Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура постмодернизма.
Культурой постмодернизма является культура постиндустриального, информационного общества. Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в конце 50-х годов. Чуть позже они появляются также в архитектуре США, других европейских стран и в Японии. К концу 60-х годов они распространяются на другие области культуры и становятся все более устойчивыми. Как особое явление постмодернизм достаточно от- четливо проявил себя в 70-е годы. В 80-е годы постмодернизм распространяется по всему миру, достигает впечатляющего успеха и триумфа. Благодаря средствам массовой коммуникации он становится модой, неким фирменным знаком времени. Постмодернизм возник в результате осмысления развития западного общества за последние два-три столетия, именуемые " современность". В середине XVII века, как бы открывая Новое время, Ф. Бэкон и Р. Декарт ставят перед человечеством грандиозную цель: с помощью науки сделать человека " господином и повелителем природы". Так начиналось великое преобразование и покорение природы, опиравшееся на науку и составившее основное содержание современности в ее практическом аспекте. Философы-просветители еще больше возвысили авторитет и значение разума и науки. Помимо этого они сделали исключительно актуальным гуманизм эпохи Возрождения. Просветители разработали концепцию нового общества, ядро которой составляли универсальные общечеловеческие принципы, ценности и идеалы: свобода, равенство, справедливость, разум, прогресс и т. д. Важнейшей чертой этой концепции стал футуризм, устремленность в " светлое будущее", в котором должны восторжествовать указанные идеалы и ценности. XIX век стал временем конкретного воплощения в жизнь просветительских идеалов и ценностей, всей программы в целом. В XIX и XX веках человечество прошло через многие события и испытания, глубоко изменившие жизнь и мироощущение людей: • в результате экспансии ценностей западного мира на другие континенты в XIX веке посредством грубого навязывания сложилась колониальная система, основанная на несправедливости, эксплуатации и угнетении; • в XX веке разразились две мировые войны, чудовищные по масштабам бедствий, отмеченные варварским истреблением миллионов людей, сделавшие сомнительной саму мысль о гуманизме; • экономический кризис 30-х годов; • экологический кризис обесценил великую идею преобразования и покорения природы. Упомянутые и другие события и явления и вызвали переход современности в постсовременность. Результатом осмысления происшедших изменений в обществе и культуре стал постмодернизм. В самом общем виде он означает утрату веры в человека, гуманизм, разум и прогресс. В каждой конкретной области он проявляет себя по-разному. В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления. Уровень потребления, главным образом материального, выступает в нем основным критерием деления на социальные слои, между которыми нет какого-либо существенного противостояния. Постсовременное общество теряет интерес к целям - не только к великим и возвышенным, но и более скромным. Причиной тому служит опять же разочарование в идеалах и ценностях. Все это ведет к усилению нигилизма и цинизма. Этика в постсовременном обществе уступает место эстетике, принимающей форму гедонизма, где на первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений Постсовременный человек - это человек, который: • отказывается от многих прежних нравственных норм и ценностей; • предпочитает жить одним днем, не слишком задумываясь о завтрашнем дне. Главной ценностью для него становится профессиональный и финансовый успех. Причем этот успех должен придти не в конце жизни, а как можно раньше;
• не воспринимает себя в качестве хозяина своей судьбы. Важные черты постсовременности: • широкое распространение всякого рода лотерей и игр; • господство моды; • театрализация практически всех существенных событий, политической жизни. Постсовременная философия противопоставляет себя прежде всего Гегелю, видя в нем высшую точку западного рационализма и логоцентризма. В этом смысле ее можно определить как антигегельянство. Гегелевская философия покоится на таких категориях, как единое, целое, универсальное, абсолютное, бытие, истина, разум, прогресс и т. д. Философия постсовременности подвергает все это резкой критике и отрицанию, опираясь при этом на позиции релятивизма и плюрализма. Идеи непосредственных предшественников постсовременной философии Ф. Ницше и М. Хайдеггера находят дальнейшее развитие у философов-постмодернистов. Наиболее известными среди них являются французские философы Ж. Деррида и Ж. Ф. Лиотар, а также итальянский философ Д. Ваттимо. Наука в концепциях постмодернистов перестает быть привилегированным способом познания. Постмодернизм подвергает науку суровой критике за то, что она абсолютизирует рациональные методы познания, игнорируя другие методы и способы - интуицию и воображение. Существовавшие противопоставления рационального и иррационального, науки и литературы, науки и религии, либо снимаются, либо ослабляются и релятивизируются. Некоторые постмодернисты предлагают не только реабилитировать религию и уравнять ее с нау- кой, но и вернуть ей прежний приоритет, поскольку именно она, по их мнению, дает абсолютные, фундаментальные, " изначальные истины". В искусстве постмодернизма отчетливо выделяются две основные тенденции: • первая находится в русле массовой культуры. Она противопоставляет модернизму и авангардизму эклектизм и пассеизм, гедонизм настоящего. Ее участники реабилитируют классическую эстетику прекрасного или, вернее, красивого (Д. Ваттимо). • вторая связана со структурно-семиотическим течением и имеет менее выраженный постмодернистский характер. Сторонники данной тенденции исповедуют семиотический принцип, согласно которому под каждым изображением лежит другое изображение (итальянский теоретик У. Эко). Постмодернизм в живописи представляют художники итальянского трансавангарда: С. Киа, Ф Клементе, Э. Кукки, М. Палладино. К нему также примыкают художника Ж. Га-руст - во Франции, А. Пенк - в Германии, Д. Шнабел - в США. Представителями постмодернизма вкино являются режиссеры П. Гринуэй - в Англии, Ж.-Ж. Бейнекс - во Франции. К постмодернизму в музыке относятся английский композитор М. Наймен, американский композитор Дж. Адаме, польский композитор Г. Горецки. Искусство постмодернизма является искусством детали, нюанса, полутона. Оно не претендует быть " великим", " вечным искусством". Оно часто довольствуется малым. В нем есть все, но как бы в миниатюре: не слишком большие чувства, умеренные страсти, скромные мысли. Всему возвышенному, значительному и грандиозному оно предпочитает иронию, пародию, насмешку, шутку, гротеск. Для него не существует никаких правил жанра или стиля. Его не мучают противоречивость, амбивалентность, бессвязность, смешение стилей и жанров. Его произведения нередко выглядят странными гибридами, в которых модернизм сочетается с китчем. Однако в отличие от авангарда, произведения которого часто имеют отталкивающий вид, произведения постмодернизма имеют красивый, приятный, ласкающий взгляд или слух вид. В целом постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Он неплохо справился с разрушением многих отживших сторон и элементов предшествующей эпохи современности. Что же касается положительного вклада, то пока он даже не претендует на него. Тем не менее некоторые его черты и особенности, видимо, сохранятся в культуре будущего столетия.
|