Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Язычество на Руси. Особенности языческой культуры, основные культурные стереотипы.






О культуре славян того периода нам известно немного. Сохранившиеся памятники характеризуют уклад жизни наших предков следующим образом. До образования государст­ва жизнь славян была организована по законам патриархального или родового быта. Всеми вопросами в общине управлял совет старейшин. Типичной формой славянских поселений


являлись небольшие деревни - в один, два, три двора. Несколько поселков объединялись в союзы (верви). Религиозные верования древних славян представляли собой, с одной сторо­ны, поклонение явлениям природы, с другой - культ предков. У них не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, хотя были волхвы, кудесники, которые почитались служителями богов и толкователями их воли.

Главные языческие боги были следующие: Даждь-бог (у других племен - Хоре) был богом солнца; Перун - бог грома и молнии; Стрибог был богом ветра; Волос или Велес был покровителем скотоводства; небо иногда называлось Сварогом (и потому Даждь-бог был «Сварожичем», т.е. сыном неба); мать-земля тоже почиталась как некое божество. Природа представлялась одушевленной или населенной множеством мелких духов: в лесах жили ле­шие, в реках - водяные. Души умерших представлялись в виде опасных для неосторожного человека русалок.

Местами языческого культа были святилища (капища), где происходили моления и жертвоприношения. Они представляли собой округлые или сложные по очертаниям, как ро­зетки, земляные и деревянные сооружения на возвышенных местах или насыпях, окружен­ные валами или рвами. В центре капища находилось каменное или деревянное изображение бога, вокруг него жгли жертвенные костры. В жертву богам приносили плоды, животных и птиц; были известны и человеческие жертвоприношения.

Вера в загробный мир заставляла вместе с покойником класть в могилу все, что могло ему пригодиться, в том числе и жертвенную пищу. При похоронах людей, принадлежащих к социальной верхушке, сжигали их наложниц.

У славян существовали оригинальная система письма - так называемая узелковая письменность. Знаки ее не записывались, а передавались и помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги - клубки. В древности узелковая письменность была распространена у многих народов. Ею пользовались древние инки и ирокезы, древние китай­цы. Она существовала у финнов, угров и карелов.

Определяющую роль в жизни славян играли три фактора - лес, река и степь. Лес шел на строительство и служил топливом, обеспечивал славян материалом для хозяйства, созда­ния домашней обстановки, посуды, плетения лаптей. В лесу сосредоточивались основные отрасли народного хозяйства - старинные промыслы: наши предки курили смолу, гнали де­готь, занимались звероловством и лесным пчеловодством. Лес служил самым надежным убежищем от врагов, он заменял русскому человеку горы и замки. Само государство славян укреплялось не в степях, где его постоянно громили степняки, а на далеком Севере, под при­крытием дремучих лесов. Лесными мотивами пронизаны фольклор, религия и мораль рус-


ского народа. Лешие, водяные, баба-яга так же, как святые и отшельники, обитали именно в лесах.

Историческое значение русских рек не ограничивалось их ролью транспортных маги­стралей, хотя по рекам шла русская колонизация и осуществлялась торговля с другими стра­нами. Но по берегам рек строились также города, села, маленькие деревушки, рыбачьи и охотничьи хижины, реки кормили славян своими запасами, их русский человек воспевал в песнях. Волга-матушка стала символом России.

Третья стихия русской природы - степь, широкая, раздольная и величавая, - в течение долгих веков была для русского народа не только символом свободы (в ней укрывались бег­лые крестьяне), но и вечной угрозой, источником нашествий и разорения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал