Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для подготовки к вступительному испытанию
Основная: Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2009. Дополнительная: 1. Розенталь Д.Е., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – 5 изд. – М.: Айрис-пресс, 2004 и любое последующее издание. 2. Токарева Т.Е. Русский язык в его функциональных разновидностях. – Учебник в 2-х частях. – Ч. 1, 2. – М.: ВУ, 2002. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ 1. ГРАМОТА.РУ: справочно-информационный портал. 2. Gramma.ru: Культура письменной речи. 3. Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система. 4. Словари.ру: Русские словари. Лингвистика в Интернете. 5. Словари и энциклопедии on-line: проект Academic.ru. 6. Словопедия: русские толковые словари. 7. Яндекс.Словари: Энциклопедии и справочники. 8. Аудиословарь «Русский устный». ЛИТЕРАТУРА Кандидат на поступление в Военный университет должен: знать: - образную природу словесного искусства; - содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творчества литературных деятелей; - основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; - основные понятия теории литературы; уметь: - передавать содержание литературного произведения; - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; - раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; - определять род и жанр произведения; владеть: - навыками сопоставления литературных произведений; - навыками аргументированного выражения своего отношения к прочитанному произведению. Понятие темы, идеи, проблематики, рода и жанра, сюжета и композиции литературного произведения Диалектика содержания и формы в литературном произведении. Понятия идеи и темы литературного произведения. Фабула и сюжет литературного произведения. Основные элементы сюжетостроения. Понятие композиции литературного произведения. Основные элементы и типы композиционного строения. Понятия литературного рода и жанра. Определения эпоса, лирики и драмы. Прозаические, лирические и драматические жанры. Проблема исторического развития литературных жанров. Жанровое многообразие литературных произведений.
Основы идейно-художественного анализа литературного произведения. Язык и стиль литературного произведения Понятие художественного метода в литературе. Историческая обусловленность возникновения и развития художественных методов. Классификация художественных методов в литературе. Обусловленность художественного метода действительностью. Понятие языка и стиля в литературе. Взаимосвязь понятий художественного метода и стиля. Изобразительно-выразительные средства литературы. Понятие о художественном образе. Специфика образного мышления. Основы идейно-художественного анализа литературного произведения. Обзор древнерусской литературы и литературы XVIII – первой половины XIX вв. Предпосылки возникновения древней русской литературы. Патриотизм, идея единства и защиты русской земли от врагов, героизм народа – основная тема русской литературы XI – XVII веков. «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы. Специфические особенности литературы XVIII века как литературы “века Просвещения”. Зарождение и формирование новых литературных направлений (классицизма, барокко, сентиментализма, предромантизма, просветительского реализма). Рост реалистических тенденций и становление русского реализма. Русский романтизм. Творчество Д.Фонвизина (комедия «Недоросль»), А.Грибоедова (пьеса «Горе от ума»). Ода как главный жанр М.Ломоносова-поэта. Тематические и жанровые особенности творчества А.Пушкина. Патриотические (“Воспоминания в Царском Селе”), вольнолюбивые (“Лицинию”) мотивы лицейской лирики. Южные поэмы А.Пушкина (“Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан”) и отражение в них настроений передовых русских людей. Идейное богатство, тематическое разнообразие, художественное совершенство лирики А.Пушкина михайловского периода. Тематическое и жанровое богатство лирики А.Пушкина после ссылки (любовная, пейзажная, философская, политическая). “Евгений Онегин” как художественная энциклопедия русской жизни. Социальная и философская проблематика “Медного всадника”. Историческая тематика в прозе А.Пушкина (“Капитанская дочка”). Тема родины, поэта и поэзии, любви, одиночества в лирике М.Лермонтова. Гражданские мотивы в лирике Лермонтова позднего периода. Романтические поэмы Лермонтова (“Мцыри”, “Демон”). “Герой нашего времени” как социально-психологический роман. Особенности композиции. Главные образы романа. Второстепенные персонажи романа и их роль в раскрытии характера Печорина. Юмор и сатира в повестях Н.Гоголя. Острые социальные противоречия в “Петербургских повестях” Гоголя. Художественное своеобразие этого цикла повестей Н.Гоголя. Особенности реализма Н.Гоголя. Замысел “Ревизора”. Сюжет. Основной конфликт. Жизненная правда и типичность характеров, изображенных Н.Гоголем в “Ревизоре”. “Мертвые души”. Замысел и творческая история произведения. Композиция и жанр. Сюжет и композиция первого тома. Приобретатель Чичиков – типичная фигура капитализации России. Обличение всей бюрократической системы царской России - “Повесть о капитане Копейкине”. Галерея помещичьих типов. Художественные средства языка.
|