Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы изучения психики животных
Основные понятия: наблюдение, лабораторный эксперимент, полевой эксперимент, специальное обучение или формирующий эксперимент, диссоциированное обучение, метод лабиринта, метод проблемной клетки, выбор по образцу, отсроченный выбор, метод обходного пути, метод формирования условных рефлексов, метод оперантного обусловливания, метод проб и ошибок, метод формирования реакций, метод подражания, метод латентного научения, метод научения путем инсайта, метод привыкания и сенсибилизации, ключевой стимул, мысленная карта.
Вопросы для обсуждения 1. Возможности объективного изучения психики животных на основе анализа их поведения. 2. Научные методы исследования психики животных: наблюдение в природных условиях (Н. Тинберген, Д. Гудолл), в неволе (Н.Н. Ладыгина-Котс, В.С. Мухина и др.), эксперимент, лабораторный эксперимент (Н.Н. Ладыгина-Котс, В. Келер, С.Л. Новоселова и др.), полевой эксперимент (Н. Тинберген, Г.Л. Скребицкий и др.), специальное обучение или формирующий эксперимент (К. Прайор, А. и Б. Гарднер и др.). 3. Конкретные методы зоопсихологии и сравнительной психологии (диссоциированное обучение животных, метод лабиринта, метод проблемной клетки, выбор по образцу, отсроченный выбор, метод обходного пути и др.). 4. Методы обучения животных (метод формирования условных рефлексов, метод оперантного обусловливания, метод проб и ошибок, метод формирования реакций, метод подражания, метод латентного научения, метод научения путем инсайта, метод привыкания и сенсибилизации). Список литературы Основная литература
1. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М., 2003. 2. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. - М., 2004. 3. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. - М., 2001. Дополнительная литература 1. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. – Владимир, 1970. 2. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. – Владимир, 1972. 3. Приворотов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев. – Новосибирск, ООО «Изд-во ЮКЭА», 2001. 4. Фабри К.Э. О подражании у животных // «Вопросы психологии», 1974. – № 2. 5. Федорович Е.Ю. Дрессировка животных: зоопсихологический анализ // «Вестник МГУ», 1987. - № 1. 6. Хайнд Р. Поведение животных. - М., 1975. 7. Черкашин А.Н., Азарашвили А.А. К вопросу о диссоциированном обучении животных // «Вопросы психологии», 1974. - № 4.
Практические задания
1. Обоснуйте возможность изучения психики животных через исследование их поведения. 2. Охарактеризуйте общенаучные и конкретные методы изучения психики животных (цель и задачи метода, особенности его организации, полученные с помощью этих методов данные о поведении и психике животных). 3. Дайте характеристику конкретным методам обучения животных, рассмотрите правила организации каждого метода. 4. Прочитайте материал из книги К. Прайор «Не рычите на собаку» и выпишите законы оперантного обучения, установленные автором.* 5. Опишите метод и конкретные методики классической этологии, позволившие исследовать феномен действия ключевых раздражителей.* 6. Опишите методику, предложенную в физиологии высшей нервной деятельности, с помощью которой было показано, что животные способны предвидеть развитие событий в ситуации.* 7. Опишите методику, предложенную в рамках бихевиоризма, с помощью которой изучали способность крыс к научению и ориентации в сложном пространственном окружении, а также был обнаружен феномен латентного обучения.* 8. Какие методы применяются при изучении восприятия у животных, какие исследовательские процедуры применяются с этой целью? * 9. Опишите методики, позволяющие выявить врожденные и приобретенные компоненты поведения животных.* 10. Предложите способы выработки следующих навыков у собаки*: · подавать лапу · прекращать действие по команде «нельзя!» · ложиться на спину.
Проверочные тестовые задания
1. Вид научения, которое основано на подражании: а) ассоциативное обучение б) дрессировка в) привыкание г) запечатлевание
2. Основными методами дрессировки являются: а) метод подкрепления б) метод поощрения в) метод наказания г) метод упражнения
3. Инструментальными условными рефлексами называются такие рефлексы, при которых животные: а) реагируют выделением слюны на действие индифферентного раздражителя б) совершают определенное действие прежде, чем получают подкрепление в) находит приманку, спрятанную за ширмой г) строит пирамиду для того, чтобы достать плод 4. Вид научения, которое является строго индивидуальным: а) облигатное б) ассоциативное в) факультативное г) привыкание (габитуация)
5. Научение, в основе которого лежит выработка условных рефлексов с подкреплением при окончании: а) импритинг б) ассоциативное обучение в) дрессировка г) сенсибилизация
Занятие 3
|