Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Криминалистика' проблемы сегодняшнего дня
тивной роли философии, сближение философского и нефилософского знания.
До конца 1960-х гг. во многих прикладных науках авторы, отдавая дань известным идеологическим ка- нонам, считали обязательным в возвышенном стиле произносить панегирики в честь диалектического, а подчас и исторического материализма, занимаясь, по существу, неким философским пустословием. Чрезвы- чайно редко специалисты в области частных наук об- ращались к диалектике действительно по делу, ис- пользовали ее категории и законы не по школьным прописям, а для выделения и действительного реше- ния философских задач своих наук. Признавая на сло- вах всеобщее методологическое значение материали- стической диалектики, на деле философию оставля- ли философам или тем редким представителям есте- ственных наук, обычно физикам, результаты иссле- дований которых требовали истолкования с точки зре- ния философских концепций мироздания, макро- и микромира, материи и энергии. Отчуждение в реаль- ном научном процессе философии от конкретных наук отнюдь не способствовало развитию последних, по- скольку на всех этапах возникали и будут возникать подлинно философские проблемы, требующие для своего решения — а от этого в немалой степени зави- сит сам прогресс науки — глубокого, творческого вла- дения философской методологией. Философия стано- вится в известном смысле ключом к самопознанию наукой своих исходных основ, их переосмысливанию в свете новых фактов и гипотез. " Мы наблюдаем не- кую общую закономерность, — пишут Ф.В. Лазарев и М.К. Трифонова, — чем более зрелой ступени дости- гает в своем развитии та или иная область знания, тем углубленнее становится ее интерес к своим собствен- ным основам, к тем первичным абстракциям и исход- ным допущениям, на которых покоится все здание теории. И то, что вначале принималось за нечто про- стое и очевидное, оказывалось в результате анализа сложным и проблематичным. Но, может быть, самое любопытное заключается в том, что анализ исходных
Глава I Криминалистика на пороге XXI века 27
фундаментальных понятий и принципов, сопровожда- емый попыткой придать им строгий объективный смысл, приводил, как правило, не к простому уточ- нению и углублению прежних теорий, а к их коренно- му переосмысливанию, к качественному скачку в no- знании" 1.
Сказанное в полной мере можно отнести к кри- миналистике.
К середине 1960-х гг. стало очевидным, что про- стое количественное пополнение содержания крими- налистики — это тупиковый путь в ее развитии, ис- черпавший себя. Нужны были новые подходы, откры- вавшие перспективы для достижения криминалисти- кой уровня действительно современной науки. Толчком к поискам такого подхода стали изменившиеся в фи- лософии представления о методах науки. Именно с этого момента началось интенсивное сближение кри- миналистики с философией, с материалистической ди- алектикой. Было бы неверным считать, что до этого ученые-криминалисты были вовсе чужды некоторых философских проблем: они возникали и при разработ- ке теории криминалистической идентификации, и при анализе причинно-следственных связей в процессе расследования, и при оценке полученного знания с точки зрения таких философских категорий, как не- обходимость и случайность, вероятность и достовер- ность и др. Но все это происходило на путях простого заимствования философского знания без должного к нему критического отношения.
Не случайно интерес криминалистов к философ- ской проблематике возник в связи с трактовкой науч- ных методов. Именно они представляют собой " произ- водительные силы" науки, с изменения которых изме- няется отношение науки к природе и обществу, как это наблюдается в развитии науки в целом. На базе новых философских представлений об иерархии науч- ных методов, развенчивающих догматическое пред- ставление о диалектическом методе как единствен-
Якимов И. Н. Указ соч С 47
|