Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социокультурные доминанты эпохи.
В результате Второй мировой войны на ведущие позиции в мировой истории выходят США, возглавившие капиталистическую систему. Фактором, сдерживавшим лидерские и экспансионистские устремления США, выступал СССР, возглавивший социалистическую систему. Последовавший в 1991 г. распад СССР и исчезновение мировой социалистической системы еще больше укрепили современное положение США как ведущей мировой державы. Научно-техническая революция середины XX века вызвала коренные изменения как в производстве, так и во всем обществе: • переход от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Многие традиционные отрасли промышленности - угледобыча, машиностроение и др. - в той или иной степени уступили место высоким и тонким технологиям. Благодаря этому резко возросла эффективность производства, что позволило сделать его массовым, то есть способным удовлетворить материальные потребности подавляющего большинства членов общества; • общество становится постиндустриальным и массовым. Таковым его делает как массовое потребление, так и новейшие СМИ; • культура подразделяется на три основные составляющие: гуманитарную (традиционную), научно-техническую (интеллектуальную) и массовую. Влияние традиционной гуманитарной культуры в целом падает, тем не менее она сохраняется и продолжает развиваться. Социальной значимости всей гуманитарной культуры способствовали следующие явления: • в 70-е годы - в связи с появлением идеологии неоконсерватизма - статус религии усиливается критика гедонизма потребления с его культом физических удовольствий и наслаждений. В искусстве ее представляет главным образом реализм. Искусство второй половины XX века представляют: • французскую литературу: М. Дрюон, Э. Базен, Ф. Саган, Ж. Сименон; • швейцарскую - Г. Гессе, Ф. Дюрренматт, М. Фриш; • немецкую - Г. Белль и Г. Грасс; • английскую - Дж. Осборн и Дж. Брейн, А. Мердок, Г. Грин; • американскую - К. Воннегут и Дж. Апдайк. Широкую популярность приобрела научная фантастика (творчество А. Азимова и Р. Бредбери). Значительных достижений добилась американская драма, в которой особое место занимают А. Миллер, Т. Уильяме, Э. Олби. Кино и течением неореализма прославилось итальянское искусство (Р. Росселини, Л. Висконти, Дж. де Сантис, Ф. Феллини и др. Развитие научно-технической культуры во второй половине XX века отмечено не только грандиозными успехами и достижениями, но и такими проблемами как: • разрыв между современной наукой и средним уровнем знаний. Наука является доступной для довольно узкого круга людей - интеллектуалов и как культура недоступна подавляющему большинству людей; • трудности всеобщего освоения компьютера и всего комплекса современной бытовой техники. При всем многообразии возникших в 50-70-е годы течений, к научно-технической и интеллектуальной культуре прежде всего относится неомодернизм, поскольку он непосредственно связан с новейшей техникой и технологиями.
|