Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы реконструкции концепта. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Основными приемами лингвокогнитивного описания концептов через анализ языковых данных являются: 1. Определение ключевого слова, представляющего данный концепт в языке, базовых языковых репрезентаций концепта («имени» заданного концепта); 2. Построение и анализ семантемы ключевого слова, вербализующего концепт в языке (анализ словарных толкований в словарях разных типов); 3. Анализ лексической сочетаемости ключевого слова, чтобы установить важнейшие черты соответствующего концепта; 4. Изучение многозначности слова в процессе ее развития: анализ очередности появления новых значений слова позволяет установить определяющие это развитие черты изучаемого концепта; 5. Построение лексико-фразеологического поля ключевого слова: анализ синонимов и антонимов ключевого слова, определение его гиперонима и согипонимов (гипонимов, подчиненных одному и тому же гиперониму); 6. Построение и изучение деривационного поля ключевой лексемы; 7.Построение лексико-грамматического поля ключевого слова; 8. Применение экспериментальных методик (этот прием, несомненно, заимствован у писхолингвистов, для которых экспериментальные методы являются ключевыми); 9. Анализ паремий и афоризмов, в которые входит как изучаемое ключевое слово, так и оценки называемого им концепта, даже если самого имени концепта там и нет (этот прием хорошо показывает народное осмысление того или иного явления); 10. Анализ художественных текстов для выявления таких признаков, которые приобрели в составе концепта символический смысл; а также для выявления индивидуально-авторских концептов в художественных произведениях, описание которых позволяет глубже понять особенности мировидения писателя; 11. Анализ устного, разговорного слова; 12. Описание концепта как набора признаков, необходимых и достаточных для включения его в некий логический класс (например, класс деревьев или класс птиц).
Литература Gibbs, R. (Ed.) Cambridge Handbook of Metaphor and Thought. — NY: Cambridge University Press, 2008. Lakoff G., Johnson М.Metaphors We Live By. — Chicago: Univ. of Chicago Press, 1980 (2008). Lakoff G. The contemporary theory of metaphor. In A.Ortony (Ed.) Metaphor and Thought. — Cambridge: Cambridge University Press, 1993. Lakoff G., Johnson M. Philosophy in the Flesh: The Embodied Mind and its Challenge to Western Thought. — NY: Basic Books, 1999. Kö vecses Z. Metaphor: A Practical Introduction. — Oxford: Oxford University Press, 2002. Лакофф Дж. и Джонсон М. Metaphors We Live by. [Текст] / Дж. Лакофф и М. Джонсон.? Едиториал УРСС, 2004? 256 с.
|