![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Актуальность изучения дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» определяется значимостью изучения эволюции психических процессов и предпосылок сознания человека. Основной проблемой дисциплины является решение вопроса о соотношении врожденного и приобретенного в поведении. В основе этого принципа лежит положение о том, что любой психический процесс в конечном итоге может объясняться исходя из работы конкретной структуры головного мозга. Курс «Зоопсихология и сравнительная психология» ориентирован на то, чтобы изучить эволюцию поведения животных. Изучение основ зоопсихологии и сравнительной психологии проводится с точки зрения филогенеза и онтогенеза и описания различных типов адаптивного поведения. Методологическая основа преподавания предмета «Зоопсихология и сравнительная психология» - научность (объективность) и раскрытие эволюционного принципа Ч. Дарвина. Задача преподавателя состоит в том, чтобы ознакомить студентов с основными закономерностями развития психики в филогенезе и в онтогенезе. На конкретном материале по рисункам поведения животных студенты изучают основы этологии, опыты Лоренца, возникновение и развитие экспериментального подхода в зоопсихологии, развитие инстинктивных действий, основные формы поведения, основные формы научения. Опыт преподавания показывает, что преподаватель, ведущий курс, должен уже на вводной лекции чётко сформулировать концепцию курса: соотношение врожденного и приобретенного в поведении и понимание биологических корней социального поведения человека. При описании отдельного вида поведения необходимо выделить ее основные элементы. После их описания и характеристики проследить эволюцию и онтогенез исследуемого вида поведения. В этой связи, рекомендуется обратить внимание на изучение закономерностей данного вида поведения. Изложение принятых понятий должно сопровождаться, с одной стороны, их объективным определением, с другой, - объяснением и демонстрацией наглядного этологического материала с использованием мультимедиа. На каждом занятии рекомендуется обращать внимание на понятия, которые являются сквозными и общими для всего курса, привлекая обучающихся к составлению Глоссария по дисциплине. Глоссарий оформляется в виде конспектов и в электронном виде в системе «Гиперметод» в разделе «Материалы курса», регулярно дополняется и является доступным для зарегистрированных слушателей. Алгоритмдействий преподавателя при проектировании содержания курса
При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «Зоопсихология и сравнительная психология». В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса федерального государственного образовательного стандарта. На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и итоговой аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учётом количества часов, отведённых на неё учебным планом. Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПБУУЭ, в том числе её электронными ресурсами. Выбор методов и форм обучения может определяться: общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки студентов; особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов; целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия; временем, отведенным на изучение того или иного материала; уровнем подготовленности слушателей; уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств; уровнем подготовленности и личных качеств самого преподавателя. Главным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «Зоопсихология и сравнительная психология» остается лекция. Наряду с традиционной лекцией рекомендуется использовать такую форму как проблемная лекция (как по содержанию, так и по способу организации). Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. К проблемным формам относится лекция - пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся. Действенным средством, которое позволяет проблематизировать содержание лекции, является предварительная проработка студентами материала лекции с помощью ЭУП «Зоопсихология и сравнительная психология». Целесообразно дополнить материал лекции вопросами и заданиями, организующими осмысление (рефлексию) прочитанного. Использование представленного подхода к предъявлению учебного материала позволяет перестроить познавательную деятельность студентов на лекции: от пассивно восприятия - к активному осмыслению. Такой прием особенно оправдан ограниченным временем аудиторной учебной работы. Примерные темы для проблемных лекций:
Одним из самых эффективных видов занятий по дисциплине являются лекция-визуализация. Актуальность применения принципа наглядности в учебном процессе по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология» определяется необходимостью пространственного определения расположения структур мозга относительно осей и плоскостей, которые подробно объясняются преподавателем в начале курса. Особенно нуждаются в наглядности те разделы лекции, где рассматривается вопросы взаимном расположении отделов головного и спинного мозга, восходящих и нисходящих путей, соединяющих различны е уровни центральной нервной системы. К наиболее эффективным средствам визуализации лекции относятся мультимедийные презентации по теме, подготовленные как преподавателем, так и студентами. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Виды семинаров, востребованных в процессе изучения зоопсихологии и сравнительной психологии: семинар; учебная конференция; коллоквиум; проблемный семинар; вебинар. В семинарской группе осуществляются такие формы индивидуальной и коллективной творческой работы обучающихся, как: диспут по проблемным темам, например: Соотношение врожденного и приобретенного в поведении. выполнение творческой работы, например: подготовка мультимедийных материалов по теме семинарского занятия; посещение научно-исследовательского центра по изучению нейроэтологии, сбор, обработка и оформление собранного материала как в виде мультимедийной презентации, так и доклада (реферата); посещение зоологического музея (или другого музея), сбор, обработка и оформление материала как в виде мультимедийной презентации, так и доклада (реферата).
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология»
Тема: Основные понятия зоопсихологии и сравнительной психологии Целевая установка: систематизировать основные понятия и термины, необходимые для изучения курса зоопсихологии и сравнительной психологии; изучить с позиции эволюции особенности развития поведения.
Перечень основной и дополнительной литературы: Литература основная: 8. Владимирова Э.Д. Психология животных. Самара: Самарский университет, 2010. 9. Зорина З.А., Полетаева И.И. «Зоопсихология, элементарное мышление животных». М., Аспект-Пресс, 2007 10. Иванов А.С. Этология с основами зоопсихологии СПб: Лань. 2007 11. Никольская А.В. Зоопсихология и межвидовая психология М: Эксмо, 2011 12. Ступина С.Б., Филипьечев А.О. Зоосихология: конспект лекций. М: Высшее образование 2010 13. ФилипповаГ. Г. Зоопсихология и сравнительная психология. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. 14. Фабри К.Э.. Основы зоопсихологии. М. Психология. 2003 б). Литература дополнительная: 29. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность и сенсорных систем СПб: Питер 2010 30. Бериташвили И.С. Память позвоночных животных. М., 1974. 31. Вагнер В.А. Биологические основания сравнительной психологии [в 2 т.] / М.: Наука, 2005. 32. Гороховская Е. А. Этология: рождение дисциплины. СПб.: Алетей, 2001. 33. Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животных//Собр. соч. Изд-во АН СССР, 1953. 34. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб., Питер, 2001 35. В. Дольник. Непослушное дитя биосферы. М., 1994 36. Зорина З.А., Полетаева И.И. «Зоопсихология, элементарное мышление животных»., М.: Аспект-Пресс.2002. 37. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. М.: Изд-во МГУ, 2002. 38. Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности. М.: Издво МГУ, 1986. 39. Крушинский Л. В. Избранные труды: В 2 т. М.: Наука, 1993 40. Ладыгина-Коте Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М., Изд. Гос. Дарвиновского Музея, 1935. 41. Ладыгина-Коте Н. Н. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян. М.: Наука, 1959. 42. Лоренц К Агрессия: (так называемое " зло") СПб.: Амфора 2007 43. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. М.: Мир, 1988. 44. Меннинг О. Поведение животных: Вводный курс. М.: Мир, 1982. 45. Павлов И.П. Рефлекс свободы. СПб., Питер, 2001. 46. Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев, Новосибирск, 2001 47. Рожкова А.П. Зоопсихология психология и сравнительная психология: Учебное пособие. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. 48. Прайор К. Не рычите на собаку: О дрессировке животных и людей. В кн.: Хрестоматия по зоопсихологии СПб, Питер, 2001. 49. Сравнительная психология и зоопсихология / сост. и общ. ред. Г. В. Калягина. - СПб.: Питер, 2004. 50. Современная психофизика. / под ред.: В. А. Барабанщикова. - М.: Ин-т психологии РАН, 2009. 51. Топчий М.В. Зоопсихология и сравнительная психология. Ставрополь: СКСИ. 2005 52. Тинберген Н.. Поведение животных. М., 1978 53. Фирсов Л. А. Довербальный язык обезьян//Журн. эвол. биохим. и физиол. 1983. Т. 19. №4. С. 381-389 54. Шеперд. Г. Нейробиология, М., 1987 55. Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975 56. Хрестоматия по зоопсихологии. СПб., Питер, 2001Шадриков, В. Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 2001.
Данная рабочая программа содержит следующие сокращения: ВПО – высшее профессиональное образование ДИ – деловая игра ОК – общекультурная компетенция ОКВ - общекультурная компетенция вузовская ООП – основная образовательная программа СРС – самостоятельная работа студентов РФ – Российская Федерация ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт ЭУП – электронное учебное пособие
|