Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 2. Современное информационное пространство: генезис и развитие.
1. Информация, информационное пространство, информациология. 2. Основные этапы развития информационных технологий. 3. Эволюция носителей информации. 4. Современное информационное пространство и проблема ответственности. . Информация – от лат. Informatio – разъяснение, изложение. Первоначально – сведения, передаваемые людьми. С середины 20 века «информация» - общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом.
I. Многие учёные задаются вопросом: «Чтотакое информация?» Слово, которое мы читаем, слышим и употребляем в разговоре даже на бытовые темы? В любой текст это слово ввести легко: стоит только заменить обычные слова «сообщение», «данные», «новости», «сведения» на - «информация». Известный исследователь данной темы – Г.Г. Воробьёв отмечает, что это используемое с античных времен слово с некоторых пор оно заключает в себе важное философское понятие. (Многие сюжетные линии рассматриваемой темы изложены в соответствии с работами Г.Г. Воробьёва.) Информация — отраженное разнообразие. «Разнообразие» означает нарушенное однообразие, которое восстанавливается при постоянном разнообразии. «Отраженное» означает, что нарушение имеет относительный смысл, в зависимости от того, кто принимает информацию. Таким образом, информация — это, в значительной степени не то, что заключается в книге или в докладе, а то новое, что получено из книги или доклада. Вопреки распространенному мнению факты сами по себе ни о чем не говорят — они приобретают значение в сравнении с другими фактами. Если в газете написано, что такой-то завод выпускает столько-то тони продукции, а «я не знаю, много это или мало», сколько выпускают другие заводы, то «для меня это - не информация». Какую-то относительно небольшую информацию может дать тот факт, что на автомобильном заводе каждые три минуты сходит с конвейера один автомобиль, потому что допустимо представить себе, что такое автомобиль, как непросто его сделать и, тем более, за три минуты. Когда мы считаем, что радиосообщение — информация, это следует понимать в том смысле, что радио иногда молчит. Словосочетание «информационное сообщение» — не «масло масляное» на основании, что информация — это и есть сообщение. В действительности: информационное сообщение — нарушение однообразия; других сообщений (на фоне частых сообщений информационное сообщение передается не часто). Итак, информация — что-то новое. Но всякое новое основывается на чем-то старом. Новое без старого не воспринимается, так же как старое без нового тоже не воспринимается. Концепция реализма в искусстве основывается на определенном соотношении между новым и старым… Если проанализировать разговор двух девушек, то, как утверждает статистика, в 71 % случаев можно предугадывать ход их разговора; читая передовую статью в газете, читатель в 67 % случаев опережает ход мыслей автора, а при чтении стихов делает это в среднем только в 40% случаев. При 20% предвосхищения стихи отбрасываются как «надуманные» или «формалистические». Таким образом, реализм — понятие относительное, и то, что реалистично для одной культуры, может быть нереалистичным для другой. Причем новатором здесь можно считать того, для кого информация — превышение нового над старым, а консерватором — у кого наоборот. Информационную природу имеет удивительный социальный феномен, над разгадкой которого билось не одно поколение социологов, — это мода. Некоторые пытались упразднить моду, но безрезультатно, и она живет по своим законам, подчиняя себе всех, потому что не следовать моде — значит, быть старомодным; придерживаться национальной традиции — значит, подчиняться застывшей моде. Представим себе женщину, которая выходит на улицу в необычном наряде — это источник информации, нарушающий сложившееся однообразие в одежде. Когда большинство женщин облачится в точно такие же наряды — однообразие восстановится, и его слова придется нарушать. Сначала мода шокирует, и ее рискуют перенять немногие, которые становятся объектом подражания для других, и тем кажется, что они — законодатели, идут впереди моды, но это только кажется. Характерно, что мода повторяется только в своих элементах, но целиком — никогда. Чтобы информация дошла до того, для кого она предназначена, ее повторяют — этим создается избыточность: гарантированная полнота восприятия. Наш естественный — национальный язык обладает избыточностью, благодаря которой мы без напряжения воспринимаем речь, несмотря на пропуски фраз, слов во фразах и букв в словах. Но в социальных системах избыточность легко переходит в сверхизбыточность: слишком часто повторяемая информация не воспринимается или по отношению к ней вырабатывается даже негативная психологическая установка; в последнем случае источник информации начинает работать против самого себя. Отсюда педагогическая поговорка «повторенье — мать ученья» имеет смысл до определенного количественного предела. Возможность сверхизбыточности учитывают специалисты по рекламе, используя с этой целью высокохудожественные произведения. Соответственно, делаем вывод, что антихудожественная реклама начинает работать против себя сразу с момента своего установления (такая реклама называется антирекламой). Полученное представление о природе информации (точнее, семантической информации — продукте интеллектуальной деятельности, потому что животные и растения тоже обмениваются информацией, но эта информация — биологическая) позволяет рассмотреть первую конкретную ситуацию. Мы находимся в помещении, на стенах которого имеются плакаты, указатели, предупредительные надписи. Плакат о чем-то извещает, к чему-то призывает: убедителен ли его текст, художественно ли он оформлен, почему висит именно здесь, не отвлекает ли работающих здесь или, напротив, украшает и развлекает, как долго будет висеть, в каком журнале записан срок его действия, по истечении которого он будет снят и заменен другим плакатом? Указатель призван указывать так, чтобы у посетитель не возникали вопросы, куда идти и правильно ли oн идет. Не нарушается ли это условие тем, что заставляет посетителя крутить головой, недоумевать, останавливаться, не зная, куда идти, и спрашивать, отвлекая сотрудников? Если указатель должен быть виден издалека, то правильно ли выбраны шрифт и цвет? Предупредительная надпись о чем-то предупреждает предостерегает и, может быть, даже грозит. Всегда ли следуют ее указаниям, насколько и почему? Кто ее не видит, не замечает, старается не замечать, относится иронически или со злорадством делает наоборот? Какую роль играют здесь опять-таки размеры, форма, цвет? Информационная культура проявляется здесь в ответственности и эффективном управлении источниками информации. Для этого обращаются к инструкциям, научным методикам, прибегают к помощи специалистов. Кстати, грамматические и стилистические ошибки в объявлениях встречаются не так уж редко, и то, что бывает, обнаружено, не всегда вовремя устраняется. Информация имеет свои свойства. Во-первых, она может быть полезной и бесполезной. Но, так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретной информационной системы — работника, учреждения. Эта степень хорошо проявляется на примере журналов. Если «я выписываю» один, самый интересный для меня журнал, то не все публикуемые там материалы одинаково интересные. Можно выписать другие интересные журналы, но там количество неинтересных материалов будет еще больше. И сколько бы «я ни выписал», всегда за пределами подписки останутся много журналов, общий объем интересного материала в которых будет достаточно большим. Так все журналы (и не только журналы) ранжируются по отношению к каждому читателю по степени полезности. Чтобы решить поставленную перед нею задачу, система должна иметь полную информацию. Но информация никогда не бывает полной (так же как решение задачи — совершенно оптимальным). Поэтому опять-таки следует иметь в виду степень полноты. Мечта историка — иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события, происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению. Последнее указывает на еще одно свойство: достоверность, которая уменьшается с уменьшением полноты. Причем здесь зависимость непрямая: первые разрозненные факты мало о чем говорят, и первоначально увеличение их количества мало отражается на приросте достоверности; потом, на определенном уровне, начинается пропорциональный рост, который по достижении следующего критического уровня начинает замедляться и, наконец, вовсе прекращается — новые факты сверхизбыточны и ничего не добавляют. Бывает, что на эту зависимость накладывается другая — преднамеренное искажение (дезинформация), и тогда необходим какой-то метод, чтобы восстановить естественную достоверность (реинформация). Отметим, что дезинформация — не обязательно ложный факт: это может быть реальный факт, но значение его искажено (преувеличено или приуменьшено). Чтобы собрать полную и достоверную информацию, требуется время, а информация стареет. Поэтому учтем еще одно свойство — новизну. Когда можно разделить цели системы на стратегические и тактические, то всегда стратегическая информация стареет медленнее, чем тактическая. Из источников массовой информации быстро стареет газетная информация, и поэтому работа газетных издательств должна быть более оперативной. Сопоставим два показателя — полноту и новизну, и мы получим оптимальное соотношение, когда информация является уже достаточно полной и еще достаточно свежей. Гарантируем при этом достаточно высокий уровень достоверности, и мы получим показатель — ценность. Самая ценная для нас информация — достаточно полезная, полная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста, а самая полная и самая достоверная информация не может быть новой. Желательно помнить и о целесообразности разных источников информации. Теперь разберем следующую ситуацию. Перед вами письмо, приглашающее вас на совещание. Что это за совещание? Присутствовать на нем для вас очень важно и почетно; просто необходимо; хотелось бы не пойти, да нельзя; вполне можно не пойти? Насколько достоверен ваш вывод, сделанный на основе содержания письма: не получится ли так, что вы пойдете и разочаруетесь, не пойдете и пожалеете об этом? Конечно, здесь нет никакой дезинформации: никто не собирался вас чем-то завлечь (для кворума) или отпугнуть (чтобы не «испортили обедню»). Теперь посмотрите на дату. Совещание, оказывается, уже состоялось. Приглашение пришло с опозданием. Кто виноват: почта? …Избегая в данном контексте дискуссии о дефиниции «информационное пространство», ограничимся перечислением его основных компонентов. Итак, информационное пространство определяется: 1 – информационными ресурсами; 2 – информационно-телекоммуникационной инфраструктурой; 3 – системой массовой информации; 4–рынком информационных технологий, средств связи, информатизации и телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг; 5 – сопряженностью с мировыми открытыми сетями; 6 - системой информационного законодательства. …Немало вопросов вызывает исследовательское направление (учебная дисциплина) – информациология. Оставляя рассуждения об информационном коде Земли или Солнечной системы другими курсами, допустимо сделать ряд уточнений. Информациология (по мнению её разработчиков) – это генерализационная наука о всех информационногенных процессах и явлениях микро- и макромира, природы и общества; она родилась на стыке физики, химии, математики, биологии, астрономии, геологии, космологии, истории, технических, общественных и гуманитарных наук. Объектом информациологии является Вселенная, существующая (не)зависимо от нашего сознания и выступающая как объект нашего познания на основе фундаментального принципа информациологического подхода. Предметом информациологии являются исследования информационных микро- и макродинамических процессов и явлений, происходящих в природе и обществе во взаимоотношениях, взаимосвязях и взаимодействиях с овеществленными, неовеществленными и вакуумными атрибутами материализации и дематериализации, а также процессы рецепции, передачи, хранения, обработки, визуализации и познания информации. (См.: Юзвишин И.И. Основы информациологии. Учебник. Изд. 2. – М., 2000)
II. Существует множество работ, рассказывающих об основных этапах развития информационных технологий. В учебно-ознакомительном плане можно выделить некоторые из этих интерпретаций. Пример №1. В основе любой информационной технологии лежит письменность, появление которой инициировало первую информационную революцию.Доступ к информации был ограничен, уровень технологии обработки данных был ручной, знания не могли существенно влиять на производство. Изобретение печатного станка и распространение книгопечатания привели ко второй информационной революции. Знания стали тиражироваться и оказывать влияние на производство. Появление персональных компьютеров произвело третью информационную революцию. Информация становится ресурсом наравне с материалами, энергией и капиталом, что способствует формированию новой экономической категории — национальных информационных ресурсов. Знание превращается в непосредственную производительную силу. Пример №2.Современную цивилизацию сотворил печатный станок, который сделал информацию достоянием многих, а чтение творческим процессом. Первым технологическим достижением, открывшим путь к информационному обществу, явилось изобретение в XV в. печатного станка. Библия, напечатанная И. Гутенбергом, приоткрыла дверь в культурное пространство, передвижение в котором привело человечество через 500 лет в информационный век. Вторым технологическим изобретением, революционно изменившим способ обмена информацией, стал телефон. Сегодня сотни миллионов людей общаются с помощью телефонной связи. Третью революцию в обмене информацией совершило радио. До изобретения радио воздействие, оказываемое человеком на человека, носило локальный характер. С появлением радио время и расстояние перестали быть препятствием, одновременно театром информационно-психологического противоборства стал весь мир. При этом границы для ведения пропаганды, воздействия на умы людей фактически перестали существовать, почти полностью исключались также контроль и цензура над ней со стороны того государства, население которого избиралось объектом воздействия. Крупные государства сразу же превратили радиовещание в активный инструмент своей внешней политики. Четвертую информационную революцию совершило телевидение. Оно позволило массе людей приобщиться к общественному информационному богатству путем зрительного восприятия. Человечество стало жить в " электронном океане" социальной информации, получило возможность оперативно получать видеоинформацию из любой страны мира. Пятую информационную революцию совершили на наших глазах персональный компьютер и телекоммуникационные сети. Соединение персональных компьютеров с телекоммуникационными сетями дало развитие информационным технологиям с невиданными ранее возможностями. Компьютерные и телекоммуникационные сети (" сетевой компьютинг") открыли доступ к мировым информационным ресурсам. Существуют и другие точки зрения насчет информационных революций. Информационная технология возникла на Земле несколько миллионов лет назад вместе с первыми приемами общения (нечленораздельными звуками, мимикой, жестами, прикосновениями) наших далеких предков. При этом обеспечивался лишь обмен информацией между индивидами. Вместе с возникновением речи (около 100 тыс. лет назад) появилась возможность целенаправленного общения и накопления информации, пока индивидуального, в памяти человека. Можно считать, что используемые информационные технологии характеризовались следующими параметрами: - при общении объектом воздействия были данные в форме звуковой (аудио) информации, носителем была воздушная среда; изменяемое свойство объекта воздействия — пространственные координаты, передаваемой информации, а направление изменения — от одного индивидуума к другому; методы воздействия определялись возможностями индивидуумов воспроизводить и воспринимать звуковую информацию; - при накоплении информации объектом воздействия были сведения, воспринимаемые индивидуумом, а носителем — мозговые нейронные структуры, обеспечивающие хранение информации; изменяемое свойство объекта воздействий — их объем и полезность для индивида, а направление изменения — соответствующее увеличение; методы воздействия определялись индивидуальными возможностями мозга индивида. Следующий этап — возникновение письменности (5—6 тысячелетий назад), давшей человечеству коллективную (общественную) память. Появление письменности позволило реализовать полный набор процессов циркуляции и переработки информации: ее сбор, передачу, переработку, хранение и доведение. Эти возможности открыла фиксация информации на материальных носителях. Сама используемая при этом информационная символика претерпела ряд существенных изменений: пиктографическое письмо, идеографическое письмо, рисуночное иероглифическое письмо (сохранившееся до сих пор в некоторых странах Азии), клинопись, линейное слоговое письмо и, наконец, алфавитное письмо. Помимо совершенствования символики для передачи текста совершенствовались системы представления числовой информации (позиционная система счисления в Вавилоне, римская система счисления, арабские цифры), обозначения веществ, химических операций и приборов, математическая символика. Информационные технологии в данных условиях в качестве объекта воздействия имели текстовые данные на том или ином материальном носителе (выделанные шкуры животных, папирусные свитки, берестяная кора, глиняные и деревянные дощечки, ткани и, наконец, бумага); изменяемые свойства определяются значительно возросшим перечнем информационных потребностей, чему соответствуют и методы, преобразования, воплощенные в различных системах делопроизводства во всем их многообразии. Определенное развитие получила и система представления видеоинформации, что привело к становлению и формированию картографии и технической графики. Подводя итог рассмотрения эволюции системы представления информации, можно отметить общую тенденцию к созданию наиболее рациональных форм человеческой (наднациональной) информационной символики. Процесс развития информационных технологий в ракурсе его периодизации в ХХ – нач. XXI вв. так же рассмотрен во многих работах. Отметим некоторые варианты.
|