Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Системы менеджмента качества на основе стандартов ИСО 9000
Современные организационные основы формирования механизма менеджмента качества заложены в международных стандартах ISO (ИСО) серии 9000, определяющих требования к системам менеджмента качества (СМК) на предприятиях. МС ИСО серии 9000 разработаны и утверждены в 1987 г. международной организацией по стандартизации ИСО (International Standart Organization, ISO) В соответствии с терминологией МС ИСО «система менеджмента качества — это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству». Кроме того, комплекс стандартов ИСО, регламентирующих требования к системам менеджмента качества предприятий, включает еще ряд стандартов: ИСО 9000: 2005 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь»; ИСО 19011: 2002 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента»; ИСО 10012 «Системы менеджмента качества. Требования к процессам измерения и измерительному оборудованию»; ИСО 10015 «Менеджмент качества. Основные направления подготовки персонала». Применение отечественными предприятиями МС ИСО серии 9000, с одной стороны, обеспечивает основу для формирования систем управления качеством на предприятии, а с другой — является важней шим фактором, подтверждающим потенциальные возможности предприятия по выпуску продукции высокого качества, которое может быть достигнуто путем проведения сертификации систем менеджмента качества и производств. МС ИСО 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться как для внутреннего приме- нения организациями, так и в целях сертификации или заключения контракта. Этот стандарт направлен на обеспечение результативности системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей. Структура стандарта МС ИСО 9001 включает следующие разделы. 1. Область применения. Требования к СМК. Стандарт охватывает все стадии жизненного цикла продукции, при необходимости от дельные положения стандарта можно исключить (например, для торговых предприятий — стадию производства продукции). ▪ Нормативные ссылки (например, стандарты ИСО серии 9000). ▪ Термины и определения. Ссылка на ИСО 9000. ▪ Система менеджмента качества. Общие требования к системе, требования к документации, использование принципов TQM. ▪ Ответственность руководства (обязательства руководства, ориентация на потребителя, политика в области качества, ответственность, полномочия и обмен информацией, анализ со стороны руководства). ▪ Менеджмент ресурсов. К ресурсам СМК относятся: нормативная и методическая документация; человеческие ресурсы; инфраструктура. ▪ Процессы жизненного цикла продукции (планирование процессов жизненного цикла продукции, процессы, связанные с потребителями, проектирование и разработка, закупки, производство и обслуживание, управление устрой ствами для мониторинга и измерений). ▪ Измерение, анализ и улучшение (удовлетворенность потребителей, внутренние аудиты, управление несоответствующей продукцией, анализ данных, улучшение, корректирующие и предупреждающие дей ствия). В основе МС ИСО серии 9000 лежат восемь основных принципов TQM. (Ориентация на потребителя, Лидерство руководителя, Вовлечение работников, Процессный подход, Системный подход к менеджменту. Постоянное улучшение, Принятие решений, основанных на фактах, Взаимовыгодные отношения с поставщиками). Таким образом, внедрение МС ИСО серии 9000 может рассмариваться как основа для реализации TQM на предприятии, поскольку эти стандарты устанавливают определенный минимум требований, который должен быть соблюден для обеспечения качества и регулирования отношений между производителем и потребителем. 32) Управление качеством на предприятии: основные понятия, функции, методы Под управлением качеством продукции понимаются дей ствия, осуществляемые при ее создании, эксплуатации и потреблении, в целях формирования, обеспечения и поддержания заданного уровня качества продукции. Механизм управления качеством представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. Объекты управления качеством продукции — это показатели качества продукции, факторы и условия, определяющие их уровень, а также процессы формирования качества продукции. Субъекты управления качеством продукции — это органы управления и отдельные лица, реализующие функции управления качеством в соответствии с установленными принципами и методами. К функциям управления качеством продукции на предприятии относятся: прогнозирование и планирование качества продукции; оценка и анализ качества продукции; контроль качества продукции; стимулирование качества продукции и ответственность за него. Под методом управления качеством понимается совокупность приемов и правил воздей ствия на объекты управления, направленных на достижение требуемого качества. Выделяют следующие методы управления качеством: 1) организационные (административные): ▪ а) распорядительные (директивы, приказы и т. д.); ▪ б) регламентирующие (нормы, нормативы, положения); ▪ в) дисциплинарные (ответственность и поощрение); 2) социально-психологические: а) социальные (воспитание и мотивация); б) психологические (создание психологического климата в коллективе, психологическое воздей ствие положительными примерами); 3) технико-технологические: а) технические методы контроля качества; б) методы технологического регулирования качества продукции и процессов; 4) экономические: а) методы экономического стимулирования и материальной заинтересованности; б) ценообразование с учетом уровня качества; в) финансирование деятельности в области качества
|