Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 3.Информационные ресурсы России
1. Структура российских информационных ресурсов. 2. Библиотечная сеть России и ее информационные ресурсы. 3. Информационные ресурсы Архивного фонда РФ. 4. ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения.
I. Информационные ресурсы страны представляют собой сложный конгломерат, включающий огромное множество разнообразных объектов. Органы управления всех уровней, любые хозяйственные субъекты, учреждения, общественные объединения, отдельные граждане формируют для обеспечения своей деятельности (производственной, управленческой, научной, просветительской, организации быта и отдыха, т. д.) информационные ресурсы, не сопоставимые между собой по объему (от подборки из нескольких справочников до огромных библиотечных фондов и систем баз данных) и по способам организации и представления информации. Однако общественный интерес и основной объект государственной информационной политики представляет собой лишь часть этих ресурсов. Это, прежде всего, информационные ресурсы, предназначенные для обслуживания " внешних" пользователей (т. е. лиц и субъектов, не связанных непосредственно с их формированием), а также информационные ресурсы, используемые для решения задач государственного управления. Именно эти информационные ресурсы имеет смысл рассматривать как составляющие национальные информационные ресурсы. Информационные ресурсы, предназначенные для обслуживания внешних пользователей (в т. ч. путем распространения производимых на их основе информационных продуктов), формируются и эксплуатируются разного рода информационными организациями и подразделениями. К ним относятся библиотеки, архивы, статистические органы и организации, институты, центры, бюро, отделы научной, научно-технической, патентной, нормативно-технической информации, информационно-вычислительные и информационно-аналитические центры, справочные службы и т. д. Эти организационные структуры, самостоятельные и являющиеся подразделениями более крупных организаций, имеются как в государственном секторе (в федеральной собственности и собственности субъектов Федерации), так и в негосударственном (за исключением органов статистики), а также в муниципальной собственности. Государственные информационные организации имеются в подчинении всех ведомств и всех региональных администраций. Однотипные по формам информационной деятельности организации часто объединяются наличием единого методического руководства, общих нормативных документов, налаженной (в разной степени) системой информационных потоков и составляют основные государственные информационные системы России, имеющие межведомственный, универсальный характер. Это библиотечная сеть России, Архивный фонд Российской Федерации, государственная система статистики и государственная система научно-технической информации (НТИ). В настоящее время начала складываться и система правовой информации, призванная объединить неэффективно функционирующие ведомственные и региональные системы информирования о нормативно-правовых актах, принимаемых различными органами управления. Предприятия и организации, действующие в сфере материального производства, экономики, финансов, торговли, транспорта, связи, помимо использования информации из специализированных информационных организаций, подразделений и систем, создают собственные информационные ресурсы, непосредственно связанные с осуществлением их основной деятельности и управлением предприятием. Такие информационные ресурсы обычно используются только в рамках определенных технологических процессов и управленческих задач. Они представлены в основном в виде информационных файлов различных автоматизированных систем управления (АСУ), систем управления производством (АСУП), технологическими процессами (АСУТП) и т.д., рабочих картотек, комплектов технической и чертежно-конструкторской документации, прейскурантов, калькуляций и других рабочих документов. Аналогичные по принципам использования " встроенные" информационные ресурсы формируются и в организациях социальной сферы, учреждениях культуры, предприятиях и организациях, связанных со здравоохранением, жилищно-коммунальным, бытовым обслуживанием населения. По мере развития автоматизированных обучающих систем в учреждениях сферы образования также появились и быстро развиваются собственные информационные ресурсы, " встроенные" в процесс обучения. До этого информационная поддержка образования осуществлялась почти исключительно на основе традиционных библиотечных фондов. Несмотря на то, что встроенные информационные ресурсы используются в основном " внутри" отдельных организаций, многие из них представляют значительный общественный интерес не только из-за важности обеспечиваемых с их помощью производств, но и в связи с тем, что информационные ресурсы могут служить источником информации для других организаций и предприятий (обычно связанных между собой технологически) и для создания справочных информационных ресурсов о работе предприятий и организаций социальной сферы, сферы материального производства, экономики и финансов. Упомянутые справочные информационные ресурсы, т. е. информационные массивы, содержащие разного рода адресные данные, сведения о работе предприятий бытового обслуживания, органов власти, транспорта, связи, об организации отдыха, обучения и т. д. носят универсальный характер, охватывают в целом самые разнообразные предметные области и представляют значительный интерес для всего населения, а также для бизнеса (особенно малого). Однако сколько-нибудь организованной системы информационно- организационной структуры российских информационных ресурсов справочных служб для населения России в настоящее время нет, и поэтому сведения об отдельных справочных информационных ресурсах приводятся в различных источниках, посвященных информационным ресурсам социальной сферы, материального производства, органов власти и т. д. Отсутствие развитой системы взаимосвязанных справочных информационных ресурсов следует рассматривать как проявление структурной неполноты российских информационных ресурсов, несмотря на то, что рынок информационных продуктов справочного характера, предназначенных для массового потребления, развивается довольно быстро. В первой половине 90-х годов фактически распались существовавшие ранее государственные (чаще муниципальные) адресно-справочные службы массового пользования. В области справочной потребительской информации развивались в основном небольшие коммерческие организации, подготавливающие продукцию двух типов: оперативные справочные сообщения (например, объявления и коммерческие предложения) и довольно узко ориентированные по тематике справочники. В первом случае основными задачами являются сбор информации (налаживание связи с поставщиками объявлений и рекламодателями) и распространение сообщений через средства массовой информации (СМИ) и рекламные агентства (в последнее время также через сеть Интернет и пейджинговые сети). Во втором случае издания разного рода справочников, указателей, энциклопедий (в т.ч. электронные) чаще всего подготавливались либо путем разового сбора необходимой информации, либо в результате получения тем или иным путем доступа к информационным ресурсам государственных и полугосударственных информационных организаций (прежде всего учетно-статистических), органов власти и управления, к " встроенным" информационным ресурсам крупных промышленных и торговых фирм. В том и другом случае постоянно действующие крупные информационные ресурсы, пригодные для регулярного справочного обслуживания массового пользователя, не создаются. Лишь немногие организации, появляющиеся на рынке массовых информационно-справочных продуктов, в состоянии (по своим организационным, финансовым, технологическим, квалификационным возможностям) обеспечивать регулярный сбор, верификацию и актуализацию данных, даже в достаточно узких предметных областях. Организация какой-либо универсальной единой информационно-справочной службы вряд ли целесообразна, прежде всего, по экономическим соображениям. Однако создание условий, обеспечивающих получение и актуализацию сведений о работе предприятий, организаций, органов власти и управления с целью дальнейшего информационного обслуживания населения, безусловно, необходимо. Информационные ресурсы, используемые для решения задач государственного управления, формируются, прежде всего, в самих органах власти и управления всех уровней, а также в связанных с ними аналитических центрах. Информационные ресурсы органов власти и управления формируются в тесном взаимодействии с информационными ресурсами подчиненных им или связанных с ними функционально предприятий и организаций, в том числе на основе аналитической обработки поступающих от них данных и документов. Информационные ресурсы органов различных ветвей государственной власти имеют, безусловно, свою специфику (по тематике и видам документов), но нацеленность на решение общих (пусть в разных аспектах и на разном уровне) задач государственного управления определяет необходимую общность принципов и источников их формирования. Для информационных ресурсов министерств и ведомств особое значение имеет правильное соотношение между их тематической, отраслевой специализацией и сопоставимостью с информационными ресурсами других взаимодействующих с ними органов управления. В этом плане наибольший интерес представляют информационные ресурсы высших органов власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также информационные ресурсы местных органов власти. Для них характерны: решение комплексных проблем, необходимость сопоставления различных отраслевых подходов. Формы представления информации, виды документов, способы организации информационных массивов в информационных ресурсах организаций, относящихся к различным описанным выше группам, а также к различным отраслям экономики, культуры, социальной сферы, безусловно, имеют свою специфику. Однако для большинства характерно наличие в их информационных ресурсах документов различных видов (книг, брошюр, журналов, так называемых непубликуемых документов, чертежно-конструкторской документации, нередко кино-, фотодокументов и т.д.) Широко варьируется (часто в рамках информационных ресурсов одной организации) и технологическая форма представления информации (традиционные " бумажные" библиотечные, архивные и иные фонды, картотеки, разнообразные компьютерные информационные массивы от простейших слабоструктурированных текстовых файлов до развитых мультимедиа систем и систем искусственного интеллекта). Несмотря на видовое разнообразие информационных продуктов, составляющих информационные ресурсы различных организаций, основу большинства из них составляют отечественные произведения печати: – непериодические издания: книги и брошюры, авторефераты диссертаций, отрывные ежедневные календари, издания, нотные издания, картографические издания; – периодические и продолжающиеся издания: журналы, сборники, бюллетени, газеты. Важной и наиболее быстро развивающейся составляющей информационных ресурсов организаций всех типов и сфер деятельности являются разного рода электронные массивы информации (ЭМИ), часто объединенные в базы и банки данных, входящие в состав автоматизированных информационных систем (АИС), АСУ и других автоматизированных систем. Получение количественных оценок этой составляющей информационных ресурсов затруднено организационно и методологически. В зависимости от выбранного объекта учета — любые используемые ЭМИ, " классические" базы данных документального и фактографического типов, только оригинальные базы данных (без учета их тиражирования и модификации), только базы данных, предназначенные для массового информационного обслуживания и тиражирования, информационные массивы, доступные через телекоммуникационные сети и т.д. — разные исследователи получают различающиеся на несколько порядков оценки. Регулярной обязательной государственной регистрацией в настоящее время охвачены лишь базы данных, созданные с использованием средств госбюджета. Реально из них регистрируются в основном базы данных, представляющие достаточно широкий общественный интерес и используемые для обслуживания внешних пользователей. В добровольном порядке довольно активно регистрируются негосударственные базы данных, предназначенные для продвижения на рынке информационных продуктов и услуг. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. № 226 государственная регистрация баз данных осуществляется НТЦ " Информрегистр", НИИ " Контур" и НТЦ " Система". Результаты регистрации отражаются в издаваемом НТЦ " Информрегистр" каталоге. В таблицах представлены данные об организационной структуре российских информационных ресурсов, составе зарегистрированных российских баз данных по типам и по назначению на середину 1998 г. (в значительной степени материал устарел, однако позволяет получить определённое впечатление учебного уровня).
|