Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ян Дембовский 5 страница
* * * Сравнение поведения индивидов в сообществах обезьян разных видов показывает, что у древесных форм этих животных, в частности у мартышек, явления взаимопомощи не так многообразны и часты, как у павианов. У Формы сотрудничества и взаимопомощи в стаде обезьян 249 макак резусов, типичных полуназемных-полудревесных обезьян, уже заметно снижается внимание (по сравнению с павианами) к положению друг друга. Выступление в защиту члена стада осуществляется почти исключительно в случаях внешней опасности, в то время как заступничество выражено значительно слабее. В нескольких стадах резусов, которые нам удалось наблюдать, мы могли зарегистрировать всего несколько случаев такого выступления одного или нескольких индивидов в защиту какого-нибудь члена стада во время внутристадных конфликтов. Зато не г и проявлений той ревности, с которой относятся павианы к образованию отдельных групп внутри стада. Самец у резусов обычно не встречает препятствий своим действиям даже в случае антистадного поведения. Впрочем, и нарушения эти почти не встречаются. Наибольшую нетерпимость и страстность в защите друг друга можно увидеть в моменты опасности, возникающей извне и в особенности в актах защиты потомства. Взаимообслуживание у резусов и мартышек также выражается, главным образом во взаимном обыскивании, которое, как и у павианов, нередко служит лишь формой проявления контакта. В отличие от павианов у резусов и особенно у мартышек можно нередко наблюдать совместное обыскивание одного индивида несколькими, что не ведет ни к какому конфликту. Особенно часто можно было видеть скопления самок вокруг самки с новорожденным. Обыскивая мать, самки разного возраста в сущности добиваются возможности войти в контакт с ее детенышем, а если представится случай, то и понянчить его. Такие же группировки обыскивающих самок и подростков возникают иногда возле самца. Приведем характерный пример такого замаскированного обыскиванием устремления к детенышу у зеленых мартышек. 12 VI 1949 г. К Октаве с детенышем подошла беременная самочка Аляска. Она приблизила свое лицо к лицу малыша, затем протянула к нему обе руки. Но мать, пряча детеныша, повернулась к ней спиной. Аляска начала обыскивать Октаву, но даже не следила за своими действиями, а все время заглядывала через плечо матери на малыша. Октава, ничего не замечая, спустила детеныша с рук на землю рядом с собою. Мяска, продолжая перебирать шерсть Октавы, потихоньку трогала его руками. Однажды ей даже удалось потискать малыша в руках, когда он зашел за спину матери. Как только Октава шевельнулась, Аляска вновь начала ее обыскивать.
В группе мартышек, состоявшей из одних самцов, взаимное обыскивание также занимало большое место. В отличие от самок, самцы обыскивали друг друга энергично, с применением некоторых силовых приемов. Однажды два подростка самца обыскивали взрослого самца. Обыскиваемый подчинялся им, как кукла, принимая под действием их толчков и пинков самые разнообразные позы. Они заставляли его то поднимать, то опускать руки, ноги, голову, поворачиваться. Движения их были резкими и быстрыми. Подбежал четвертый самец и начал обыскивать одного из подростков, занятого обслуживанием самца. Подросток также безропотно подчинялся всем толчкам и пинкам вновь пришедшего. В группах, состоящих из одного самца, самки и подростков, чаще обыскивала самка самца, чем наоборот. (У гелад мы наблюдали обратную картину: самец обыскивал самку часто, старательно и подолгу, а самка — редко, небрежно и недолго). Нет никакого сомнения в том, что в этих актах взаимного обслуживания удовлетворяется потребность не только того, кого обслуживают, но и того, кто обслуживает. Следовательно, в такого рода взаимопомощи проявляются несомненные черты " эгоизма", проявление которого, однако, приносит несомненную пользу окружающим. Но ведь и в любом акте взаимопомощи вплоть до самопожертвования при защите стада или детеныша можно найти эту внутреннюю эгоистическую основу, выраженную в мощных инстинктах, выработанных многими миллионами поколений. В этом смысле взаимопомощь является ничем иным, как одной из форм приспособления в борьбе вида за существование. Ни о каких преднамеренности и сознательном самопожертвовании тут не может быть и речи. Но ведь нас интересует совсем другое: каковы формы животной взаимопомощи на стадии приматов и какое значение они могли иметь в качестве биологических предпосылок гоминизации? В качестве первой психологической черты, возникающей в результате жизни в сообществе, В.А. Вагнер отметил терпимость к совместному пребыванию. На более поздней стадии развития общественности возникает необходимость к жизни среди себе подобных на основе инстинкта самосохранения в широком смысле слова. И, наконец, на высшей стадии необходимость превращается в потребность в общении, которая на стадии прима- 250 НА. Тих тов делает одиночное существование невозможным. При полном обеспечении животного питанием, теплом, защитой оно может погибнуть только в результате изоляции, как это было с шимпанзе Лелем. Мы не хотим здесь проводить параллели с человеком, для которого изоляция (например, заключение в одиночку) является одним из самых тяжких наказаний. Конечно, потребности общения с людьми у человека богаче, многостороннее, носят духовный характер. У обезьян же эта потребность еще чисто биологическая, выработанная постепенно в результате жизни среди себе подобных. Можно сказать, что в данном случае, как и в ряде других, налицо типичный для эволюции потребностей факт: выход потребности за пределы необходимости, возникновение новой самостоятельной потребности, помимо нужды в защите или обогревании. <...>
|