Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура постмодернизма.






Культурой постмодернизма является культура постиндустриального, информаци­онного общества. Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в конце 50-х годов. Чуть позже они появляются также в архитектуре США, других европей­ских стран и в Японии. К концу 60-х годов они распространяются на другие области культу­ры и становятся все более устойчивыми. Как особое явление постмодернизм достаточно от-


четливо проявил себя в 70-е годы. В 80-е годы постмодернизм распространяется по всему миру, достигает впечатляющего успеха и триумфа. Благодаря средствам массовой коммуни­кации он становится модой, неким фирменным знаком времени.

Постмодернизм возник в результате осмысления развития западного общества за по­следние два-три столетия, именуемые " современность".

В середине XVII века, как бы открывая Новое время, Ф. Бэкон и Р. Декарт ставят пе­ред человечеством грандиозную цель: с помощью науки сделать человека " господином и по­велителем природы". Так начиналось великое преобразование и покорение природы, опи­равшееся на науку и составившее основное содержание современности в ее практическом аспекте. Философы-просветители еще больше возвысили авторитет и значение разума и нау­ки. Помимо этого они сделали исключительно актуальным гуманизм эпохи Возрождения. Просветители разработали концепцию нового общества, ядро которой составляли универ­сальные общечеловеческие принципы, ценности и идеалы: свобода, равенство, справедли­вость, разум, прогресс и т. д. Важнейшей чертой этой концепции стал футуризм, устремлен­ность в " светлое будущее", в котором должны восторжествовать указанные идеалы и ценно­сти. XIX век стал временем конкретного воплощения в жизнь просветительских идеалов и ценностей, всей программы в целом.

В XIX и XX веках человечество прошло через многие события и испытания, глу­боко изменившие жизнь и мироощущение людей:

• в результате экспансии ценностей западного мира на другие континенты в XIX веке посредством грубого навязывания сложилась колониальная система, основанная на неспра­ведливости, эксплуатации и угнетении;

• в XX веке разразились две мировые войны, чудовищные по масштабам бедствий, отмеченные варварским истреблением миллионов людей, сделавшие сомнительной саму мысль о гуманизме;

экономический кризис 30-х годов;

экологический кризис обесценил великую идею преобразования и покорения при­роды.

Упомянутые и другие события и явления и вызвали переход современности в пост­современность. Результатом осмысления происшедших изменений в обществе и культуре стал постмодернизм. В самом общем виде он означает утрату веры в человека, гуманизм, разум и прогресс. В каждой конкретной области он проявляет себя по-разному.

В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления. Уровень потребления, главным образом материального, выступает в нем основным критерием деле­ния на социальные слои, между которыми нет какого-либо существенного противостояния.


Постсовременное общество теряет интерес к целям - не только к великим и возвы­шенным, но и более скромным. Причиной тому служит опять же разочарование в идеалах и ценностях. Все это ведет к усилению нигилизма и цинизма. Этика в постсовременном обще­стве уступает место эстетике, принимающей форму гедонизма, где на первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений Постсовременный человек - это человек, который:

• отказывается от многих прежних нравственных норм и ценностей;

• предпочитает жить одним днем, не слишком задумываясь о завтрашнем дне. Глав­ной ценностью для него становится профессиональный и финансовый успех. Причем этот успех должен придти не в конце жизни, а как можно раньше;

 

• не воспринимает себя в качестве хозяина своей судьбы. Важные черты постсовременности:

• широкое распространение всякого рода лотерей и игр;

• господство моды;

• театрализация практически всех существенных событий, политической жизни. Постсовременная философия противопоставляет себя прежде всего Гегелю, видя в

нем высшую точку западного рационализма и логоцентризма. В этом смысле ее можно опре­делить как антигегельянство.

Гегелевская философия покоится на таких категориях, как единое, целое, универсаль­ное, абсолютное, бытие, истина, разум, прогресс и т. д.

Философия постсовременности подвергает все это резкой критике и отрицанию, опи­раясь при этом на позиции релятивизма и плюрализма.

Идеи непосредственных предшественников постсовременной философии Ф. Ницше и М. Хайдеггера находят дальнейшее развитие у философов-постмодернистов. Наиболее из­вестными среди них являются французские философы Ж. Деррида и Ж. Ф. Лиотар, а также итальянский философ Д. Ваттимо.

Наука в концепциях постмодернистов перестает быть привилегированным спосо­бом познания. Постмодернизм подвергает науку суровой критике за то, что она абсолютизи­рует рациональные методы познания, игнорируя другие методы и способы - интуицию и во­ображение.

Существовавшие противопоставления рационального и иррационального, науки и ли­тературы, науки и религии, либо снимаются, либо ослабляются и релятивизируются. Неко­торые постмодернисты предлагают не только реабилитировать религию и уравнять ее с нау-


кой, но и вернуть ей прежний приоритет, поскольку именно она, по их мнению, дает абсо­лютные, фундаментальные, " изначальные истины".

В искусстве постмодернизма отчетливо выделяются две основные тенденции:

первая находится в русле массовой культуры. Она противопоставляет модернизму и авангардизму эклектизм и пассеизм, гедонизм настоящего. Ее участники реабилитируют классическую эстетику прекрасного или, вернее, красивого (Д. Ваттимо).

вторая связана со структурно-семиотическим течением и имеет менее выражен­ный постмодернистский характер. Сторонники данной тенденции исповедуют семиотиче­ский принцип, согласно которому под каждым изображением лежит другое изображение (итальянский теоретик У. Эко).

Постмодернизм в живописи представляют художники итальянского трансавангарда: С. Киа, Ф Клементе, Э. Кукки, М. Палладино. К нему также примыкают художника Ж. Га-руст - во Франции, А. Пенк - в Германии, Д. Шнабел - в США. Представителями постмо­дернизма вкино являются режиссеры П. Гринуэй - в Англии, Ж.-Ж. Бейнекс - во Фран­ции. К постмодернизму в музыке относятся английский композитор М. Наймен, американ­ский композитор Дж. Адаме, польский композитор Г. Горецки.

Искусство постмодернизма является искусством детали, нюанса, полутона. Оно не претендует быть " великим", " вечным искусством". Оно часто довольствуется малым. В нем есть все, но как бы в миниатюре: не слишком большие чувства, умеренные страсти, скром­ные мысли. Всему возвышенному, значительному и грандиозному оно предпочитает иро­нию, пародию, насмешку, шутку, гротеск.

Для него не существует никаких правил жанра или стиля. Его не мучают противоре­чивость, амбивалентность, бессвязность, смешение стилей и жанров. Его произведения не­редко выглядят странными гибридами, в которых модернизм сочетается с китчем. Однако в отличие от авангарда, произведения которого часто имеют отталкивающий вид, произведе­ния постмодернизма имеют красивый, приятный, ласкающий взгляд или слух вид. В целом постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Он неплохо справился с разрушением многих отживших сторон и элементов предшествующей эпохи со­временности. Что же касается положительного вклада, то пока он даже не претендует на не­го. Тем не менее некоторые его черты и особенности, видимо, сохранятся в культуре буду­щего столетия.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал