Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изучения языка человека и языка животных
Основные понятия: язык животных, язык человека, звуковая речь, категории языка, языки – посредники, свойства языка – посредника, амслен, йеркиш.
Вопросы для обсуждения
1. Особенности естественных языков высокоорганизованных животных. 2. Обучение человекообразных обезьян языкам посредникам. 3. Обучение языкам – посредникам других животных.
Список литературы Основная литература
1. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М., 2003. 2. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. - М., 2004. 3.Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. – М., 2001. Дополнительная литература
1. Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. М., 1981. 2. Резникова Ж.И. Интеллект и язык: Животные и человек в зеркале экспериментов. – М., 2000. 3. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. – М., 1983.
Практические задания
1. Познакомьтесь с экспериментальными исследованиями по обучению обезьян языкам-посредникам (Л.И. Уланова, А.и Б. Гарднер, Ф. Паттерсон, С. Сэведж-Рамбо, Д. Примэк). Зафиксируйте основные выводы, сделанные исследователями. 2. Дайте сравнительную характеристику языкам - посредникам, выделите их основные отличия. 3. Опираясь на критерии Ч. Хоккета (1958 г.) выделите свойства языка человека доступные животным при овладении языками – посредниками, в чем они находят свое проявление. 4. Какие веские доказательства того, что шимпанзе могут усваивать общие принципы построения фраз и делать это самостоятельно, а не просто подражать экспериментатору, были получены Сью Сэведж – Рамбо (1993 г.)? 5. Подготовьте сообщение об особенностях обучения языкам – посредникам дельфинов и попугаев. В сообщении необходимо рассмотреть следующие вопросы: основные эксперименты, их специфику, трудности с которыми сталкиваются исследователи, практическую значимость данных работ.
Проверочные тестовые задания
1. Аллен и Беатрис Гарднер доказали наличие способности у шимпанзе: а) осуществлять совместные действия б) читать мысли экспериментаторов в) общаться с помощью языка – жестов г) достигать приманки, с помощью сооружения пирамиды
2. Какие из перечисленных языков являются языками – посредниками: а) браль б) амслен в) йеркиш г) лексикограммы
3. Кто из перечисленных ниже исследователей, после вызвавших ряд возражений экспериментов А. и Б. Гарднер, провел собственное исследование и доказал наличие способности антропоидов к усвоению языка: а) Г. Террес б) Д. Рамбо в) С. Сэведж – Рамбо г) Л.А. Фирсов
4. Усвоение языков – посредников у животных базируется на: а) восприятии б) желании, интересе в) когнитивных процессах г) боязни наказания
5. Какие из перечисленных видов животных способны к усвоению языков - посредников: а) человекообразные обезьяны б) дельфины в) собаки г) попугаи
Вопросы к зачету
1. Предмет и задачи зоопсихологии м сравнительной психологии. 2. Методы исследования в зоопсихологии и сравнительной психологии. 3. Движение, поведение, психическое отражение, их характеристики и взаимосвязь. 4. Основные проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии в историческом аспекте. 5. Проблема возникновения психики. 6. Основные этапы развития психики животных в эволюции. 7. Общая характеристика низшего уровня стадии элементарной сенсорной психики. 8. Высший уровень стадии элементарной сенсорной психики. 9. Низший уровень стадии перцептивной психики. 10. Общение и групповое поведение высших беспозвоночных. 11. Общая характеристика высшего уровня стадии перцептивной психики. 12. Особенности научения высших животных. 13. Групповое поведение и общение у высших позвоночных. 14. Элементарная рассудочная деятельность животных и методы его изучения. 15. Манипуляционная активность и ее познавательная функция. 16. Орудийная деятельность животных и ее отличие от орудийной деятельности человека. 17. Особенности онтогенеза беспозвоночных и позвоночных. 18. Периодизация онтогенетического развития поведения и психики у высших позвоночных, 19. Общая характеристика развития поведения и психики в пренатальном периоде. Возможности научения зародышей. 20. Общая характеристика развития поведения и психики в раннем постнатальном периоде. Особенности онтогенеза зрело- и незрело рождающихся животных. 21. Инстинктивное движение, врожденное узнавание и ранний опыт. 22. Общая характеристика развития поведения и психики в ювенильном периоде. 23. Основные концепции игры животных. 24. Представление об игре животных как о развивающей деятельности. 25. Игра и исследовательское поведение в онтогенезе высших позвоночных. 26. Врожденное и приобретаемое поведение животных. 27. Инстинктнвное поведение и методы его изучения. 28. Научение и методы его изучения, 29. Виды научения. 30. Неассоциативное и ассоциативное научение. 31. Запечатление как особый вид научения. 32. Латентное научение как особый вид научения. 33. Облигатное и факультативное научение. 34. Подражание и имитационное научение. 35. Развитие научных представлений об инстинктивном поведении и научении в истории зоопсихологии. Пластичность инстинктивного поведения (Концепция В.А.Вагнера). 36. Проблема мотивации поведения животных. 37. Групповое поведение обезьян и проблема зарождения общественных отношений. 38. Биологические предпосылки зарождения человеческой речи. 39. Эксперименты по обучению обезьян коммуникации с помощью искусственных средств. 40. Различие в использовании орудий антропоидами и человеком. 42. Поведение и психика человека и животных - генетическое родство и качественные различия.
|