Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В – критерий – виды решаемых задач и используемые процессы обработки информации.
- 60-70-е гг. XX в. – обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека; - с 80-х гг. XX в. – создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач. Г – критерий – содержание проблем информации. - до конца 60-х гг. XX в. — проблема обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств; - до конца 70-х гг. XX в. — отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств (распространение ЭВМ серии IBM/360); - с начала 80-х гг. XX в. — максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде (компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы — средством поддержки принятия его решений); - с начала 90-х гг. XX в. — создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны: - выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи; - организация доступа к стратегической информации; - организация защиты и безопасности информации.
III. Основные сюжетные линии эволюции носителей информации раскрыты во многих учебниках и монографиях. Например, см.: Левин В.И. Носители информации в цифровом веке. – М., 2000. Обратим внимание на ряд деталей. Развитие информационных технологий помимо системы представления информации было связано с совершенствованием средств информационных коммуникаций. Они возникли, как уже указывалось, при появлении человеческой речи, которая стала нематериализованной несущей информацией. Начало этой фазы, несомненно, можно считать первым информационным взрывом в истории технологической цивилизации. В течение следующей фазы – добумажной — информационные взрывы характеризовали переход ко все более совершенным носителям: запись на камне позволила впервые добиться эффекта обезличенности процесса передачи информации, закрепленной навечно; переход к записям на сырых глиняных табличках и деревянных дощечках (с 4-го тысячелетия до н. э.) придал информационным коммуникациям динамический характер (камень сохраняет значение носителя символической монументальной информации); изобретение папируса (с 3-го тысячелетия до н. э.) значительно повышает единичную емкость носителя и его разрешающую способность благодаря большой площади свитка и возможности применить краски; появление пергамента (III в. до н. э.) завершает добумажную фазу новым информационным взрывом: появляется оптимальный носитель информации — книга (IV в. н. э.). Качественно новый характер приобрели информационные коммуникации, когда в крупных государствах Древнего мира (Греция, Персия, Египет, Китай, Рим) возникла хорошо налаженная государственная почтовая связь: письменная информация передавалась гонцами по принципу эстафеты. С образованием древнегреческих городов-полисов создаются библиотеки, доступные для свободных граждан. Библиотека в этот период становится первым в истории центром сосредоточения информационных носителей на папирусных свитках| (позднее на пергаменте) для передачи широкому кругу пользователей, своего рода первым институтом массовой информационной коммуникации. Это обстоятельство в значительной мере способствовало началу продуцирования информации в новой форме — авторских сочинениях. Книга приобретает функции товара, в связи с чем, возникает новая ремесленная профессия — переписчик книг. Книжные лавки превращаются в своего рода интеллектуальные микроцентры, в которых происходит интенсивный обмен знаниями. Наряду с общественными библиотеками формируется, новая форма массовой коммуникации — личные библиотеки (у наиболее обеспеченных граждан). Принципиально важным моментом является выделение пока узкого социального слоя людей — производителей знаний, закрепляемых ими в книгах и передаваемых наиболее способным продолжателям. Несомненно, что такое широкое информационное взаимодействие людей приводило к накоплению не только духовных, но и материальных (в том числе культурных) ценностей, способствовало появлению рациональных для того времени законодательных форм, регулировавших социальные отношения в обществе. Великое переселение народов, сопровождавшее падение Римской империи, практически полностью уничтожило сложившуюся культуру (в том числе информационную). В этой связи нельзя не отметить важный исторический факт миграции информационных источников — рукописных тиражей первых сочинений. Вначале с первыми христианами, гонимыми Римом, они попадают в Византию и Среднюю Азию – главным образом в Бухару, где в VII—X вв. переводятся на арабский язык. После падения Константинополя с середины XV в. рукописные древнегреческие и латинские книги вместе с массой беженцев перемещаются в Западную Европу, где становятся основным информационным массивом накопленных знаний. Бумажная фаза развития информационных технологий начинается с X в., когда бумага (изобретенная еще во II в. в Китае) становится объектом промышленного производства в странах Европы. Эпоха Возрождения и последующий за ней период сыграли исключительную роль в развитии информационных технологий. С расширением торговли и ремесел появились городские почты, с XV в. — частная почта (Западная Европа), в XVI—XVII вв. — централизованная королевская почта (во Франции, Швеции, Англии и других странах). Благодаря этим стабильным коммуникациям в информационную деятельность вовлекается большое число людей, и она охватывает крупные регионы. Центрами хранения и передачи информации становятся первые университеты Италии, затем Франции, Германии, Англии. Революцией в процессе развития информационных технологий стало изобретение в Германии книгопечатания (середина XV в.), придавшее ей форму массовой деятельности, особенно с конца XVII в., т. е. со времени возникновения науки и появления парового двигателя — основы машинного производства. По существу это стало началом нового научно-технического этапа в естествознании. Главным качественным содержанием информационных технологий стало появление систем научно-технической терминологии в основных отраслях знаний, а количественным — выпуск многотиражных книг журналов, газет, географических карт, технических чертежей, а так же первых энциклопедий — своего рода стационарных информационно-поисковых систем на алфавитной основе. Новый этап в развитии информационных технологий, связанный с технической революцией конца XIX в., характеризуется созданием почтовой связи как формы стабильных международных коммуникаций (Всеобщей почтовый союз с 1874 г. и Всемирная почтовая конвенция с 1878 г.), фотографии (с 1839 г.), изобретением телеграфа (1832 г.), телефона (1876 г.), радио (1895 г.), кинематографа (с 1895 г.), а позднее беспроводной передачи изображения (1911 г.) и промышленного телевидения (с конца 20-х гг.). В развитии информационных коммуникаций наступил период создания общемировой системы сосредоточения, хранения и быстродействующей передачи информации в наиболее удобной для пользователей форме. Это превратило информацию в движущую силу технического, социального и экономического прогресса, определило ее ведущую роль на этапе современной технологической революции, которая придает информационным технологиям форму интеллектуальной индустрии. Благодаря этому было разрешено назревшее историческое противоречие между накоплением гигантского объема информации в обществе и невозможностью эффективного ее использования с помощью традиционных немашинных методов. Информация превращается в один из наиболее ценных по содержанию и массовых по форме продуктов цивилизации, потребителем которой становится все человечество. Этап информационной революции второй половины XX в. знаменует начало безбумажной фазы развития информационных технологий, когда на качественно новом уровне завершается крупнейший исторический виток перехода к неосязаемой несущей информации, причем скорость ее передачи (посредством электромагнитных волн) возрастает в миллионы раз (по сравнению с человеческой речью). Машинная интуиция (экспертные системы) превращается в производительную силу, а искусственный интеллект позволяет решать качественно новые задачи технического прогресса. Исключительное значение машинных динамических информационных систем в жизни современного общества выдвинуло на первый план проблемы создания все более совершенных ЭВМ и связанных с ними технологий. История развития механизма информационного взаимодействия между людьми (а теперь и между человеком и машиной) дает основание для понимания информационных технологий как единой интеграционной системы развития всех областей знаний, этапы которой в основном совпадают с периодами становления естествознания и более ранними по времени периодами накопления знаний в обществе.
IV. Среди источников, освещающих данный раздел темы, следует обратить внимание на издание «Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность» (под ред. М.А. Вуса. СПб., 1999). Жизнедеятельность современного общества строится на основе многосторонних информационных воздействий социальных институтов и отдельных граждан. На передний план сегодня выходит информация, наука становится непосредственной производительной силой, а экономика приобретает сверхсложный характер. В конечном счете, именно многосторонние информационные взаимодействия обеспечивают движение капиталов, технологий и людей — основу современного общественного развития. Одной из характерных черт информатизации общества является ярко выраженная направленность на смещение акцента управления от централизации к децентрализации. Сам процесс информатизации общества, который нередко рассматривается лишь как чисто технологический, по своей сути является также и глубоко социальным процессом, последствия которого еще только прогнозируются и по-настоящему не осознаны. Информатизация и перспективные информационные технологии должны обеспечить не только повышение эффективности производства и экономию труда, но и быстрое распространение научных знаний и передовых технологий в обществе, повышение общего уровня его интеллектуализации, то есть способности людей не только воспринимать новые методы и орудия труда, но и генерировать новые знания. В социальном аспекте информатизация представляет собой процесс перехода общества от одной формы своего существования к другой, характерной для более высокого уровня общественного развития. Она же в основном определит и черты будущего общества. Информатизация дает серьезный толчок интеграционным процессам в национальном и международном масштабах, но в то же время в обществе и экономике усиливаются процессы децентрализации и поляризации. " Атомизация" общества становится уже реальной и опасной перспективой. Развитие приобретает как никогда противоречивый характер. Возникает опасность появления " информационной элиты", прослойки или класса людей, владеющих релевантной информацией и определяющих правила доступа к ней. На пороге перемен исторического значения возникают новые возможности для массовой демократии и самоуправления, но в то же самое время господствующие экономические и политические силы обретают дополнительные возможности для политических манипуляций и эффективного управления широкими народными массами. Информатизация ведет к созданию единого информационного пространства, в рамках которого производится накопление, обработка, хранение и обмен информацией между субъектами этого пространства — людьми, организациями, государствами. Формируется единая информационно-телекоммуникационная система, в которую включены сегодня все наиболее развитые страны мира. Информация из национального ресурса с развитием коммуникационных и информационных технологий превращается в мировой ресурс. Происходит резкое возвышение информационных потребностей людей и общества, на их удовлетворение ориентируется все больше и больше отраслей и сфер экономики. Массовое применение новых технических средств и информационных технологий, составляющие основу бурно развивающегося процесса информатизации, изменяют образ жизни миллионов людей. Под воздействием информационных технологий меняются формы экономической деятельности. Электронная связь порождает новые формы общения как профессионального, так и личного. Ярким примером может служить глобальная сеть Интернет. Взрывоподобное развитие этой сети и связанных с ней технологий уже в ближайшем будущем может привести к тому, что она станет ведущим средством массовой информации, основной системой телекоммуникации и важнейшим информационным ресурсом целого ряда стран. В информационном обществе первичным становится не стоимость труда, а стоимость знаний. Наряду с традиционными формами богатства все большее значение приобретает накопление информационного богатства. Так, по имеющимся оценкам, свыше 60% всех ресурсов США приходится сегодня на информационные ресурсы. Обработка информации превратилась в новую индустрию, в структуре экономики сложился мощный информационный сектор. Быстро увеличивается доля трудоспособного населения, занятого в информационной сфере. В США, например, до 80% занятого населения трудится в сфере, связанной с переработкой информации. Информационное преимущество является важной социальной силой, способствующей перераспределению экономических, социальных и политических (властных) ресурсов. Вместе с тем информационное неравенство ведет и к социальному неравенству. Одновременно растет вес информационных факторов во всех составляющих национальной безопасности — политической, экономической, военной, правоохранительной, экологической и др. Вполне очевидно, что возможности быстрого обмена политической, экономической, научно-технической и другой информацией, применение новых информационных технологий во всех сферах общественной жизни и особенно в производстве и управлении является несомненным благом. Усиление в результате информатизации коммуникативного аспекта социальных отношений членов общества создает возможности для дальнейшего развития человека как личности. Но подобно тому, как быстрый промышленный рост создал угрозу экологии Земли, а успехи ядерной физики породили опасность ядерной войны, так и информатизация может стать источником ряда серьезных проблем. Деятельность людей достигла планетарных масштабов, развитие общества начинает все больше зависеть от состояния окружающей среды. Одновременно с этим возник и нарастает целый клубок социально-экономических, политических и экологических проблем. Развитие информационных технологий затрагивает интересы не только отдельных физических и юридических лиц, но и всего общества в целом, не только интересы отдельного государства, но и всех стран мира. Многие глобальные социально-экономические проблемы современности являются в значительной степени информационными проблемами. Вследствие этого развитие человеческого общества на современном этапе цивилизации необходимо рассматривать не только в свете экономических, социальных и экологических проблем, но и не в последнюю очередь с точки зрения многоаспектных информационных проблем. Как и всякое достижение науки, информатизация общества несет в себе доброе и злое начала. Высочайшая степень автоматизации, к которой стремится современное общество, ставит его в зависимость от степени безопасности используемых им информационных технологий, от которых в свою очередь зависит благополучие и даже жизнь множества людей. В связи с массовой компьютеризацией информационных процессов, увеличением ценности и значимости информационных ресурсов особую остроту принимает проблема надежной защиты информации, циркулирующей в критически важных информационных системах, то есть предупреждение ее искажения и уничтожения, несанкционированной модификации, злоумышленного получения и использования. Экран телевизора или компьютера стал ныне главным носителем информации для среднестатистического современного человека. При этом скорость создания картин, понятий-образов столь высока, что на обдумывание полученной информации уже нет времени. В итоге диалог исчез, осталось только чтение-потребление. Телевизионная камера приближает человека на запретное расстояние, вызывает нездоровый интерес и тем развращает человека. Следствием этого является изменение психологического потенциала — базовой направленности личности, характерологических особенностей и интеллекта человека, его психофизиологического состояния. На практике имеют место проявления " виртуализма" — направленности личности на уход от реальных жизненных впечатлений и проблем в виртуальный мир, создаваемый информационными средствами, и " авитализма" — потери глубинных жизнесберегающих установок личности, то есть слом психологических барьеров личности, препятствующих немотивированному нанесению вреда другим живым существам или самому себе (последнее может проявляться, например, под воздействием восприятия и усвоения на подсознательном уровне " развлекательных" убийств, разного рода жестокостей, которыми основательно заполнен телевизионный экран и которые положены в основу многих компьютерных игр). По оценкам психологов, только 15-25% населения способны критически усваивать информацию, а до 75% людей обладают повышенной внушаемостью. Вследствие этого применение современных средств и способов массовой информации обеспечивает управляемость обществом. На смену толпам у костров инквизиции и на улицах фашистского рейха приходят " рассеянные толпы" у экранов телевизоров и персональных компьютеров. Эти толпы непривычны по способу организации, но также управляемы и потенциально опасны. Формы насилия меняются вместе с прогрессом. На смену физическому насилию меча, пушек и кандалов, а затем экономическому насилию безработицы, конкуренции и денежного кредита пришло информационное насилие: манипулирование сознанием людей, вторжение в их психику и внутренний мир. " Сетевой компьютинг" — это одновременно и инструмент информационной, политической и культурной экспансии развитых стран. С его помощью возможны изменения политической карты мира и сложившегося соотношения между геополитическими центрами сил. Современные СМИ — могучее средство реализации приемов и методов психологического воздействия. Перспективные информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии многократно усиливают возможности СМИ воздействовать на социально-политическую и культурную жизнь людей. Человек живет сегодня в информационном поле, ежедневно черпая информацию из прессы, радиопередач, с экранов телевизоров. Он получает самую свежую информацию со всех концов планеты, но только ту ее проекцию, которую предоставляют СМИ. Средства массовой коммуникации формируют " массового" человека нашего времени. В то же время они разобщают людей, вытесняют непосредственные контакты, заменяя их телевидением и компьютерами. Находясь в мире оторванных от реальности символов, люди могут при этом даже идти против своих собственных интересов. Реальность может отходить на второй план, играть подчиненную роль. Таким образом, на смену физическому и экономическому воздействию на людей, приходит информационное воздействие, вновь ведущее к порабощению. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция по проблемам окружающей среды, на которой была констатирована глобальность экологического кризиса, нарушение равновесия в системе природа – общество за счет мощного антропогенного воздействия. Тогда же была провозглашена концепция устойчивого развития. Сохранение устойчивости – объективное требование нашего времени. К сожалению, разработанные вслед за этим многочисленные национальные и партийные концепции устойчивого развития нередко прямо противоречат друг другу и игнорируют такой фактор, как состояние общественного сознания, таящее в себе угрозу возникновения неустойчивости. Французский специалист в области телекоммуникаций Т. Бретон полагает, что в условиях информационного общества общепринятое понятие власти потеряет смысл, а вместе с этим усилится ощущение неуверенности и непредсказуемости. Новый, усложнившийся мир вряд ли станет гармоничным: коммуникация сократит расстояния, сблизит удаленные друг от друга территории, но разъединит социальные группы. Человек будет постоянно находиться перед необходимостью самостоятельного принятия решения. По мнению исследователя, новая коммуникационная технология полностью исключает возможность манипулирования информацией (что, на наш взгляд, весьма спорно) и подводит черту под существованием пропаганды. Но, согласно Т. Бретону, мировое сообщество разделится на тех, кто живет в условиях функционирования новых и старых моделей распространения информации. Как на глобальном уровне, так и в отдельных странах бедные будут беднее, а богатые — богаче. Это вызовет взрыв недовольства, конфликтов, войн. Таким образом, информационное общество породит новую волну насилия и варварства. Как было отмечено на научно-практическом семинаре «Век информации» (С.-Петербург, 1-2 ноября 1995 г.), перед мировым сообществом снова стоит альтернатива: либо развитие получит «информационная демократия, при которой диалогичпость и терпимое отношение к другим должны быть нормой, обязательными элементами не только новой системы международных отношений, но и общения внутри существующих границ», либо «глобальное коммуникационное поле взрастит информационный тоталитаризм с диктатом сильнейшего, материальным и духовным подчинением ему слабых, механическим наложением его культуры, уподоблением остальных себе или культурной ассимиляцией, ведущей к однообразию и одинаковости, монологичности, нетерпимости и неизбежно конфликтности, социальным, этническим, конфессиональным взрывам». И если не всеобщее согласие по этому вопросу, то, по крайней мере, продвижение в сторону реальных решений необходимо. Информационная война — сравнительно новое понятие в области отечественной политической науки, включающее в себя различные аспекты политической, экономической и социокультурной действительности. Однако корни возникновения такого явления, как информационная война уходят в древность, хотя для современного обыденного сознания — это, прежде всего, компьютерные вирусы и воровство новых технологий. Информационная война парадоксальна: она ведется с помощью манипулирования знаниями, охватывает СМИ, влияет на образование и разрушает традиционные " старые" культуры. Эта война ведется в режиме " все против всех", в ней не бывает союзников, побежденный теряет свои позиции навсегда. Небольшая группа людей, владеющих приемами ведения сражений, может идеологически или психологически поработить социальные группы или целые страны. При сверхмалом сроке реализации военных действий, а это занимает иногда доли секунды, нет возможности немедленно противодействовать агрессии. Директива 3600.1 Министерства обороны США определяет " информационную войну" (ИВ) как «информационные операции, проводимые во время кризисов или конфликтов для достижения или пропаганды определенных целей по отношению к противнику». В литературе встречается понятие " информационное противоборство", трактуемое как «форма борьбы между государствами, представляющая собой целенаправленное использование информационного оружия для реализации политических и военных интересов и защиты собственных информационных ресурсов». В мирное время оно носит скрытый характер и обеспечивает как решение текущих задач, так и постепенное накапливание необратимого превосходства. В России одной из первых фундаментальных попыток определить суть понятия информационной войны и способы сохранения государственного суверенитета в области культуры и информации стал доклад, подготовленный в 1996 г. аналитической группой Федеральной службы безопасности РФ для Президента России. Доклад назывался «Основные угрозы в сфере информационной безопасности Российской Федерации». В этом докладе отмечается, что информационная безопасность играет ключевую роль в обеспечении жизненно важных интересов Российской Федерации, чем диктуется необходимость создания развитой и защищенной информационной среды общества. «В традиционном противостоянии политических оппонентов растет значимость информационно-психологического воздействия, а в экономике растет уязвимость экономических структур от недостоверности, запаздывания и незаконного использования экономической информации. В сфере духовной жизни возникает опасность развития агрессивной потребительской идеологии, тотальной коммерциализации культуры, распространения идей насилия и нетерпимости, воздействия на психику разрушительных форм мифологизированного сознания. Эти угрозы и защита от них, а также утверждение нравственных ценностей реализуются внутри информационной среды и, прежде всего, через средства массовой информации». К источникам информационно-психологических воздействий относятся: - государственные и негосударственные средства массовой информации (печать, радио, телевидение, информационные и рекламные агентства); - политические партии и движения, оказывающие влияние на формирование общественного мнения и осуществляющие манипулирование информацией, имеющей социально-политическое значение. 1. В качестве первого метода осуществления информационной агрессии можно назвать такое привычное явление сегодняшней жизни, как реклама. Успешная реклама — это убеждение. Успех в убеждении создает побудительные стимулы к действиям. Это относится не только к товарам, но и к восприятию идей. С помощью рекламы и убеждения можно обращаться и к покупателям, и к избирателям. В последние годы в связи с появлением новых технологий в западных странах возникают нетрадиционные способы ведения избирательных кампаний: с помощью использования " электронной почты", банков данных кандидатов, видеокассет, то есть с помощью непосредственного общения с избирателем. Некоторые аналитики говорят о возможности предвыборных кампаний без мобилизации традиционных СМИ. С помощью телевидения какая-то идея может быть насильственно навязана массам. К примеру, прошедшая в 1996 г. акция в поддержку Бориса Ельцина на президентских выборах «Голосуй - или проиграешь!» - классический пример интенсивного информационного воздействия. Надо отметить, что пока не существует научных исследований постоянного воздействия на мозг человека одной и той же информации. Информационно-психологическая компонента информационной безопасности общества сравнительно мало изученный аспект. Тем не менее, после победы Б. Ельцина во втором туре голосования аналитики отмечали, что телевизионная и концертная акция «Голосуй — или проиграешь!» принесла российскому президенту от 10 до 15% голосов избирателей. Предвыборная агитация была построена по схеме, заимствованной у английского музыкально-развлекательного канала MTV. Музыкальные видеоклипы перемежались политической рекламой двух типов: 1) очень короткие клипы «Голосуй — или проиграешь!», построенные по одной схеме: противопоставление символов " коммунистического" прошлого, к которому можно вернуться, и " демократического" настоящего и будущего, гарантом которого является победа Бориса Ельцина. (При этом имена кандидатов не назывались, хотя ролики безусловно агитировали за Б. Ельцина. В восприятии зрителя был сформирован устойчивый образ. Поэтому в день голосования, когда агитация запрещена, эти клипы, формально призывающие идти на выборы, можно было транслировать. Чем и воспользовались создатели кампании); 2) репортажи с маршрута следования концертного турне в поддержку действующего Президента. В интервью молодых людей не всегда звучало имя Бориса Ельцина, что создавало иллюзию объективности. Для достижения наибольшего успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Все элементы телевизионной части акции «Голосуй – или проиграешь!» были очень короткими, а пятичасовой ежедневный агитационный блок напоминал мозаичный узор, мешая аналитическому (продолжительному) восприятию информации. Другими словами, кроме постоянного повторения одних и тех же идей и лозунгов присутствовал элемент фрагментарности, дробления информации. 2. Дробление информации – еще один, пожалуй, новейший способ осуществления информационной агрессии. Дробление как метод распространения информации особенно широко применялся сначала в США, но сегодня можно говорить о том, что он проник и в Россию. Дробление и фрагментарную передачу информации американские исследователи называют одним из характерных приемов культурного подавления, который, за редким исключением, не осознается преданными, но наивными профессионалами, сосредоточивающими внимание на локализированном подходе к проблемам и потому не способными воспринимать их как измерения одной общей проблемы в целом. Подобно тому, как реклама мешает сосредоточиться и лишает весомости прерываемую информацию, новая и эффективная техника обработки информации позволяет заполнить вещание большими объемами пустой и ненужной информации, которая еще больше осложняет для зрителя поиски смысла. На практике прослеживается очень четкая тенденция показывать разрозненные яркие события и не давать анализ происходящего. Другими словами, очевидно желание скрыть происходящее, заменив реальность взаимосвязанных и взаимообусловленных фактов реальностью случайного набора событий или искусственной реальностью. Российская телевизионная журналистика сегодня предоставляет множество примеров дробления информации – сравнительно нового для постсоветского общества явления. 3. Немедленность (незамедлительность) передачи новостей связана с методом фрагментации и является обязательным элементом для его осуществления. С того момента, когда информация является преждевременной, то есть ее еще нельзя использовать, и до момента, когда она устаревает, потому что становится достоянием публики, политическая информация сохраняет свою коммерческую ценность не больше чем в течение одного утра. Система передачи новостей ставит жесткие рамки, но сами профессионалы — корреспонденты газет и ТВ — отмечают: за минуты, которые им порой отпущены для подготовки и передачи сообщения, невозможно оценить значимость происшедшего. Поэтому информация становится поверхностной, с элементами сенсации и сиюминутности, но напрочь лишенная аналитики. Качество это способствует усилению манипулятивных возможностей информационной системы. С последним из перечисленных методов ведения информационной агрессии тесно связан появившийся в конце 80-х гг. XX в. журналистский термин " real time television" (" телевидение реального времени", " живое телевидение"). Заметим, что фактически новизны в этом нет, а есть возвращение к истинной сущности ТВ, которое по определению передает сообщения о происходящих событиях, то есть является живым. В связи с тем, что с появлением в конце 1960-х гг. видеозаписи ТВ но возможности хранить информацию приблизилось к кино, сегодня правомерно рассматривать " real time television" как относительно новое явление. Фактически, влияние, оказываемое телевидением " реального времени" на политических деятелей, заключается в следующем: 1) политикам приходится планировать любую военную акцию с применением заведомо подавляющей силы. Так, например, для общественного мнения в странах-союзницах шестинедельная кампания против Саддама Хусейна в 1991 г. была приемлема. Но любое продление кровавой войны в Персидском заливе, постоянно транслируемое на весь мир телекомпанией CNN, было недопустимо. Опасаясь затяжных сражений, командование приняло военно-политическое решение о бомбардировке иракского морского конвоя, которая и решила исход конфликта; 2) правительства воюющих сторон должны просить постоянно растущий международный корпус тележурналистов добровольно придерживаться ограничений. Однако на практике, если, например, британские СМИ и могут согласиться с требованиями британского правительства, то вряд ли на это согласятся зарубежные издания. Такую ситуацию продемонстрировали в 1994 г. бесплодные попытки правительства США установить какой-либо контроль над СМИ в период перед вторжением на Гаити. 4. Прием с перехватом инициативы — еще один метод информационной агрессии. «Опередил с новостью — обеспечил инициативу на своей стороне». Цель этого метода — внушить населению своей страны (т. е. аудитории национальных телевизионных каналов) или всему миру (аудиториям каналов-подписчиков мировых информационных агентств) версию, выгодную для себя или невыгодную для противника. Между освещением военных столкновений " доспутниковой" эпохи и современных отмечается разительный контраст. К примеру, видеоматериал из Ирака и Кувейта всегда подвергался проверке военных цензоров и опаздывал. Кассеты с Фолклендских островов запаздывали на два дня. Сегодня такие сроки недопустимы не только из-за возросшей оперативности работы ТВ, но и благодаря стремлению представителей конфликтующих сторон опередить соперника в информировании мира о происходящем. Если в Афганистане Советская Армия достигла поставленных перед ней целей прежде, чем там появился первый западный журналист, то на Гаити вместе со специальными подразделениями армии США прибыли несколько сотен журналистов и операторов. В Чечне западные телекамеры стали вещать из Грозного прежде, чем началось наступление российских войск. Правительство России, вероятно, еще не осознало, что телевизионное освещение вооруженных конфликтов в принципе изменилось. Российские власти надеялись провести в Чечне скрытую от мира операцию, как в Афганистане, Вместо этого прибытие российских воздушных и наземных сил получило почти такое же освещение, как высадка американских войск на Гаити. На практике в сегодняшней реальности информационного пространства правительство и военные больше не властны контролировать " живое" телевизионное освещение зоны конфликта. Военная цензура времен войн на Фолклендских островах и в Персидском заливе больше вряд ли повторится. 5. Нелетальные виды оружия. Как отмечалось выше, средства массовой информации, особенно электронные, могут (вольно или невольно) служить в качестве проводников, а иногда и субъектов осуществления информационной агрессии. Воздействие СМИ па зрителя-реципиента при этом еще очень мало изучено. В последнее время, как отмечалось в упомянутом выше Докладе аналитической группы ФСБ «Основные угрозы в сфере информационной безопасности Российской Федерации», внимание специалистов в области вооружений привлекает информация о так называемых нелегальных (не ведущих к гибели людей) видах оружия, которые могут быть применены при разрешении международных конфликтов. Такие традиционные меры, как экономические санкции, с одной стороны, и военные действия типа операций в Персидском заливе — с другой, не всегда отвечают требованиям ситуации. Недавнее развитие событий в Боснии, Сомали, Гаити и Руанде, а также борьба с государственным терроризмом указывают на потребность в новых решениях и надежных средствах сдерживания. Этим целям отвечают новейшие научные и технические разработки в области нелетальных видов оружия, имеющих широкий спектр возможностей: от воздействия на вышедшие из-под контроля толпы людей до вывода из строя средств связи, передвижения и источников энергии. Среди нелетальных технологий и военных средств, выделяемых экспертами с позиций нашего рассмотрения, интерес представляет глушение и выведение из строя средств связи и информации противника с одновременным распространением собственных программ радио и телевидения. Этот вид действий считается особенно эффективным для минимизации воздействия подстрекательских, иногда принимающих характер призыва к геноциду обращений, а также для того, чтобы изолировать лидеров противника от армии и населения. Ведение военных действий с применением информационного воздействия можно проиллюстрировать на примере событий в Руанде. Эксперты единодушны во мнении, что использование нелетальных средств оправдано в ситуациях, схожих с руандийской, когда единственная радиостанция, призывавшая к геноциду, имела колоссальное воздействие на население. Если бы в то время применили глушение и ответную тактику в виде широковещательных радиопередач умиротворяющего характера, то были бы сохранены десятки тысяч жизней. В связи с этим специалисты приводят также пример Камбоджи, где во время имевшего место конфликта передачи радиостанции, призывающей к национальному примирению, отличались высокой эффективностью. Право на информацию относится к числу основных фундаментальных прав человека. Сравнительно недавно вошедший в лексикон термин " право человека и гражданина на информацию" обозначает совокупность правомочий человека на получение и распространение информации. Впервые о праве человека искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ было заявлено во Всеобщей Декларации прав человека, принятой в 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Но в этой Декларации не уточнялось, какого рода информацию могут искать, получать и распространять граждане. Вместе с тем, как отмечено во Всеобщей Декларации прав человека, «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно в целях обеспечения безопасности, должного признания и уважения прав и свобод других людей и удовлетворения требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния в демократическом обществе» (Ст. 29.2). Общепризнанные правовые нормы выделяют четыре класса информации по признаку ее доступности: 1) общедоступная информация; 2) информация, доступ к которой не может быть ограничен; 3) информация с ограниченным доступом; 4) информация, не подлежащая распространению. Проблема секретности, защиты собственной информации относится к общесоциальным, общечеловеческим проблемам. Еще древние жрецы понимали цену информационному противоборству: «кто владеет информацией, тот владеет миром». Государственные и коммерческие секреты и охота за ними возникли на заре человеческого общества. Как только человек понял, что всякое управление немыслимо без информации, он стал использовать в войнах информационное оружие. Тайны как элемент системы выживания сопровождают человечество на всем пути его развития, они определяют условия отношений между индивидами и их группами. Тайны являются неотъемлемой составляющей общественной жизни, частью правовой системы и могут служить даже своеобразным мерилом для определения вида политического режима в государстве, ибо состояние защиты секретов отражает характер взаимоотношений общества и государства, демократизации государственной власти. Для любого тоталитарного государства характерно гипертрофирование секретности, чрезмерное расширение объема сведений, относимых к государственной и служебной тайне — «всеобщий дух бюрократии есть тайна». Для демократического государства характерно акцентирование внимания на защите прав человека — углубленное правовое регулирование отношений, связанных с охраной личной и семейной тайны и связанных с ней институтов профессиональных тайн. Сегодня право человека и гражданина на информацию — одно из субъективных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации. Право на информацию в России было зафиксировано в 1991 г. после принятия Верховным Советом РСФСР Декларации прав и свобод человека и гражданина. Ныне действующая Конституция Российской Федерации 1993 г. содержит специальную норму о праве на информацию, которая закрепляет право каждого «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (Ст. 29). В этой же статье зафиксировано положение о том, что «перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». Данная статья гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру. Российская Декларация прав и свобод человека и гражданина содержит положение о том, что ограничения права искать, получать и свободно распространять информацию «могут устанавливаться Законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности» (Ст. 13.2). Так в российском праве появилась и начала развиваться система охраняемых силой государства социальных норм и отношений, возникающих в информационной сфере. И во Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.), и в Европейской Конвенции (1950 г.), и в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) проблема права на информацию рассматривалась в системе других прав человека. Однако постепенно проблема права на информацию начала приобретать самостоятельное значение. Это было связано с осознанием значения средств массовой информации и практической реализацией права на информацию. Сегодня на наших глазах активно формируется информационная парадигма социально-экономического развития. XXI век призван стать веком информационного общества, информационных технологий, информационной экономики, информационных методов управления общественным развитием и информационных методов защиты. Возрастание роли информации и информационных ресурсов в развитии граждан, общества и государства, задачи построения гражданского общества в Российской Федерации как общества информационного выводят на первый план в аспекте национальной безопасности вопросы информационной безопасности. (Это обстоятельство нашло свое отражение в утвержденной Указом Президента РФ от 17.12.97 г, № 1300 «Концепции национальной безопасности Российской Федерации»). «Государственная безопасность — система гарантий государства от угроз извне и основам конституционного строя внутри страны. В узком смысле государственная безопасность – охрана прежде всего соответствующими государственными органами государственных тайн (секретных данных, образцов новых вооружений, закрытых сведений экономического характера и др.), разглашение которых может сказаться на политической, экономической и военной защищенности государства». Такое определение " государственной безопасности" дается в энциклопедическом словаре «Конституция Российской Федерации». В соответствии со Статьей 71 Конституции Российской Федерации обеспечение безопасности государства, а также защита государственных тайн находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Правовой институт государственной тайны имеет три составляющие: 1) сведения, относимые к определенному типу тайны (уровню секретности), а также принципы и критерии, по которым эти сведения классифицируются как государственная тайна; 2) режим секретности — механизм ограничения доступа к указанным сведениям, то есть механизм их защиты; 3) санкции за неправомерное получение и (или) распространение этих сведений. Утвержденная Указом Президента РФ Концепция национальной безопасности Российской Федерации к важнейшим задачам относит укрепление безопасности государства в оборонной и информационной сферах. Основу нормативно-правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации составляют законы «О безопасности», «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене» и другие. Важную роль выполняет закон «О федеральных органах правительственной связи и информации». В этом же перечне следует рассматривать и российский закон «О средствах массовой информации», определяющий правовой режим массовой информации. Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» дает следующее определение понятия " информационная безопасность": «состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства». К внешним источникам угроз информационной безопасности России сегодня относятся: - недружественная политика иностранных государств в области глобального информационного мониторинга мировых политических, экономических, военных, экологических и других процессов и информационная экспансия ряда иностранных государств, распространяющих информацию в целях получения односторонних преимуществ; - деятельность иностранных разведывательных и специальных служб, а также преступные действия международных групп, формирований и отдельных лиц. Базовым актом российского информационного законодательства является Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации». Он устанавливает, что информационные ресурсы защищаются законом наряду с другими видами ресурсов. Право устанавливать режим защиты информационных ресурсов и правила доступа к ним имеет собственник этих информационных ресурсов. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации. Закон «Об информации, информатизации и защите информации» устанавливает основные группы правовых норм, формулирующих систему в информационном законодательстве, регулирует отношения, возникающие: - при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; - при создании и использования информационных технологий и средств их обеспечения; - при защите информации, защите прав граждан в условиях информатизации. Государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную. Информация о гражданах (" персональные данные") – сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни граждан, позволяющие идентифицировать его личность, относится к категории конфиденциальной информации. Согласно закону, пользователи — граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения — обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед их владельцем необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. …Дополнительные тематические выводы и комментарии можно получить, ориентируясь на списки литературы в учебной программе курса.
|