![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
До АЗС жидкого моторного топлива.
Разрыв от подземного резервуара или топливораздаточной колонки до здания АЗС должен быть от 3 до, 9 м в зависимости от степени его огнестойкости. Противопожарные разрывы от подземного резервуара или топливо раздаточной колонки до соседнего здания или сооружения с производством А и Б увеличиваются на 25%. Пропускная способность АЗС, в типовых проектах определяет при трехсменной работе с семичасовым рабочим днем. При этом первые две смены станция работает с коэффициентом неравномерности 1, 5, что соответствует работе станции в две смены или 14 ч в сутки, а третья - ночная смена является дежурной. Чаще всего колонки на АЗС располагают исходя из возможностей, определяемых противопожарной безопасностью, размерами производственной площади, числом самих колонок и т.д. Иногда колонки размещаются произвольно, без учета самых элементарных требований и норм. Практика проектирования и исследований условий работы современных АЗС показывает, что наиболее приемлемы три схемы расположения колонок: диагональная, параллельная и перпендикулярная. Названия схем определяют расположение островков с колонками в одну линию по диагонали к автомагистрали, параллельно или перпендикулярно к ней. Каждая из размещаемых на АЗС колонок представляет собой отдельный заправочный «островок» для заправки автомобилей, при этом определены нормативы расстояний между колонками и заправочными островками. На рис.5 – 8. предложены различные планировочные схемы, которые могут быть рекомендованы при составлении генерального плана АЗС.
Рис.5. Планировочная схема АЗС с пристроенным пунктом технического обслуживания автомобилей 1 - здание АЗС, 2 - пункт технического обслуживания автомобилей, 3 - заправочные островки Рис.6. Планировочная схема АЗС для заправки всех видов автотранспорта 1 - бензин, 2 - дизельное топливо, 3 - топливная смесь. 4 – операторная
При определении числа топливо- и маслораздаточных колонок принимается пропускная способность каждой колонки 15 автомобилей в час при коэффициенте использования колонок 0, 6. Иногда число топливораздаточных колонок на АЗС увеличивается сверх расчетных для более удобных условий заправки, например для одновременной заправки автомобилей с двумя баками, расположенными с обеих его сторон. Для определения емкости резервуаров для топлив и масел средняя величина заправки автомобиля принимается 50 л топлива и 2 л масла. Ёмкость резервуаров для хранения топлив и масел определяется исходя из трёх - пятидневного запаса. Запас рассчитывается в зависимости от количества сортов топлив и масел, которыми обеспечивается АЗС, а также от условий и дальности доставки нефтепродуктов от нефтебазы. На АЗС предусматривается хранение и отпуск двух-четырех сортов бензина, одного сорта дизельного топлива, и одного- двух сортов масел. По опыту существующих АЗС общая ёмкость резервуаров распределяется мерно следующим образом: под бензин 70¸ 80% ёмкости, под дизельное топливо 15¸ 25% и 5¸ 8% под масло.
Рис.7. Планировочная схема АЗС со встроенным пунктом технического обслуживания автомобилей: 1 - мойка, 2 - пункт техобслуживания, 3 - операторная, 4 - заправочные островки.
Рис.8. Планировочная схема АЗС на 1000 заправок в сутки: 1 - бензин, 2 - дизельное топливо, 3 – операторная.
Расположение оборудования и сооружений АЗС должно быть свободным для работы обслуживающего персонала и водителей отправляемых машин, а также должно обеспечивать минимальную протяженность трубопроводов для топлив и масел по территории станции. Расположение колонок должно допускать возможность двухсторонней заправки и удобного подъезда автомобилей к колонкам и выезд их после заправки с территории АЗС. При расстановке колонок на территории АЗС необходимо иметь в виду, что легковые и грузовые автомобили и автобусы заправляются с любой стороны, автомобили с дизельными двигателями - с правой, а заправка машине двумя баками производится с двух сторон. Всё заправочное оборудование устанавливается на островках, высота которых 200¸ 300 мм от проезжей части. Ширина островков должна быть не менее 1, 2¸ 1, 0 м. При разработке генерального плана АЗС, минимальные расстояния между сооружениями, устанавливаются в соответствии с табл.4., 5. Таблица 4 Минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива до объектов, к ней не относящихся.
Примечания. 1. Расстояния от АЗС с наземными резервуарами, а также от подземных резервуаров до жилых и общественных зданий I и II степени огнестойкости допускается уменьшить не более чем на 25% за исключение расстояний от надземных резервуаров с односторонними перекрытиями. 2. При оснащении технологической системы АЗС системой флегматизации или иными системами, предотвращающими воспламенение и/или сгорание паровоздушных смесей внутри технологического оборудования, указанные в табл.12.4 расстояния допускается уменьшать не более чем на 25% (за исключением указанных в поз. 3, 4. 10, 11). Таблица 5. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, расположенными на территории АЗС жидкого моторного топлива с подземными резервуарами.
Примечание: 1) на АЗС до 750 заправок допускается движение в противоположные стороны; 2) на АЗС более 250 заправок подъезд для автоцистерн должен быть отдельным. Для предохранения обслуживающего персонала и водителей от атмосферных осадков и солнечных лучей на некоторых АЗС строятся островки с навесами. При устройстве навеса над проездом необходимо учитывать, что максимальная высота гружёного транспорта может достигать 4, 0 м. Наилучшим расположением заправочного оборудования на территории АЗС следует считать такое, при котором островки с колонками расположены между путями въезда и выезда автомобилей, а продольная ось островка параллельна направлению движения автомобилей. Расстояние между топливораздаточными колонками на островке обычно принимают 10¸ 12 м (из расчёта грузового автомобиля). Длина островка для двух топливораздаточных колонок около 14 м. Между двумя топливораздаточными колонками на островке можно разместить масло- и воздуховодораздаточные колонки. Радиусы закруглений проездов по территории АЗС, измеряемых по осям проездов, для легковых автомобилей должны быть не менее 6, 5 м, а для грузовых - не менее 14 м. При планировке станции необходимо предусмотреть подъезд к резервуарам автоцистерны с прицепом и обеспечить возможность удобного слива нефтепродуктов. Должны быть созданы все удобства для контроля над количеством топлива в резервуаре. При планировании сельских АЗС расстояние между топливораздаточными колонками на островках, ширина проездов и их радиусы закруглений должны обеспечивать возможность заправки крупногабаритных сельскохозяйственных машин: тракторов с навесным оборудованием, самоходных комбайнов и др. Возможность заправки сельскохозяйственных машин должна учитываться при организации некоторых дорожных АЗС. Комплект оборудования АЗС определяется видами заправляемого автомобильного транспорта и других машин, номенклатурой топлив и смазок, отпускаемых АЗС, общей пропускной способностью станции и пропускной способностью по видам заправляемых машин, выполняемыми операциями обслуживания автомобилей и т.д. Для сокращения простоя машин заправка их топливом должна выполняться с максимальной производительностью, допускаемой горловиной и ёмкостью баков. Для сокращения обслуживающего персонала и увеличения пропускной способности станции целесообразно применять заправочное оборудование с дистанционным управлением из центрального пункта и использовать самообслуживание. При дистанционном управлении работой колонок из центрального пункта необходимо предусматривать звуковую или световую сигнализацию между оператором и водителем, находящимся на месте заправки. На территории АЗС предусматривается помещение станции или павильонов, размеры которого в зависимости от функций, выполняемых АЗС, могут значительно изменяться. В павильонах большинства АЗС, выполняющих только заправку автомобилей топливом, маслом, воздухом и водой, размещаются помещение оператора-заправщика, торговый зал для продажи масел и смазок в мелкой таре, автопринадлежностей и мелких деталей, подсобное помещение, кладовая и санузел. На АЗС, выполняющих отдельные операции технического обслуживания автомобилей, к зданию станции пристраиваются производственные помещения для мойки, смазки машин и других операций. Кроме того, в павильонах таких станций размешают зал ожидания, буфет с автоматами для продажи пищевых продуктов и напитков, туалеты общего пользования и др. Помещение оператора должно быть удобным для работы и расположено так, чтобы имелась возможность хорошего обзора всех рабочих мест заправки, въезда и выезда с территории станции. Это особо важно при дистанционном управлении колонками от центрального пульта, который устанавливается в помещении оператора. В подсобном помещении устанавливают маслораздаточные колонки для заправки машин в зимнее время, а под полом углубляют в грунт резервуары для хранения масел. Автомобильный транспорт потребляет более 20% общего количества вырабатываемых в стране нефтепродуктов, которые в свою очередь составляют 15¸ 20% себестоимости перевозок. Затраты времени автотранспорта, связанные с заправкой на АЗС, составляют 5¸ 8% от рабочего времени и 4¸ 5% потребляемого топлива. Основными критериальными положениями позволяющими снизить выше названные затраты являются: -рациональное размещение АЗС на территории; -правильное размещение заправочных колонок по маркам топлива на АЗС; -специализация АЗС по группам автомобилей и по виду топлива; -оптимальные планировочные схемы; -рациональная система расчётов. Снижению потерь по этой причине способствуют следующие мероприятия: -применение параллельного, одновременного слива нефтепродуктов по нескольким шлангам в один резервуар за счет использования сливных устройств новой конструкции (АЗТ5-885-8ОО); -перекачка нефтепродуктов при помощи насосных установок автоцистерн или АЗС; -обеспечение планового завоза нефтепродуктов на АЗС в часы их минимальной загрузки (ночные); -автоматизация контроля полноты слива нефтепродуктов из автоцистерн и замера уровня нефтепродукта в резервуарах.
|