Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 1.Историческая эвристика как научная дисциплина
1. Предмет и основные задачи учебного курса. 2. Источники и литература по курсу. 3. «Историко-архивоведение» в ТулГУ.
(Предисловием к раскрытию темы может быть обзор истории развития эвристики. См. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. Уч. пособие для студентов вузов. М., 1995) I. Как отмечается в программе дисциплицы «Историческая эвристика», рекомендованной Учебно-методическим объединением вузов РФ по образованию в области историко-архивоведения, рассматриваемый курс представляет собой взаимосвязанный комплекс базовых знаний и необходимых практических навыков информационно-документационной деятельности в сфере социальных и гуманитарных наук. Необходимость курса обусловлена современной стратегией университетского образования, направленной на усвоение студентами всего многообразия социокультурной информации: от традиционных форм источников и литературы до дистанционного обучения с выходом в Интернет. Предмет курса — закономерности складывания корпуса источников информации в области социальных и гуманитарных наук и особенности поиска информации в ходе научного исследования. Цель курса — формирование у студентов целостного понимания особенностей создания, распространения и выявления источников информации по социальным и гуманитарным наукам, позволяющих ориентироваться в информационном пространстве при решении конкретных научно-исследовательских задач. Курс определяет принципы формирования информационной культуры личности. Его основу составляют теория и методика поиска и использования информационных источников, подготовки и оформления письменных работ. Данный курс является базовым для изучения дисциплин информационного, документоведческого, архивоведческого и библиотечно-библиографического циклов в рамках подготовки специалиста в области социальных и гуманитарных наук. Эти дисциплины студенту предстоит в дальнейшем изучать в рамках вузовской подготовки. В Государственном образовательном стандарте определяется, что после освоения курса студент должен знать: 1 – основные принципы организации, хранения, обработки и поиска источников информации по социальным и гуманитарным наукам в России и за рубежом; 2 – базовые понятия, применяемые в информационно-документационной деятельности; 3 - основные виды источников текущей и ретроспективной информации, их особенности, методы поиска; уметь: 1 - осуществлять поиск источников информации по социальным и гуманитарным наукам в России и за рубежом; 2 - использовать извлеченные сведения в научных и научно-практических целях; иметь представление: об основных законодательных и нормативных актах, методических разработках, учебной, научной и справочно-библиографической литературе по основным направлениям информационно-документационной деятельности, работе современных информационных центров.
II. Источники и литература по курсу предложены в соответствии с ГОСом и примерной программой дисциплины «Историческая эвристика», рекомендованной УМО вузов РФ по образованию в области историко-архивоведения. Литература расположена по разделам, наименования которых не всегда совпадают с формулировками тем лекций. В рамках каждого отдельного занятия преподаватель акцентирует внимание на наиболее значимых для раскрытия проблемы научных работах и других источниках.
|