![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ян Дембовский 1 страница
ПСИХИКА МОЛОДОГО ШИМПАНЗЕ* Наше знакомство с психологией высших приматов мы начнем с изучения молодого шимпанзе. В этой области существует несколько исчерпывающих работ, выводы которых в общих чертах согласуются между собой и дают правильное представление о духовной жизни нашего ближайшего родственника. Во-первых, это монография Карлейля, Якобсена и Иосиока (1932), затем — интересная книга супругов Келлог (1933), воспитывавших детеныша шимпанзе вместе с ребенком человека, наконец, обширная работа Н.Н. Ладыгиной-Коте (1935), содержащая множество важных наблюдений, преимущественно из области эмоциональной жизни животного, и выполненная в плане сравнения поведения шимпанзе и ребенка. 11 сентября 1930 года на опытной станции в Оранж-парке во Флориде, принадлежащей Йельскому университету, родилась самка шимпанзе (от шимпанзе Пана и Двины), названная Альфой. Через две недели ее мать умерла от родильной горячки. С самого начала мать не хотела принять новорожденную, и ее пришлось кормить искусственно. Наблюдения над развитием Альфы проводились в течение 12 месяцев, и можно поручиться, что только немногие дети были воспитаны с таким старанием и с такой точной регистрацией всех их жизненных проявлений. Животное не старались " очеловечить", его не подвергали никакой дрессировке и не надевали на него одежды. Ему предоставили необходимую опеку и всевозможный комфорт, а также полную возможность для самопроизвольных упражнений и игр. В течение первых 9 месяцев Альфа имела дело исключительно со взрослыми людьми; она лишь редко играла с маленькой собачкой и с 13-месячным ребенком. Позже она подружилась с молодым шимпанзе. Особенно важен для нас вывод, что шимпанзе развивается гораздо быстрее человека. * Дембовский Я. Психология обезьян. М.: Изд-во Иностр. лит-ры, 1963. С. 66—105 (с сокр.).
Так, годовалый шимпанзе имеет молочные зубы трёхлетнего ребенка. В первые недели жизни он представляет собой совсем беспомощное создание, зависящее от своих воспитателей. Даже самые элементарные функции у него не возникают сразу, а должны развиваться и улучшаться путем упражнений. Например, активные движения сосания у Альфы появились только на второй день, и лишь через 2 дня она научилась хорошо сосать. Прикосновение к любому месту тела шимпанзе вызывает сначала общие движения туловища, головы и конечностей. Реакция же более локализованная и точнее связанная с раздражением развивается только постепенно. <...> Интересно сравнить развитие движений детеныша шимпанзе с развитием движений ребенка на основании работы Шерли, в которой исследовано локомоторное поведение детей в возрасте до 2 лет. В нижеследующем весьма фрагментарном сравнении возраст дается в неделях, когда данный вид движений появляется в первый раз и у человека и у шимпанзе. Первая цифра дроби относится к человеку, вторая — к шимпанзе. Ползание. Поднимание только головы при лежании на животе — 3/3. Поднимание головы и туловища при лежании на животе — 9/5. Движения плавания — 25/7. Ползание — 29/9. Вертикальное положение. Поднимание головы при лежании на спине — 15/5. Самостоятельное сидение — 31/13. Стояние, опираясь о мебель, — 42/15. Самостоятельное принятие вертикального положения, опираясь о мебель, — 47/15. Развитие движений, связанных с хождением. Хождение с помощью — 45/17. Самостоятельное хождение — 64/25. Как видим, локомоторные движения у молодого шимпанзе развиваются быстрее, чем у ребенка, но в основном фазы развития протекают в одной и той же последовательности. Эти факты я привожу потому, что они важны для лучшего понимания психики животного. То, что мы обычно называем врожденным, инстинктивным или автоматическим, является в действительности результатом развития, приобретается не только во время роста и физического развития, но также путем упражнений и опытов. Такие основные реакции, как сосание, поднимание головы, координированные движения рук, не говоря уже о более сложных действиях — сидении, ползании, стоянии и хождении, являются Психика молодого шимпанзе результатом научения, зависимым от условий развития. Желая сравнить психику молодого шимпанзе с психикой ребенка, как этого требуют сформулированные во введении принципы, мы непременно должны сравнить условия наблюдения. Ребенок заботливо выхаживается и обучается своими родителями и воспитателями, а детеныш шимпанзе в естественных условиях воспитывается только своей матерью. Понятно, что условия их воспитания весьма различны и должны привести к возникновению разных реакций. Поэтому сравнение действительных способностей детеныша шимпанзе и ребенка человека — дело весьма трудное, а в некоторых вопросах и невозможное. Выдвигаются два возможных пути исследования. Один из них состоит в том, чтобы ребенка человека с момента рождения воспитывать в " животных" условиях, абсолютно лишая его общественного влияния со стороны окружающих. Конечно, по соображениям этического характера подобное исследование, по-видимому, не удастся провести. Однако известно несколько более или менее вероятных историй с детьми, которые воспитывались в условиях отсутствия всякой цивилизации и поведение которых очень отличалось от обычной нормы. В 1799 году в лесах поблизости от Авейрона во Франции нашли мальчика, ведущего жизнь животного. Он был нагим, тело покрыто множеством шрамов. Когда он видел людей, то спасался от них бегством, ловко, по-обезьяньи карабкаясь на дерево. Ему было 11—12 лет, а он совсем не умел говорить, и история его прошлого никому не была известна. Его пробовали воспитывать в культурных условиях, но это не дало эффекта; мальчик остался диким и говорить никогда не научился. Затем известна история некоего Каспара Хаузера, которого считали наследником престола одного из немецких князей и которого в результате дворцовых интриг заключили в тюрьму, где он пробыл с раннего детства до 17-летнего возраста. Мальчик жил в низкой темной камере и видел только надзирателя, никогда не сказавшему ему ни слова. Освободили его в 1828 году. На свободе он ходил с трудом, не умел пользоваться руками и сумел сказать только одну фразу. Последующее воспитание дало весьма незначительные результаты. Хаузер так и не стал нормальным человеком. Наконец, в 1921 году в Индии нашли в волчьей норе двух маленьких девочек. Когда их забрали в посе-
лок, девочки несколько лет ходили на четвереньках, и их с большим трудом удалось отучить от этой привычки. Младшая из них, например, вообще не научилась говорить, а старшая, прожившая до 6 лет, достигла лишь степени развития двухлетнего ребенка. Впрочем, следует признать, что вряд ли какая-либо из этих историй может быть научно проверена. Более обнадеживающий и, во всяком случае, подчиняющийся более точному контролю есть путь воспитания молодой обезьяны примерно в тех же условиях, в каких воспитывается и человек. Действительно, этим способом удалось приобрести ряд ценных сведений. В 1931 году 26 июня в том самом питомнике, где родилась Альфа, появилась на свет самка шимпанзе — Гуа. В возрасте 7, 5 месяца ее отлучили от матери, и супруги Келлог взяли ее на воспитание. В это время их собственному сыну Дональду было 10, 5 месяца. В течение 9 месяцев Гуа и Дональд жили и воспитывались вместе, и их психическое развитие было предметом весьма тщательного наблюдения. Гуа воспитывалась совершенно одинаково с Дональдом. Она носила теплую одежду и укрывалась одеялом. <...> Кормили ее на детском кресле около стола, с ложечки и из чашки, а после еды и питья она вытирала себе губы тыльной стороной кисти. Режим кормления для Гуа был такой же, как и для Дональда; шимпанзе получала 600 г молока ежедневно, ела овощное пюре, бисквиты, варенье, фрукты, яйца всмятку, желе, пудинги, пила апельсиновый сок и т. п. <...> После двух месяцев " цивилизации" Гуа ей дали кровать с сеткой и матрацем, а также пижаму. Матрац Гуа приняла с большой радостью, и когда его временно взяли, обезьянка плакала так сильно, что его пришлось вернуть ей. Поведение шимпанзе во время сна очень похоже на человеческое. Сонная Гуа трет глаза кулаком, голова клонится на грудь. Подобно этому, и Иони, молодой шимпанзе (в наблюдениях Н.Н. Ладыгиной-Коте), когда бывал сонным, громко зевал, моргал, глаза у него слипались. Во время жары шимпанзе спит на спине, широко разбросав свои конечности. Зимой он спит чаще на животе и подкладывает под себя руки. До 9-месячного возраста Гуа спала дольше Дональда, и притом всегда спала после еды. Через несколько недель, проведенных среди людей, Гуа перед сном каждый раз разбрасывала свою постель. Келлоги не видят в этом особых конструк- 224 Ян Дембовский тивных моментов, указывающих на врожденную склонность шимпанзе к строительству гнезд, что они всегда делают на свободе. Скорее всего, это была присущая всем детям тенденция к игре в кровати. Игры вообще составляют важную сторону в жизни шимпанзе. Большую часть своего времени посвящали играм также Гуа и Дональд. Сидя на высоком стуле, Гуа часто бросала на пол разные предметы и то и дело нагибалась, чтобы увидеть, как они падают. Когда она находила какой-нибудь предмет, как, например, одежду, лоскуток, веревку, цепочку, то надевала себе на шею и ходила с ним. (Эту тенденцию шимпанзе к " украшению" себя всем, что можно навешать, подчеркивают все авторы.) Нередко Гуа надевала себе на спину одеяло и волочила его за собой по комнате или накладывала на плечи ветки деревьев и ходила с ними, широко улыбаясь. Дети охотно прятались в сундуках, корзинах и ящиках. Гуа качалась на кресле-качалке, повисала на дверной ручке, на лестнице или на ветке дерева. Игрушкой для шимпанзе может быть буквально все, что можно грызть, бросать, трясти. Гуа дышала на оконное стекло и рисовала на нем пальцем; сидя на земле, пересыпала руками песок и рыла в нем ямки. Иногда она отнимала у Дональда какую-нибудь игрушку и позволяла себя догонять, улыбаясь при этом, когда тот с громким смехом семенил за ней. Дети часто играли большим мячом, сидя на полу и катая его от одного к другому. В умении подражать ранее неизвестным движениям Гуа стоит ниже Дональда. Если Дональду давали щетку для волос, он пробовал причесаться. В возрасте 17 месяцев он закрывал ящики, волочил щетку по полу, как бы подметая, ходил по комнате, заложив руки за спину. Этого рода подражательные движения чужды шимпанзе. Весьма обстоятельны наблюдения Н.Н. Ладыгиной-Коте, касающиеся игр шимпанзе. Игры раскрывают природные особенности животного, необычайную живость его интеллекта, большой интерес к окружающему миру, изменчивость настроения, непостоянство интересов, постоянную психическую активность. Вместе с тем во многих случаях выявляется и слабая сторона исследований этого типа, если они проводятся только на одной особи. Подобные исследования дают возможность для весьма подробного наблюдения, но никогда не создают уверенности, что описанные признаки являются, в сущно сти, принадлежностью шимпанзе как вида, а не одной исследуемой особи. Воспитанник Н.Н. Ладыгиной-Коте, шимпанзе Иони, находился под наблюдением больше 2 лет, с полуторагодовалого возраста Иони очень любил играть с людьми. Прятался под мебелью и за драпировкой, а когда кто-нибудь приходил, ловил его за ногу. Маленькую собачку он преследовал, мучил, давил ее и щипал. Любимая игра Иони — отнимать предметы. Достаточно было взять в руку, например, пробку и показать ее Иони, как он прерывал свое занятие и начинал добывать ее всеми способами. Когда ему это удавалось, он совал пробку в рот и всячески охранял ее, но если его оставляли в покое, он выплевывал ее и переставал обращать на нее внимание. Любопытна такая ситуация. Иони входит в клетку и стоит около двери. Воспитательница делает вид, что хочет запереть двери. Иони моментально выбегает, но через минуту снова входит в клетку, поглядывая на воспитательницу, ударяет рукой о пол, как бы желая обратить на себя внимание. Если воспитательница не реагирует, Иони входит в глубь клетки, но малейшее движение ее вызывает стремительное бегство. Если дверь удастся захлопнуть, Иони разражается громким плачем. Щекотание живота и паха приводит Иони в радостное настроение. Эта игра никогда не надоедает ему; при этом он широко улыбается и принимает особую позу, как бы предлагая продолжать игру. Иони охотно ездит на ком угодно и на чем угодно. Любит, когда его везут в детской коляске или тянут по полу на тряпке, а особенно на перевернутом стуле. Каждый круглый предмет он катит по полу, возит скамейки, ящики, счеты — и притом с тем большим восторгом, чем больший шум вызывает эта игра. Он толкает и гоняет счеты и на бегу садится на них. Ездит на них, отталкиваясь руками и ногами, и улыбается. Таким же способом Иони пробует ездить на подушке, коврике, ночной туфле, деревянном шарике и даже апельсине. Особенно любит он пролезать через всякие дыры. Увидя, например, дыру в какой-либо ткани, он сначала просовывает только палец, разрывает ткань больше, просовывает всю руку, потом — голову, наконец, пролезает весь и после этого, улыбаясь, сидит минуты две. Таким же образом он перелезает через петлю из веревки, а когда застревает посередине, делает отчаянные усилия, чтобы Психика молодого шимпанзе 225 освободиться. Но это не мешает ему сразу же после освобождения повторять все сначала. Иони как будто бы нарочно создает трудные для себя ситуации, постоянно сооружает какие-то ловушки, упряжки, петли, препятствия, которые нужно преодолеть. Н.Н. Ладыгина-Коте высказывает интересную гипотезу, что игра эта имеет известное жизненное значение: животное тренируется в преодолении препятствий, что для него совершенно необходимо в естественных условиях. Заслуживает внимания постоянная психическая активность животного. Даже когда Иони засыпает, он задирает ноги вверх и играет ими, качает висячую трапецию, пока совсем не заснет. Каждый вид игры непродолжителен. Для примера привожу одно из наблюдений поведения Иони в течение 15 мин. Выпущенный из клетки Иони взбирается на стул и смотрит через окно на улицу, сидя на спинке стула и касаясь лицом стекла. Когда видит близко проходящего, стучит рукой по стеклу и издает звук " у-у". Затем он хватает шнур от лампы, крутит и грызет его, то и дело поглядывая в окно. Через минуты две вскакивает на кресло посреди комнаты, хватает лежащую на нем бумажку и перебегает на соседнее кресло. Здесь он берет и по очереди запихивает в рот лежащие рядом на столике фарфоровые фигурки. Затем бежит к елке, ложится под ней на спину, вытягивает вверх конечности и ловит ими свисающие шишки, обрывая их и разгрызая; спустя некоторое время он снова подходит к окну, а через минуты две возвращается под елку, ложится навзничь на кресло и опять срывает шишки. Игра шимпанзе — это мозаика не связанных между собою действий, при этом животное использует самые разные попадающиеся ему на глаза предметы. Иони начинает одну игру — и тут же увлекается другой, забывая о первой. Даже во время наиболее оживленной игры он сразу же бросает ее, если ему показывают что-то новое. Таким способом можно пресечь любую эмоцию и любой эффект шимпанзе. Педагог легко может установить, насколько поведение молодого шимпанзе напоминает поведение ребенка. Иони любит собирать всевозможные предметы, объединяя их по каким-либо сходным признакам. Он подбирает яркие лоскутки, особенно красные, желтые и блестящие куски шелка. Часто собирает прозрачные предметы, через дырки кружева протыкает палец, Через вуали и клеенку смотрит на свет. Кусок попавшей ему желтой прозрачной клеенки
Иони нюхает, ощупывает губами и, наконец, прикрывает ею глаза. Затем берет эту клеенку в зубы, закрывает ею лицо и, подняв голову, чтобы клеенка не упала, смотрит через нее вверх, а потом ударяет себя кулаком по лбу. Накрыв клеенкой глаза, он бросается на стены, ударяет о них кистями рук, крутится и прыгает, но старается, чтобы клеенка не упала. Ложится на спину, прикрывает глаза двумя оторванными кусками клеенки и продолжительно смотрит через нее вверх. Иони забавляется также звуками. Часто он щелкает зубами до полного утомления, ритмично хлопает ладонями, ударяет рукой о пол, так же ритмично стучит разными предметами, звенит связкой ключей, держа ее в зубах. Кусок резины он натягивает между зубами и пальцами ноги и, трогая пальцем, играет на ней, как на струне, пока резина не порвется. Тогда он бросает ее, не обращая на нее внимания. Некоторые типы игр Н.Н. Ладыгина-Коте классифицирует как экспериментальные. Иони долго полощет рот водой, потом вып- левывает воду на пол, разливая ее вокруг. Подставляет ладонь под струю воды из крана и приближает ее ко рту, пробуя пить, но по пути вода разливается. Иони.повторяет эти движения в быстром темпе, однако опять без результата. Тогда он переходит на другую сторону умывальника и хватает воду рукой, как будто это какой-то твердый предмет. Наконец ловит воду просто ртом из струи. С этого времени Иони всегда пьет этим способом: открывает кран и ловит воду губами. Древесные опилки находят у Иони разное применение. Он пересыпает их с руки на руку, собирает со всей клетки в одну кучу, которую переносит затем на разостланную бумагу, и тянет ее по полу, а рассыпанные по дороге собирает и присоединяет к остальным. Потом внезапно выдергивает бумагу, стряхивает ее, обтирает руки, ударяя одну о другую, стелит бумагу в другом месте, и снова переносит на нее опилки. Палочки и соломинки Иони разламывает пальцами на кусочки, которые вставляет между губами. Острые стеклышки, шпильки и гвозди целыми пригоршнями закладывает в рот, однако он никогда не поранился. <...> Особого обсуждения заслуживает общительность шимпанзе. Гуа и Дональд с самого начала жили в большой дружбе, общаясь только друг другом и со своими воспитателями. Но однажды заботу о спящих детях возложили на новую прислугу. Гуа проснулась и, уви- 226 Ян Дембовский дев неизвестную ей особу, начала громко кричать и бегать по комнатам. Ее крик разбудил Дональда, и он проснулся. Гуа тут же подбежала к нему и успокоилась. Когда она кричала, Дональд начинал плакать, а когда в наказание ее посадили на стул, запрещая ей двигаться, Дональд подбежал к ней и обнял ее руками, на что и Гуа ответила объятиями. На прогулках Гуа держалась покровительственно. Если Дональд отставал, Гуа возвращалась, брала его за руку и всячески помогала ему разными способами. В отношении к другим маленьким детям Гуа была дружественной. Однако она не переносила, когда на нее кто-либо указывал пальцем и смеялся. Тогда она с лаем бросалась, кусала и била его. В отношении ко взрослым Гуа была недоверчивой, и снискать ее ласку было нелегко. Что касается других животных, то вначале она дружественно реагировала на некоторых из них, но, напуганная как-то лаем маленькой собачки, она начала ее бояться. Когда детям дали живого майского жука, Гуа едва дотронулась до него пальцем, Дональд же взял его в руку. Такое отношение к детям и животным является индивидуальной особенностью Гуа. Иони в подобных ситуациях вел себя совсем иначе. Маленьких животных он постоянно мучил, а детей очень не любил, грыз и щипал. Увидев однажды ползущего таракана, Иони ударил его ладонью и раздавил, потом обнюхал ладонь и старательно ее вытер. В следующий раз он прикрыл таракана тряпкой и убил его через тряпку кулаком. Шимпанзе, как известно, существо довольно общительное; он всегда должен иметь около себя " приятеля" и является во много раз более зависимым, чем ребенок. Находясь в одиночестве, Иони сидит неподвижно, не играет, безразлично грызет какой-нибудь предмет. Но едва войдет кто-либо из своих, как он моментально преображается, бегает по клетке, шумит, занимается гимнастикой на трапеции, всюду находит что-либо для игры. Когда в положенное время завтрака ему подали молоко в отсутствие воспитательницы, он отвернулся и не прикоснулся к молоку в течение 4 час.; по возвращении же воспитательницы Иони выпил молоко незамедлительно. Гуа также была чрезвычайно привязана к своему воспитателю, особенно в начале своей " цивилизованной" жизни; она чувствовала себя хорошо лишь тогда, когда могла держаться за его-брЮки. В отсутствие же воспитателя она хватала какую-либо часть его
одежды и носила с собой. Встреча всегда была бурной, с объятиями и поцелуями.<...> Иони полон сочувствия. Когда воспитательница делает вид, что плачет, он тут же бросает всякую игру, подбегает, хватает ее за подбородок, кладет ей руку на голову, касается губами лица, при этом его шерсть встает дыбом. <...> Н. Н. Ладыгина-Коте выделяет у шимпанзе ряд " инстинктов". Можно, конечно, спорить, имеем ли мы здесь дело с инстинктами или речь здет о приобретенных либо заученных реакциях, но независимо от этого факты остаются фактами и создают верную картину поведения животного. Инстинкт самосохранения. Во время болезни Иони особенно ласков и охотно поддается лечению, гораздо лучше ребенка переносит физическую боль. Если Иони занозит себе подошву, то тщательно ее осматривает и всю ощупывает пальцем. Он с готовностью поддается ежедневному мытью, вытиранию, причесыванию, стрижке и со вниманием приглядывается ко всем манипуляциям. Особенно любит он выискивание и вычесывание частым гребнем, внимательно осматривая, нет ли паразитов. Иони любит также обгрызать ногти, а после еды подолгу ковыряет в зубах. Если он запачкается чем-нибудь, то старательно вытирает грязь руками или тряпкой; нос вытирает кистью руки и постоянно ковыряет в нем. Иони беспокоится о чистоте постели и даже силой не позволяет уложить себя, если она пахнет, например, мочой. Инстинкт питания. Даже очень голодный шимпанзе никогда не бросается на пищу, а сначала обнюхивает ее, проявляя особую осторожность к неизвестным ему продуктам. Меню Иони в основном совпадает с диетой Гуа. Самым большим лакомством Иони был морковный сок. Иони великолепно очищает апельсины и лимоны, которые съедает с аппетитом, очищает также бананы, редиску, репу и каштаны. При этом сначала он выедает более вкусные части; из поданных ему вишен выбирает прежде всего самые большие и зрелые, выплевывая косточки. Гораздо охотней Иони ест в обществе близких ему людей. Но и во время еды он очень подвижен, активен по отношению к окружающему: так, сидя на коленях воспитательницы, он разглаживает складки ее платья, ощупывает пальцами ее лицо, притягивает ногой стоящий рядом стул и т. д. Инстинкт собственности. Иони не любит, когда во время еды ему кто-либо протягивает Психика молодого шимпанзе 227 руку; тогда он резко хватает протянутую руку ипутается грызть ее. Долгое время он не позволял забирать свою постель, чтобы сменить подстилку, держал ее руками и зубами. Если Иони дать какой-либо предмет, а потом снова взять его, он впадает в бешенство, со всеми последствиями, присущими его неукротимой натуре. Если же ему вернуть этот предмет, он сразу перестает им интересоваться. Возвращаясь с прогулки, он постоянно приносит кусочки стекла, гвозди, камешки, палочки. В подаренном ему мешочке с лоскутами, ленточками и шнурками Иони мог рыться целыми часами, осматривая свой скарб я навешивая на шею самые длинные и ярко окрашенные предметы. Инстинкт гнездостроения. Сидя на полу, Иони часто окружает себя разными предметами, из которых создает подобие гнезда. Он разрывает бумагу на мелкие кусочки, подкладывает их под себя и ложится на них. На ночь он приводит в порядок свою постель, делает подобие подушки, сгребая подстилку в одно место, и кладет туда голову. В истолковании этих фактов можно сомневаться, ибо маловероятно, что мы имеем здесь дело с зачатками естественной склонности к гнездострое-нию. По Ниссену, в природе молодые шимпанзе не строят гнезд. Нам же кажется более правильным осторожный взгляд Кел-лога, что манипуляции с постелью и другими предметами принадлежат скорее к категории игры, чем строительства*. Половой инстинкт. Из 3 описанных в этом разделе шимпанзе только Иони был самцом, и в известных вопросах он, конечно, отличается особым поведением. Из множества фактов выясняется весьма легкая половая возбудимость животного. Иони обычно спит с большим мячом, а когда мяч окажется под ним, наступает эрекция, и он выполняет движения спаривания. Иони часто играет с мятом — катит его по полу, догоняет, падает на него и совершает движения совокупления, придерживая мяч руками. Когда воспитательница выходит из клетки, оставляя шимпанзе тряпку для игры, он грызет и царапает эту тряпку, бросает ее на пол, падает на нее и совершает над ней своего рода насилие. Инстинкт свободы. Иони не позволяет себя чем-либо накрыть, даже наложить компресс В книге Н. Н. Ладыгиной-Коте " Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян (шимпанзе)" Изд. АН СССР, 1959) этот вопрос подробно исследуется и находит иное освещение(/7рим. ред.).
или перевязать палец. Но здесь снова чисто индивидуальное свойство, так как Гуа, например, вела себя совершенно иначе, не протестуя против накрывания или обвязывания ее. Иони, запертый в клетке, прилагает все усилия к тому, чтобы освободиться, и его оставление в клетке постоянно связано с плачем и протестом. Он умеет также разными способами открывать клетку, о чем речь будет ниже. Один из способов заманить Иони в клетку состоял в том, что ему давали новую игрушку и запирали двери в то время, когда он с интересом рассматривал ее. Однако позже в подобной ситуации шимпанзе садился на пороге клетки и успевал убежать раньше, чем закроют дверь. Утром после еды его обычно запирали в клетку. Вскоре Иони научился, едва проглотив последний кусок, молниеносно вскакивать на верх клетки, где его трудно было достать. Только хитростью можно было склонить его сойти вниз, пугая, например, человеческой маской, щеткой для подметания или чучелом волчьей головы. Инстинкт страха. Иони боится всего неожиданного: разрыва и хлопанья надутого бумажного мешка, стука палки по столу, звука трубы, внезапного окрика, низких тонов фортепьяно, внезапного света, неожиданного прикосновения сзади, каждого нового предмета и каждого нового человека. Неизвестные предметы он трогает осторожно, кончиком пальца и каждую минуту готов к побегу. Испугавшись чего-либо, Иони всегда стремится укрыться или отдается под защиту людей. Страх часто переходит в агрессию. Когда, например, Иони видит на полу мех белки, его волосы встают дыбом, сам он становится неспокойным, бьет кулаками об пол, притягивает стул и валит его на мех, бросает на мех футляр от часов, хватает носовой платок и тоже бьет им по меху. Увидев свое изображение в зеркале, Иони заглядывает за зеркало, колотит кулаками, впадает в гнев, а после того, как зеркало уберут, угрожает ему кулаками. Как выясняется из наблюдений поведения Альфы, эмоцию страха у шимпанзе с легкостью можно вызвать почти с рождения, причем в тех же самых ситуациях, в каких реакция страха появляется и у маленького ребенка. Вынимание из корзинки или внезапное прикосновение к обезьяне, равно как и внезапный шум, непременно вызывают у нее реакцию страха: животное съеживается, судорожно удерживает что-либо и громко кричит, сопровождая крик характерной мимикой. У животного 228 Ян Дембовский более старшего возраста страх приводит к бегству. Когда Альфа играла на полу, к ней покатили большой мяч. Как только мяч коснулся обезьяны, она закричала и убежала, что повторялось несколько раз. Совсем так же, как и в. случае с человеком, приобретенный страх можно устранить путем " переобусловливания", вырабатывая противоположные условные рефлексы. Сначала Альфа далеко обходила лежащий на полу мяч, потом поближе продвинулась в его сторону, а на следующий день осторожно обследовала его языком и губами. Через неделю Альфа медленно приблизилась к мячу, обследовала губами, бросилась на него и стала ударять по нему тыльной стороной кисти. Наконец, страх исчез, и она охотно стала играть с мячом. Эмоциональная жизнь шимпанзе многообразна и богата. <...> Рассмотрим внимательнее, в каких ситуациях можно наблюдать эмоциональные реакции шимпанзе и какие движения животное при этом совершает. Первый смех Гуа наблюдался в возрасте 8 месяцев. Реакция заключалась в серии коротких выдохов и характерной мимике лица. Вначале реакция появлялась на щекотание. В возрасте около 11 месяцев Гуа в разных ситуациях издавала звуки, напоминающие горловой смех. Когда ее кружили, держа за одну руку, она соединяла ноги, вытягивала свободную руку и все время смеялась. Позже не только щекотание, но уже и самая угроза щекотки вызывала громкий смех, из-за чего было трудно приложить стетоскоп к груди обезьяны при медицинском обследовании. Во время игры Дональд и Гуа бегали друг за другом вокруг стула, громко смеясь. Однако эмоция радости — более широкое понятие, охватывающее не только смех, но и всякие приятные переживания. Это хорошо иллюстрирует Н.Н. Ладыгина-Коте. Воспитательница приносит Иони апельсины. Видя издали фрукты, он улыбается, издает ряд звуков, бросается навстречу, хватает апельсин, торопится с ним в угол, вскакивает на полку, оттуда бросается на качели, затем возвращается на полку, топает ногами. Наконец он успокаивается, садится рядом с воспитательницей и очищает апельсин, все время издавая при этом легкое кряхтенье. Во время еды его голос переходит в звучный кашель, а затем — в звук, похожий на лай. Иони протягивает руки к своей воспитательнице, касается ее, приближает свое лицо к ее лицу, обнимает ее за шею, прижимает к лицу широко открытый рот, измазанный апельсиновым соком, прихваты
|