее к исправлению ошибок и получению фигуры, подобной предложенному образцу. Эти же опыты, проведенные в плане сравнения подражательной конструктивной спо- Послесловие к книге Я. Дембовского " Психология обезьян' 275 собности шимпанзе и трех детей (4-летнего возраста), обнаружили принципиальное, качественное превосходство последних в осуществлении подражательного конструирования фигур по образцу. Дети, как правило, превосходно конструировали не только 2-, 3-, 4-, но и 5-элемент-ные фигуры; они сразу и безошибочно выбирали нужные элементы из группы предложенных, совершенно самостоятельно составляли из них фигуру, подобную образцу. Более сложные фигуры у них получались даже лучше, потому что дети при этом были более внимательны, чем при составлении простых фигур, осуществляемом небрежно. Кроме того, так как сложные фигуры-образцы давались обычно после действия над простыми, то дети, конечно, приобретали большой опыт в их конструировании. Но интересно, что характер ошибок, например, при составлении 3-элементных фигур у детей совпадал с тем, что наблюдалось у шимпанзе Иони. Так, и шимпанзе и дети пропускали включение среднего элемента (при конструировании 3-элементных фигур), составляя лишь основание и верхушку фигуры. А при воспроизведении 4-элементных фигур они пропускали два средних элемента. Но у шимпанзе подобные ошибки встречались часто, а у детей — лишь в виде исключения. Психологический анализ этих опытов обнаружил, что аналитико-синтетическая деятельность шимпанзе качественно, принципиально отлична от таковой у ребенка того же возраста. Это положение подтверждалось не только тем, что дети, как правило, имели более точное восприятие при выборе нужного составного элемента из группы различных избираемых и сохранили более прочное представление о фигуре-образце, но и тем, что они производили более точную аналитико-синтетическую деятельность — мысленное расчленение фигуры-образца и ее конкретное воспроизведение. В подавляющем большинстве случаев дети выполняли задания правильно и самостоятельно, при полном отсутствии руководящей помощи со стороны экспериментатора, выражавшейся в отношении шимпанзе в отвергании неверно составленных фигур и вторичном составлении фигуры-образца. Дети не только лучше владели техникой составления, лучше знали статику фигур (учитывали положение устойчивости и неустойчивости), но и вносили инициативу при
конструировании. Нередко после осуществления правильного воспроизведения фигуры-образца они сами осложняли эту фигуру дополнительными элементами. Они пытались воспроизвести подобие вещей из обихода человека и называли сделанные ими фигуры " столиком", " скамейкой", " самолетом", " поездом". Порой дети стремились привести сконструированные ими вещи в состояние движения и, сделав, например, подобие самолета, поднимали фигуру в воздух — имитируя полет действительного самолета, или двигали ее по столу — воспроизводя движение поезда. Уже такое беглое сравнение характера подражательного конструирования по образцу у шимпанзе и у детей вскрывает безусловное качественное различие этих процессов у обезьян и у человека. Об этом свидетельствует способность к стремление детей к уподоблению сделанных ими конструкций вещам из человеческого обихода, к конструированию по заранее задуманному плану, точнее, в соответствии с мысленным образом конструируемой вещи. В заключение подведем итог результатов исследований поведения и психологии обезьян советскими учеными, которые конкретизировали особенности психики этих ближайших к человеку животных. Обезьяны имеют точные восприятия различных признаков предметов; они обладают способностью предпочитания некоторых признаков (цвета, формы, величины); у них сохраняются следы восприятий, запечатлеваются зрительные образы — представления предметов; у них установлено наличие гене-рализованных представлений. У обезьян можно выработать сложные зрительно-двигательные навыки; они имеют элементарное, конкретное, образное мышление (интеллект) и способы к элементарной абстракции (in concrete) и обобщению. И эти черты приближают их психику к человеческой. Однако их интеллект качественно, принципиально отличен от понятийного мышления человека, имеющего язык, оперирующего словами, как сигналами сигналов, системой кодов, в то время как звуки обезьян хотя и чрезвычайно многообразны, но выражают лишь их эмоциональные состояния и не имеют направленного характера. Обезьяны, как и все другие животные, обладают лишь первой сигнальной системой действительности. Как показывают экспериментальные исследования, обезьяны способны к осуществлению таких сложных форм деятельности, как конструктивная и даже орудийная, но при осуществлении конструирования, умея из подражания составить из отдельных частей фигуру, подобную предложенному образцу, они никогда не пытались сконструировать вещь по мысленному образу ее в противоположность детям, которые легко это делали. Пользуясь из подражания человеку карандашом и нанося на бумагу разнообразные линии, обезьяны никогда не пытались воспроизвести хотя бы простейший рисунок, передающий какой-либо образ из окружающего их мира. Орудийная деятельность обезьян имеет свои особенности: вспомогательный предмет они употребляют в качестве орудия, но не закрепляют за ним определенного значения и по миновании надобности уничтожают его. Высшие обезьяны могли видоизменять непригодный для употребления предмет путем некоторой обработки; они даже могли составить орудие из нескольких частей, но это соединение осуществлялось не намеренно, а случайно в игровой деятельности, удачные результаты которой использовались ими успешно. Устанавливаемые ими связи носили пространственно-временной, а не причинно-следственный характер, что обнаруживалось при видоизменении ситуации опытов, когда они сразу теряли верный путь решения. Таким образом, совершенно очевидно, что за последние 20—25 лет советские ученые в своих исследованиях психологии обезьян затрагивали самые разнообразные темы. Они изучали и инстинктивные формы поведения обезьян, и навык, и особенно интеллект, давая новые факты для суждения о психике этих животных и ее особенностях. Много работ было посвящено анализу физиологических механизмов поведения обезьян. Большая часть исследований психологии обезьян проведена советскими учеными в плане сравнительной психологии, что позволяет делать выводы, имеющие прямое отношение к проблеме антропогенеза, указывая на черты сходства и черты различия человека и обезьяны. Эти работы конкретизируют биологические предпосылки к возникновению в процессе становления человека специфически человеческих черт — мышления понятиями в связи со словом. С. Л. Новоселова* ОБРАЗОВАНИЕ НАВЫКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАЛКИ У ШИМПАНЗЕ Навык как явление, включающее систему поведенческих реакций животного, издавна привлекал внимание исследователей своими методическими возможностями для выяснения закономерностей высшей нервной деятельности, элементарного мышления животных и их сенсорных процессов. Анализируя навык у антропоидов, исследователи определяли сенсорные дифференци-ровки, различные качества и количества предметов. Таковы работы советских ученых, например Э. Г. Вацуро, Н. Ю. Войтониса, П. К. Денисова, Н. Н. Ладыгиной-Коте, И. П. Павлова, Г. 3. Рогинского, В. П. Протопопова, А. Е. Хильченко, М. П. Штодина. В исследованиях над низшими и высшими обезьянами они, в частности, выясняли, особенности предметного мышления обезьян, анализируя образование сложных навыков при условии преодоления животными различных препятствий на пути доставания приманки. Факты использования шимпанзе и низшими обезьянами палок и прочих предметов для достижения приманки приводили ученых к проблеме употребления и даже " изготовления" орудий антропоидами. Однако иногда навык употребления палки рассматривается либо как инстинктивная видовая особенность антропоидов, либо, в случае внезапного правильного употребления обе-зьяной палки, как проявление особого " вникания" в ситуацию. Некоторые исследователи считают навык употребления палки реакцией условнорефлекторной, формирующейся у обезьяны в качестве приспособитель-ной формы поведения. Исследования над двумя молодыми самцами шимпанзе, проведенные А. Е. Хильченко (1955), экспериментально показали, что на- * Новоселова С.Л. Образование навыка использования палки у шимпанзе // Вопросы антропологии. 1960. Вып.2. С. 31—37.
вык пользования палкой для доставания приманки, расположенной на недостижимом для рук расстоянии, не является врожденной реакцией шимпанзе, а формируется в зависимости от условий жизни. Шимпанзе обладают довольно высоко развитым уровнем высшей нервной деятельности, о чем свидетельствуют, например, их ярко выраженная способность манипулирования предметами и многочисленные наблюдавшиеся различными авторами (Э. Г. Вацуро, В. Ке-лер, Н. Н. Ладыгина-Коте, Г. 3. Рогинский, Л. А. Фирсов, А. Е. Хильченко) факты использования этими обезьянами палок и других предметов в качестве " орудий" для доставания приманки. Такие высшие формы поведения антропоморфных обезьян, как использование палок, преодоление различного рода препятствий для доставания приманки и другие виды сложного поведения формируются у них в течение жизни. Они складываются из отдельных двигательных рефлексов, образующих сложные реакции. Направленность таких реакций иногда истолковывается как умственная преднамеренная деятельность. Но на самом деле здесь налицо лишь сложные сенсомоторные навыки, являющиеся биологическими предпосылками трудовых действий у человека. Как и всякая сложная двигательная реакция, навык употребления обезьяной палки для доставания приманки формируется постепенно. Он не является реакцией инстинктивной в том смысле, в каком мы говорим об инстинктивном употреблении пчелой воска для вы-делывания ячеек на вощине. У пчелы строительство ячеек состоит из серии безусловнорефлекторных инстинктивных действий, вне выполнения которых существование данного вида насекомых немыслимо. У антропоида употребление палки в качестве " орудия" для доставания приманки является условнорефлекторным актом, вызванным определенными условиями обстановки при добывании пищи, и носит характер индивидуальной, а не видовой приспособляемости животных. Хотя навыки у обезьян изучаются не менее пятидесяти лет, однако исследователи сложных форм поведения обезьян, констатируя образование тех или иных навыков, обычно не анализируют детально процесс их установления, недостаточно пытаются проследить его формирование в связи с условиями данной ситуации и биологическими возможностями животного. Исследование образования 278 С. Л. Новоселова навыка употребления вспомогательного предмета антропоидом имеет принципиальное значение для понимания важнейшей проблемы возникновения орудий труда у человека. В настоящей работе нами приводятся данные, полученные в опытах со взрослым самцом шимпанзе Султаном по формированию двигательного навыка использования палки при доставании приманки. Опыты проводились в период с мая по июль 1957 г. В них использовались выструганные сосновые палки длиной 40 см (диаметр — 1 см). Приманка на экспериментальном столике располагалась на определенном расстоянии от отверстия в решетке клетки, через которое обезьяна могла свободно просовывать руки. В опытах по формированию навыка приманка всегда располагалась таким образом, что достать ее можно было лишь с помощью палки. Расстояние от отверстия в решетке до приманки было от 95 до 110 см. Нами было проведено 300 опытов, происходивших в дневное время. До того Султан никогда в нашей лаборатории самостоятельно палками не пользовался. Палки, попадавшие в его клетку, Султан обычно расщеплял и изгрызал, не пытаясь что-либо доставать ими. Перед обезьяной на экспериментальном столе приманка (долька апельсина) помешалась за пределами возможности доставания рукой; рядом, вплотную соприкасаясь концом с решеткой, лежала палка. В подобной ситуации Султан в течение 20 опытов тщетно пытался дотянуться до приманки рукой, либо совсем не обращая внимания на палку, либо изгрызая ее в промежутках между попытками. После того как экспериментатор дважды демонстративно придвинул приманку палкой движением от себя к обезьяне, Султан сделал первую попытку достать приманку палкой, однако ограничился тем, что высунул палку в сторону плода. Только после трех последующих показов Султан впервые придвинул концом палки дольку апельсина на несколько сантиметров к себе и взял рукой. С этого момента нами было предпринято тщательное протоколирование каждого опыта. При анализе полученных данных обнаружились факты, характеризующие постепенное формирование навыка использования палки. Вначале движения руки Султана были крайне неловкими, состоящими из отдельных мало целесообразных и чрезвычайно напряженных рывков. В ходе повторных придвига-ний плода постепенно происходило торможение излишне напряженных и неправильных
движений руки с палкой, которые становились более продолжительными и плавными. Проанализируем несколько протоколов опытов, чтобы представить себе эту картину изменения характера движений. Протокол опыта № 2 (от 18 мая 1957 г.). Долька мандарина лежит на расстоянии 95 см от отверстия в решетке клетки. Султан входит в экспериментальную клетку, смотрит в сторону подкорма. Первое движение — протягивание руки в сторону плода, но оно затормозило ь, когда рука высунулась до половины предплечья. Султан изменяет первоначальное направление руки и берет палку, лежащую на краю экспериментального стола, осторожно подводит к дольке и подталкивает ее концом палки к борту стола справа налево. На несколько мгновений он отвлекается на шум в коридоре: движение руки с палкой прекращено, голова повернута в сторону коридора. В следующую секунду Султан продолжает подтягивать дольку осторожными движениями, ведя ее концом палки по борту стола. Иногда он, подталкивая палкой плод, промахивается, делает движение палкой по воздуху выше дольки на 1—2 см. Начинает толкать не концом, а ребром палки. Затем он сразу продвигает дольку ближе к себе, делает попытку достать дольку рукой, но, не дотянувшись, снова ребром палки придвигает дольку ближе к себе, берет ее и съедает. На рисунке изображена траектория движения конца палки в опыте № 3 (от 18 мая 1957 г.). Мы видим, как и в приведенном выше протоколе, насколько сложной для шимпанзе является вначале операция приближения приманки палкой (рис. 1, а, б). Прерывистость движения руки Султана, неуверенность направления им конца палки и, наконец, взмахи палкой над долькой — все это свидетельствует о недостаточной коорди-нированности работы отдельных групп мышц. В руке шимпанзе при этом осуществляется сложный комплекс мышечных усилий в кисти, предплечье и плече: при тоническом сокращении мышц еще не налажена координация между синергистами и антагонистами, между частями верхней конечности. Султан не может еще оперировать палкой, при активности одной кисти он оперирует рукой в целом; все мышцы, вся колоссальная сила верхней конечности употребляются на такое, не требующее, казалось бы, никакого напряжения действие, как придвигание к себе легкой дольки апельсина. При этом наблюдается и недостаточная координация работы глаза и руки. Образование навыка использования палки у шимпанзе 279 иногда Султан, вместо того, чтобы приближать к себе дольку, отодвигает ее от себя, промахивается. Вместе с тем уже в этом опыте, втором по счету, наблюдается переход Султана от оперирования концом палки к придвиганию подкорма ее ребром, что в последующих опытах окончательно закрепляется. В опыте № 8 (18 мая 1957 г.) Султан оперирует палкой, держа ее в правой руке, как и во всех других опытах. Первые его движения неуверенные, сначала он придвигает приманку ребром палки, два раза ее концом, затем опять ребром: в результате шестм движений вытянутой руки с палкой Султан придвигает к себе дольку. В последующем 13-м предъявлении дольки Султан, взяв вновь палку, коснулся концом дольки апельсина и четким движением придвинул ребром палки ее на 20 см, затем еще на 30 см, после чего взял рукой. В этом опыте у обезьяны впервые достаточно четко проявляются более слитные и продолжительные движения руки, держащей палку. Рис. 1. Траектория движения палки в начале (I) и в конце (II) формирования навыка: а—исходное положение палки; б— конечное положение Обезьяна постепенно переходит от многих прерывистых движений к двум—трем движениям. Наконец, в девятнадцатом опыте (20 мая 1957 г.) Султан в первый раз придвигает приманку сразу на 50 см единым слитным движением правой руки. При повторении предъявлении приманки все чаще осуществляются направленные движения, а прерывистые становятся реже. В результате Султан начинает систематически придвигать дольку сразу, одним движением руки. На основании полученных данных нами был построен график выработки у шимпанзе навыка использования палки для доставания приманки (рис. 2). Движения руки с палкой в ходе одного и того же опыта не являются равнозначными,
а имеют свои особенности. Обращает на себя внимание тот факт, что притягивание палкой дольки, как определенное действие, распадается на несколько движений, не равных по своей протяженности. Первые движения у шимпанзе (в опытах № 12, 16, 17 и других) имеют размах в 10—20 см, а последние в 20— 30 см. Первое движение, особенно в начале, бывает обычно более замедленным, протекает с большим напряжением, чем последнее, завершающее движение, сравнительно быстрое и плавное. Рис. 2. График формирования навыка употребления палки у шимпанзе: По вертикали — средние данные числа движений рук с палкой; по горизонтали — порядковые номера групп ответов по пяти В наших опытах также наблюдалось затруднение движения вначале, когда приманка приближалась одним движением. Это показывает запись опыта № 28 (20 мая 1957 г.): " Одним движением, с небольшим мышечным затруднением вначале, Султан продвинул дольку на 40 см ребром палки по дуге и взял приманку рукой". Такая затрудненность начала действия, выраженная в медленном, напряженном, напоминающем рывок движение руки с палкой, гипотетически может быть объяснена тем, что установка костно-мышечно-го аппарата руки обезьяны происходит не заранее, а лишь в процессе самого продвигания приманки концом палки. Следует отметить, что если вначале вся рука принимала участие в напряженном придвигании дольки палкой, судорожно сжимаемой кистью, то, по мере отработки навыка, мышечно-двигательное 280 С. Л. Новоселова напряжение уменьшалось в плече и в предплечье, а кисть становилась более гибкой. Если в начале наших опытов палка служила обезьяне лишь удлинителем ее руки и, как бы сливаясь в одно целое с держащей ее кистью, не играла самостоятельной роли, то в ходе дальнейших опытов обезьяна стала придвигать плод, используя для этого палку как вспомогательный предмет. Здесь, конечно, нет того сознательного употребления орудия, которое присуще человеку, но с точки зрения рефлекторных механизмов необходимо проанализировать сложный процесс формирования навыка использования обезьяной палки для притягивания приманки и постараться понять, в чем разница между простым удлинением конечности палкой и использованием палки как орудия для доставания приманки. В начале наших опытов обезьяна не только не умела владеть палкой, но даже не пробовала взять ее во время попыток достать приманку. В силу рефлекса подражания (механизма которого мы не будем здесь касаться) у обезьяны на основании зрительно-пищевого возбуждения, путем положительных подкреплений установилась связь " движения палки — приближение пищи": обезьяна видела действия экспериментатора с палкой и следствия этого действия — придвижение плода в пределы досягаемости для взятия рукой. Султан, как это видно из протоколов, вначале пытался придвинуть дольку концом палки, приводя в действие главным образом мышцы плеча и предплечья: кисть из активной деятельности выключалась. Огромное напряжение мышц кисти шло только на сжимание конца палки, следовательно, вся рука выполняла только функцию рычага, кисть же не использовалась как орган, направляющий более дифференцированные движения. Подталкивая концом палки дольку по столу, Султан
|