Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ян Дембовский 4 страница
пами. Было замечено, что, манипулируя предметами, гамадрилы иногда прикладывают их друг к другу на короткое мгновение, иногда засовывают их в щели своего жилища и т.д. Решено было использовать эту особенность в поведении подопытных животных. В решетку, отделяющую экспериментатора от животного, была вставлена квадратная трубка длиной в 25 см с круглым отверстием диаметром 5 см. Трубка была подвешена на поперечной оси таким образом, что концы ее, один 11 которых выходил к экспериментатору, а др угой к обезьяне, могли поочередно опускать -я и подниматься. В эту качающуюся трубку экспериментатор клал цветной деревянный шарик, который скатывался в клетку обезьяны. Занимаясь шариком, грызя его, вытирая о пол, катая, животное время от времени прикладывало его то к решетке, то к деревянным переплетам, то, наконец, к трубе и ее отверстию. Иногда обезьяна засовывала шарик внутрь трубы. Это движение и было использовано в качестве исходного момента. Экспериментатор нажимал на свой конец трубки, и шарик катился к нему. Животное приходило в состояние аффекта, кричало, прыгало. Как только шарик попадал в руки экспериментатора, тот вкладывал в трубу новый шарик, по возможности более яркий, или пищевой предмет. Трубка переворачивалась, и предмет попадал в руки животного. Получив его, обезьяна успокаивалась и начинала заниматься им так же, как и прежним. Этот обмен вызывал на некоторый период настороженное отношение к трубе, к экспериментатору, но постепенно настороженность и агрессия обезьяны к человеку из-за утраченного предмета становилась все меньше, подавляясь положительной реакцией на предмет, получаемый взамен. Когда обезьяна окончательно привыкла к процессу обмена предметами через длинную трубу, последнюю стали заменять более короткими и широкими. Вначале трубка была укорочена до 8 см. Настороженное отношение животного возобновилось, так как получался слишком близкий контакт между его руками и рукой экспериментатора. Но на этот раз адаптация была быстрой и трубку укоротили до 5 см. Когда животное привыкло и к этой трубке, вместо нее было использовано отверстие в тонкой стене клетки. Этот переход также вначале вызвал некоторые осложнения в опыте, которые постепенно исчезли. В качестве варианта был применен тонкий Формы сотрудничества и взаимопомощи в стаде обезьян 243 фанерный щит с круглым отверстием. Щит ставили во дворе, по одну сторону его садился экспериментатор или лаборант, по другую — обезьяна, возле которой стоял ящик с набором предметов для обмена: шариками, кубиками, палочками, кольцами, старыми ключами, камешками. Обезьяна спокойно отдавала эти предметы в обмен на другие. (В последующих наблюдениях было обнаружено, что отдельные обезьяны, включая гамадрилов, могут быть обучены отдаванию предметов путем непосредственной тренировки.) Интересно отметить, что отношение самой обезьяны к находящимся у нее предметам резко изменилось с того момента, когда они превратились из объекта игры и манипулирования в предметы для обмена. При отсутствии экспериментальной обстановки обезьяна начинала шумную возню с этими предметами, быстро их раскидывала, бегала с ними, грызла, подбрасывала вверх. Но в экспериментальной ситуации она спокойно сидела возле ящика и брала из него только по одному предмету, чтобы передать его экспериментатору. В этом сказывается влияние смены установки на предмет: его биологическая значимость как предмета для игры уступает место новому значению как средства для сложной координированной деятельности, которая приводит к пищевому подкреплению. В следующей серии опытов, проведенных на открытом воздухе, обезьяна (Ерш) научилась проделывать целую серию " обменов" для достижения цели. Она брала из своей коробки предмет и несла его к экспериментатору. Взамен получала крепко закрытую коробку и несла ее к лаборанту. Последний открывал коробку, и Ерш доставал из нее крепкий грецкий орех, с которым сам не мог справиться. Он нес его к экспериментатору, у которого находился молоток. Экспериментатор разбивал орех, и Ерш съедал его содержимое. Эти факты указывают на наличие потенциальных возможностей к изменению даже весьма мощных инстинктов при появлении потребности в новых формах деятельности. В опытах с обменом ярко выявились индивидуальные особенности животных. Они проявились в степени негативизма, который был у каждого из них по отношению к предложенной форме сотрудничества, в быстроте включения в сотрудничество и в отношении к материальному подкреплению по сравнению с отношением к самому процессу деятельности. Спокойный и общительный Голец легко освоился с новыми условиями, проявляя большую готовность к работе и интерес к ней.
Очень общительный, но экспансивный Ерш на первых порах устраивал шумные истерики, как только его шарик попадал в руки экспериментатора. Но освоившись с условиями работы, он стал относиться к ней с огромным вниманием и инициативой. Во время опыта он весь был поглощен процессом работы, не забывая, впрочем, часто вступать в контакт с экспериментатором. Осторожная и недоверчивая Кета долго отказывалась от новых форм взаимоотношений с человеком (который ее воспитывал со дня рождения и которого она предпочитала всем остальным сотрудникам лаборатории). Даже при очень заманчивой приманке она сохраняла свою настороженность. Агрессивный и подвижный Амур труднее всех поддавался перевоспитанию, и до конца опытов избегал непосредственной передачи предметов в руки экспериментатору, предпочитая выкидывать их через решетку. Когда все четыре обезьяны хорошо приучились обмениваться предметами с человеком, две из них (Кета и Ерш) были поставлены в условия, при которых должны были обмениваться между собой. Методика этих опытов заключалась в следующем. Обезьяны были помещены в соседние клетки. В стене, их разделявшей, имелось решетчатое окно. Вначале мы хотели проверить, будет ли обезьяна делиться с другой своим кормом. Для этого одной из них давали какой-либо корм одного сорта: огурцы, орехи или салат; клетка другой оставалась пустой. В то время как одна обезьяна имела столько корма, что не могла его съесть, другая, оставаясь голодной, приходила в сильное возбуждение и всячески пыталась добыть корм из соседней клетки. Первая обезьяна охотно вступала в контакт со второй, часто подходила к окну, не переставая жевать, постоянно с кормом в руках. Но как только вторая обезьяна делала малейшую попытку взять из ее рук корм, она отскакивала назад, часто с вызывающим криком. В следующем опыте корм давали второй обезьяне, а первая оставалась голодной. Положение от этого не изменилось: и вторая обезьяна отказалась делиться кормом с первой. Эти опыты подтвердили отсутствие у низших обезьян тенденции к дележке кормом, которая была замечена у антропоидов. Сделав этот вывод, мы приступили к серии опытов по взаимному обмену. Опыты проводили в часы, когда животные были достаточно голодны. В клетку первой обезьяны приносили большое количество наименее при- 244 Н.А. Тих влекательного корма. Оба животных вели себя, как раньше, т.е. пока первая обезьяна, имея корм в избытке, ела, вторая делала безуспешные попытки его получить. Но через 10 мин вторая обезьяна получала более привлекательный корм также в большом количестве. Роли немедленно менялись: первая обезьяна переставала есть, приходила в сильное возбуждение и делала безуспешные попытки получить корм у второй. Но эта последняя, набивая полные защечные мешки и торопливо насыщаясь, также отдергивала руку всякий раз, когда первая тянулась к ней за кормом. Тогда первая обезьяна начала бросать корм второй, но взамен ничего не получала. Спустя 10—15 мин, когда и вторая обезьяна достаточно наелась, первой дали корм еще более привлекательный, чем второй. Снова роли переменились. После бесплодных попыток захватить корм силой вторая обезьяна бросила свой корм первой, но безрезультатно. Вслед за этим еще более привлекательный корм дали в клетку второй обезьяны, и опять мы наблюдали картину смены поведения животных. В следующем опыте в клетки обеих обезьян был дан разный, но равноценный по привлекательности корм. И вот здесь, наконец, мы могли отметить то поведение, которое подготавливалось предыдущим воспитанием животных: обезьяны стали обмениваться кормом. Правда, и теперь бывало, что одна обезьяна, получив корм от другой, не отдавала ей своего. Особенно этим отличалась Кета. Итак, в данных опытах имело место перенесение приобретенных способов добывания пищи из одной ситуации в другую. Это перенесение совершилось не сразу, а потребовало создания специальных условий. Но для нас важно, что появление новой потребности в виде необходимости " сотрудничества" вызвало новые формы поведения животных, не свойственные им в обычных условиях. Следовательно, мы можем заключить, что ограниченность проявления взаимопомощи и сотрудничества обезьян обусловлена отсутствием необходимости в них при тех способах добывания средств существования, которыми они пользуются в естественных условиях. 30 VI 1941 г. Ершу дали арахис, Кете — камешки, палки. Кета прикладывает к решетке камень. Бросает Ершу. Он не смотрит. Кета трижды прикладывает к решетке палку, но не отдает. Затем отдает. Ерш схватил и убежал с агрессивными звуками. Кета выбрасывает в клетку Ерша 4 камня один за другим. Ерш не дает ничего.
Кете дают плоды лавровишни. Ерш рвется в ее клетку, дергает решетку. Кета вызывающе прыгает с плодами в руках. Ерш ест орехи. Кета с лавровишней подошла к решетке. Ест. Ерш также подходит и следит за ней, в руках у него арахис. Кета протягивает плоды Ершу. Ерш схватывает и бросает Кете орех. Кета с агрессивно-игровым звуком схватывает орех и ест. Ерш протягивает ей красную палочку. Кета выхватывает ее. Прыгает с агрессивно-игровым звуком. Ерш бро сает в окно один за другим 3 камня. Кета в это же время несколько раз протягивает красную галочку, но не отдает ее. Ерш брос.а ет камень, держа орех в другой руке. Кета выхватывает орех, ест. Многократно прикладывает красную палочку к решетке, но не просовывает. Когда Ерш пытается ее взять, щиплет его за руки. Кета лавровишню уже не ест, но и не меняет. Затем протягивает руку с лавровишней. Ерш берет, ест. Протягивает ей орех. Кета бросила Ершу красную палочку. Ерш бросает ей орех. Вторично бросает орех. Кета бросила целую горсть плодов. Ерш протягивает ей орех. Кета бросает Ершу один из камней, затем палку. Ерш держит руку с орехом в пальцах в решетке. Кета вырывает орех. Ерш не протестует. 1 VII 1941 г. Кета и Ерш в одной клетке. Обмениваются с экспериментатором. Предметы не выбрасывают, а дают прямо в руку. Обезьянки сидят в соседних клетках. Кете дают шарики, камешки, палочки; Ершу — брюкву, нарезанную кусками. Кета бросает шарик. Ерш ест брюкву и не отвечает, но шарик придвинул к своим ногам. Кета бросает камень. Ерш подходит к решетке, жует, в руках у него два куска брюквы. Бросает Кете кусок из правой руки. Она ест, не отходя от решетки. Ерш уходит и занимается едой. Кета, дожевывая брюкву, выбрасывает к Ершу палочку. Ерш подходит к решетке и выбрасывает ей один за другим два куска брюквы. Оба едят: Кета у решетки. Ерш в глубине клетки. Ерш подходит к решетке и бросает Кете брюкву. Она съедает, затем кладет на решетку камень. Ерш берет его и уходит с ним в глубь клетки. 5 VII 1941 г. Ершу дается клевер, Кете -огурцы. Клевер Ерш не ест. Кета усиленно жует свои огурцы, откусывая и бросая корки на пол. Ерш пассивен. Отошел в глубь своей клетки. Кете добавили еще огурцов. Ерш бежит к отверстию и горстями сует Кете траву. Кета формы сотрудничества и взаимопомощи в стаде обезьян 245 не обращает внимания, ест свои огурцы, изредка поглядывая на Ерша. Ерш 12 раз подряд с небольшими промежутками просовывает Кете клевер. Она сидит рядом с решеткой, ест огурцы, но Ершу не дает. Ерш протягивает руку к огурцу в руке Кеты, но та отстраняется. Кета дает огурец Ершу. Он ест и отдает ей корку. Кета берет, бросает, но ничего Ершу не дает. Тот отходит от окна. Кета многократно кладет кусок огурца на раму решетки, но, когда подходит Ерш, убирает. Ерш сует ей охапку клевера. Кета не отвечает. Ерш бродит по клетке, нашел кусочек вчерашней капусты, подбежал к окну и бросил его Кете. Кета взглянула и продолжает есть свои огурцы. Ерш получил 20 груш. Он радостно возбужден. Ест груши. Большинство надкусывает и, не доедая, хватает другие. Кета сразу оказалась у окошка. Сначала выбрасывает траву, затем огурцы. Ерш только поглядывает издали, но не подходит. Кета возбужденно носится по клетке. Садится, начинает есть огурцы, но неохотно. Ерш подошел к окошку, ест грушу. Кета подбежала, тянется рукой. Ерш отвернулся. Кета бежит к себе, ест огурцы. Подходит к окну и просовывает Ершу траву. Он не реагирует. Добавляем Ершу груш. Кета в возбуждении начинает носиться по своей клетке. Ерш ест груши у окна. Кета подбегает к нему. Протягивает руку. Ерш вывертывается. Кета бегает по своей клетке. Взяла огурец и села с ним у решетки. Ерш подсел к ней и ест грушу. Кета дает ему огурец. Ерш съедает его, но взамен ничего не дает. Кета бросила ему второй огурец, но он есть не стал. Кете добавлены орехи. Ерш у решетки наблюдает, затем отходит и ест свои груши. Подходит к решетке с грушей в руке. Кета дает Ершу огурец, а другой рукой тянется за грушей. Ерш схватил огурец, но отдернул свою руку с грушей и убежал. Кета у окна. Ерш дает ей грушу. Кета дает ему огурец. Ерш бросил огурец, затем поднял, надкусил и снова бросил: Подбирает груши, идет к окну и бросает Кете. Кета съедает, но Ершу ничего не дает. Ерш возит груши по полу. Заглядывает к Кете. Снова возится с грушами, но при каждом взгляде Кеты на него подходит к окну. Бросил Кете огрызок огурца. Кета даже не взглянула на него. Кета подошла к решетке. Ерш бежит к ней, на ходу пытаясь схватить грушу с пола. Груша выскальзывает у него из рук. Он хватает дру гие. Подбегает к окну и просовывает их одну за другой Кете. Кета бросает ему орех. Ерш съедает и снова бросает ей грушу. Кета бросает ему два ореха, затем еще орех. Ерш бросает два раза подряд груши. Кета выкидывает ему целую горсть орехов. Опыт показывает, что когда возникает необходимость, обезьяны способны, хотя и не бескорыстно, делиться кормом. СТАДНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ И ПОДРАЖАНИЕ Эти формы общения также можно рассматривать как бессознательную форму взаимопомощи: они помогают индивиду правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, и облегчают усвоение новых способов и приемов действий. Близкий контакт, возникающий в условиях жизни в сообществе, способствует развитию зачаточных форм подражательной деятельности, первой стадией которой является стимулирование активности индивида в соответствии с поведением других особей, особенно вожака. Стадное стимулирование, или " социальный рефлекс", по Павлову, еще нельзя прямо отнести к подражательной деятельности, так как оно не обусловливает образования новых форм поведения, а лишь активизирует обычные для данной ситуации оборонительные или пищевые рефлексы, в то время как подражание в собственном смысле слова подразумевает приобретение индивидуального опыта через опыт других. Конечно, и стимулирование может помочь животному правильно отреагировать на ситуацию, если она впервые встречается в его опыте, и благодаря этому, правильно сориентироваться. В стаде обезьян мы постоянно видим примеры регулирования поведения маленького детеныша взрослыми. Так, когда однажды мы впустили в большую вольеру ужа, то подростки гамадрилы в возрасте от 7 до 9 месяцев бросились к нему с ярко выраженной ориентировочно-исследовательской реакцией. Однако тотчас послышались предупреждающие возгласы взрослых (обычное при опасности " ак-ак"), подростки отскочили от ужа и забрались повыше на сетку вольеры. В данном случае форма реакции (выбор направления движения, убегание от врага или устремление к биологически полезным элементам среды) не выходит за пределы врожденных типов реагирования. В истинном же подражании новый 246 НА. Тих опыт, приобретаемый через опыт другого индивида, включает элементы действий, не встречающихся в опыте вида, например, действия, связанные с отпиранием запора, реакция на новый индифферентный раздражитель, воспроизведение звуков, не относящихся к врожденным голосовым реакциям и т. п. Специальные эксперименты, предпринятые с целью изучения стадного стимулирования, позволили выявить его влияние на потребление пищи: в присутствии членов стада индивид нередко съедает значительно больше, чем в одиночку. Эта своеобразная реакция была обнаружена у собак в лабораториях И.П. Павлова, который обратил на нее внимание и отнес к числу " социальных рефлексов": присутствие животного своего вида, говорит он, придает собаке смелость, и она съедает корм, до которого не дотрагивалась раньше. При обсуждении этого вопроса сотрудники Павлова высказали мнение, что здесь скорее действует " антисоциальный" рефлекс: животное спешит съесть корм, пока его не съела другая собака. Однако Павлов не согласился с таким толкованием и привел ряд примеров, в которых действительно подтверждается повышение активности одной из собак — Умницы. Умница вела себя в лаборатории крайне робко, а в собачнике лаяла на прохожих громче всех. Вероятно, и та, и другая мотивация имеют место в стадной стимуляции. Приведем ряд примеров экспериментального исследования значения стадной стимуляции. Харлов и Юдин (1933) провели опыты на 8 резусах.. Обезьяны были разделены на 4 пары; 1) пара животных находилась в общей клетке с одной кормушкой (прямое " соревнование"); 2) животные сидели в двух разных клетках и каждое имело свою кормушку (никакого " соревнования"); 3) такая же ситуация, как и во втором случае, но между двумя клетками помещалась еще одна кормушка, из которой можно было брать корм обоим животным; 4) животные находились в отдельных клетках со своими кормушками, но каждое из них могло залезть в кормушку другого. Опыты проводились на протяжении 10 дней. Оказалось, что в первой ситуации поедалось 13% корма, во второй — 23%, в третьей — 53% и в четвертой — 69%. Своеобразные опыты были проведены Иерксом на шимпанзе в 1934 г. В течение четырех дней 21 обезьяне давали промокательную бумагу. В первый день многие шимпанзе хватали и жевали бумагу. Затем пищевой рефлекс на бумагу стал угасать: в первый день
съедалось 36%, во второй — 23%, в третий -26%, и в четвертый — 20% предложенной бумаги. На пятый день экспериментатор сам стал " есть" бумагу на глазах у животных. В результате пищевая реакция на бумагу сохранилась и в последующие 4 дня, даже несколько повысилась: 18, 27, 27, и 24%. Иеркс назвал это поведение обезьян " внушаемостью". Увеличение поедаемости корма обезьянами в стаде по сравнению с обезьянами, живущими в одиночных клетках или маленькими группами, хорошо известно из практики Сухумского питомника. Такое же стимулирующее влияние оказывает стадная ситуация на манипулирование непищевыми предметами. <...> Подробно анализирует процесс подражания В.А. Вагнер (1934). Указывая на неточность этого термина, он критикует утверждение Вассмана, что уже у муравьев имеется способность к подражанию. Вагнер считает, что ни муравьи, ни другие беспозвоночные не могут подражать друг другу. У низших позвоночных — рыб, амфибий — подражание основано на инстинктах и, хотя и относится к психическому уровню, стоит еще на очень низкой ступени: если одна рыба выпрыгивает из воды, другая делает то же; если одна из лягушек, сидящих на берегу пруда, прыгает в воду, — прыгают и остальные. Как видим, здесь речь идет о низшей стадии развития подражания — стадной стимуляции. У птиц и млекопитающих, по Вагнеру, в подражании принимают участие и их разумные способности, другими словами, имеет место научение каким-то новым типам реакций или ускорение развития видового опыта, хотя в основе этого явления лежит инстинкт. Молодые птицы учатся у старых летать, плавать, петь. Вагнер признает огромное значение подражания в индивидуальном научении животных. Он считает развитие этой формы проявления психической деятельности одной из предпосылок зарождения человечества. Многочисленные эксперименты по изучению подражания у животных дают интересный, но часто противоречивый материал. Последнее является результатом, во-первых, не всегда удачных методов работы, незнания биологии животных и, в частности, особенностей их стадных взаимоотношений, а во-вторых, — следствием разного толкования самого понятия " подражание". Так, Вельти (1934) в опытах над рыбами доказал, что время обучения рыб в лабиринте сокращается, если одновременно обучаются несколько рыб, Формы сотрудничества и взаимопомощи в стаде обезьян 247 а не одна. Если в группу необученных рыб сажалась одна тренированная, то такая группа значительно быстрее ориентировалась в лабиринте, чем та, которая не имела такого " проводника". В другом опыте Вельти помещал рыбу с лабиринтом в одно из отделений аквариума, а в соседнее пускал другую рыбу, которая могла видеть действия первой, но не имела возможности принимать в них участия. Оказалось, что после наблюдения за поведением первой рыбы в 10—20 опытах другая — наблюдавшая — усвоила лабиринтные навыки значительно быстрее, чем первая. Тем более поразительными оказываются факты " отсутствия" подражания у обезьян в опытах Хаггерти и Уотсона. Хаггерти (Haggerty, 1909) работал с двумя обезьянами. Одна из них научилась доставать орехи, поднимая трап в экспериментальной установке. Другая, наблюдавшая ее действия в течение 253 раз, так и не научилась этому простому приему. Уотсон на глазах макак доставал приманку при помощи вспомогательных предметов — палки или вилки. Ни одна из обезьян не научилась действовать этими орудиями для добывания приманки. <...> Положительные результаты были получены в опытах на обезьянах Уорденом и Джексоном в 1935 г. На виду у 15 необученных животных обученная обезьяна открывала ящик с четырьмя запорами. Оказалась, что те обезьяны, которые предварительно наблюдали правильные действия обученного животного, решали задачу примерно в 2, 5 раза быстрее тех, которые начинали работать сразу. (Работа Уордена и Джексона подверглась в 1937 г. критике Спен-са, который указал на значительные неточности в методе сравнения обученных и необученных обезьян). В 1939 г. нами был проведен опыт с двумя самками гамадрилами по выработке навыка зрительного различения сложных геометрических фигур разного цвета. Работала только доминирующая обезьяна — Идалия, в то время, как Вьюнья могла лишь наблюдать за действиями первой. Когда после полного усвоения навыка (на что потребовалось 16 дней) Идалия была удалена из клетки, Вьюнья немедленно начала работать и в первом же опыте дала 89% правильных решений, а на третий день уже не сделала ни одной ошибки. В 1940 г. М.П. Штодин выработал условные двигательные рефлексы и дифференци-ровки к ним у группы обезьян. В соседней клетке находилась другая группа. Первых обезьян он назвал " актерами", а вторых " зрителями" (терминология не совсем удачная, с нашей
точки зрения). Через некоторое время оказалось, что вторая группа обезьян, помещенная в экспериментальную клетку, оказалась способной правильно реагировать на все раздражители. Наиболее интересной и убедительной мы считаем серию опытов, проведенных на обезьянах Сухумской биостанции (главным образом сотрудниками физиологической лаборатории под руководством Л.Г. Воронина). Л.Г. Воронин в 1938 г. работал по методу условных рефлексов с группой из 11 гамадрилов. Условным раздражителем служил звонок, диффе-ренцировкой — также звонок, но другого тона. Подкреплением являлась пища в выдвигаемой после звонка кормушке. Уже на пятом сочетании все стадо бежало к месту, где находилась кормушка. Но пищевое подкрепление получал только вожак, так как другие члены стада не могли брать еду в его присутствии. На десятом—двенадцатом сочетании появилась диф-ференцировка, которая, однако, часто нарушалась тем, что какое-нибудь из животных все же бежало к кормушке, увлекая за собой остальных (стадная стимуляция!). Когда был убран вожак, то обезьяны, и в первую очередь новый вожак, обнаружили полное усвоение условного рефлекса на различение обоих звонков. Л.Г. Воронин в 1947 г. провел опыты с группой молодых резусов. Одна из этих обезьян научилась нажимать на рычаг в ответ на звуковой раздражитель. Другие долго не могли выработать этого условного рефлекса. Тогда все обезьяны были помещены в одну клетку. Как только раздавался положительный сигнал и обученные обезьяны бежали к кормушке, остальные садились рядом и каждая старалась схватить корм. Но на пятый день обезьяны в ответ на положительный сигнал бежали не к кормушке, а к рычагу и, таким образом, обнаружили усвоение условного рефлекса. В лаборатории Воронина в 1948 г. наблюдали также случаи очень ранней выработки условного рефлекса у двухмесячного детеныша лапундера, мать которого подвергалась соответствующим опытам. При каждом сигнале детеныш вскакивал на грудь матери, готовый к ее передвижению. Вначале детеныш путал сигналы и реагировал на дифференцировку так же, как и на условный раздражитель. Но очень скоро он начал их различать и бежал к матери только при положительном сигнале. После отлучения от матери у него оказался выработанным условный рефлекс на сложную систему положительных и дифференцировочных раздражителей. Метод подражания при выработке условных рефлексов оказался настолько эффективным, что в лаборатории Л. Г. Воронина он получил значение вспомогательного приема. Так, самец резус Раджа, у которого долго не вырабатывался условный рефлекс, был подсажен к старому резусу Малышу, имевшему многолетний опыт работы в камере условных рефлексов; уже на пятый день у Раджи появились те же условные и дифференцировоч-ные рефлексы, что и у Малыша. Н.Ю. Войтонис придавал большое значение подражаний в выработке индивидуального опыта животных. Он соглашался с Иерксом, что " социальное стимулирование" занимает важное место в поведении обезьян. Общим признаком для этих явлений Войтонис считал " заражение" одних животных другими каким-либо устремлением или эмоциональным состоянием. В качестве примера он приводил наблюдавшийся в Сухумском питомнике случай, когда подростки гамадрилы, жившие в одной вольере со своими сверстниками макаками, научились купаться, в то время как в обычных условиях гамадрилы не обнаруживают устремления к воде. Н.Ю. Войтонис различал 3 формы подражания: 1) подражание простому действию, непосредственно приводящему к получению желаемого объекта, например, при прыганий, ударах, после чего животное получает какое-либо подкрепление; 2) чисто внешнее воспроизведение сложных приемов без внимания к существенным связям и соотношениям, которые необходимо установить или изменить. Главным объектом внимания здесь является форма действия; 3) повторение приема с вниманием к результатам действий и пониманием их. В этом случае внимание направлено в первую очередь на существенные отношения и связи. Войтонис считал, что только последняя форма подражания может служить для передачи умения и навыков. Он пришел к выводу, что обезьяны не способны к подражанию не только третьего вида, но даже и первого, так как жадное устремление их к самому объекту манипулирования не дает возможности переключить внимание на форму действий. Таким образом, придавая подражанию важное значение, Войтонис в то же время как будто приходит к полному его отрицанию: даже первая его форма, по его мнению, обезьянам недоступна. Мы не можем согласиться с этим заключением Войтониса и думаем, что оно является результатом слишком силь-
Н.А. Тих ного выпячивания интеллектуального момента в процессе подражания. Замечание Войтониса о тормозном влиянии внимания к самому объекту на перенимание формы действия является весьма существенным и правильным для многих случаев. Но бывает и обратное положение: предмет, который сначала не привлекал внимание обезьяны, становится объектом ее устремления. Так, Иони в подражание человеку научился копировать движение руки при письме. Он воспроизводил процесс " рисования", вычерчивая карандашом линии на бумаге и внимательно присматриваясь к результатам своего " творчества". Сам процесс подражания увлекал его, вызывая улыбку, стимулируя к более активным действиям. Иллюзорное рисование, не оставляющее следов на поверхности бумаги, не удовлетворяло Иони, но чем отчетливее и резче были следы от карандаша, тем довольнее он оказывался. Н.Н. Ладыгина-Коте (1935) подчеркивает важность момента заинтересованности в акте подражательных действий у шимпанзе: чем интереснее для Иони-конечный эффект подражательных действий, тем легче усваиваются и точнее воспроизводятся сами эти действия. Однако попытки научить шимпанзе вычерчивать определенную фигуру (круг, треугольник) в опытах ее и Г.З. Рогинского не увенчались успехом. Н.Н. Ладыгина-Коте считает, что шимпанзе может изменить свое поведение в соответствии с поведением близких к нему людей. Ее воспитанник Иони научился от людей плеваться, вытирать нос тряпочкой, обтирать тело при помощи тряпки или бумажки, намыливать руки и умываться, " подметать" и " вытирать" пол в комнате, сметать крошки со стола, пользоваться электрическим выключателем (целенаправленность движения обнаруживалась в наблюдении Иони не за выключателем, а за лампочкой вверху), снимать и одевать на крючки кольца трапеции, забивать молотком гвозди, вынимать их пальцами, завязывать узлы на ремешке и т.д. В опытах Г.З. Рогинского (1956—1957) шимпанзе Вега научилась подметать пол, завязывать галстук, пользоваться карандашом и мелом, иголкой и тряпкой. Сходную способность к подражательной деятельности можно видеть и у рыжих капуцинов.
|