![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Четвертый критерий - доминирование в ориентации модели социально-трудовых отношений индивидуальных, групповых или коллективных интересов.
Совершенно определенно можно говорить о российской модели социально-трудовых отношений как о модели коллективистского типа. Итак, модель социально-трудовых отношений, базирующаяся на системе ценностных предпочтений российских субъектов социально-трудовых отношений, носит коллективистский характер, определяется активной ролью государства на рынке труда, целями количественного характера (речь идет о выживании во многих случаях) и патерналистским типом отношений. 3.3 Модель социально-трудовых отношений, обусловленная современным российским трудовым правом. В настоящее время международные законы уже рассматриваются как источник трудового права Российской Федерации. «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». (п.4 ст.15) Государственная политика на рынке труда. Государственная политика на рынке труда может быть активной и пассивной. Пассивная политика гарантирует своего рода опеку со стороны государства над субъектами социально-трудовых отношений, выражающуюся в предоставлении определенных гарантий: сохранения рабочего места для работника, своевременной выплаты заработной платы, пенсии и т. д.; устойчивость финансирования и цен, а также спроса на определенные объемы продукции и т. д. - для работодателя. Активная же государственная политика представляет собой меры, предоставляющие шанс субъектам социально-трудовых отношений в реализации своего социально-трудового потенциала. В основном они направлены на содействие безработному в трудоустройстве, в выборе и получении или изменении специальности, или осуществлении помощи гражданину в самозанятости т. д. Закон о занятости населения в РФ является одним из основных правовых актов, обеспечивающих российскую государственную политику на рынке труда. Закон о занятости населения РФ декларирует, что «государство гарантирует гражданам... бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве» (ст.12 п.1). Законодательно закреплено, что безработным оказывается различного рода государственная поддержка, направленная на скорейшее возвращение их к труду: предоставляется возможность бесплатного получения новой специальности, гарантируется пособие по безработице, предполагается возможность участия безработных в оплачиваемых общественных работах. Законом закреплено, что «безработные граждане имеют право на бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению службы занятости» (ст. 92). Статьи 12 п. 2 и 15 Закона о занятости также гарантируют это право. Таким образом стимулируется сторона работодателя, поскольку государство снимает налоги на средства, направленные на обучение и переобучение персонала. Созданная в 1991 году Федеральная служба занятости обеспечивает потенциальных работников необходимой информацией, касающейся возможности получения работы, требований, предъявляемых работодателем к кандидатам на данное вакантное место, помогает в выборе работы. Российские службы занятости оказывают необходимую поддержку и работодателям, предоставляя им необходимую информацию и способствуя подбору нужных специалистов, (ст. 9 п. 1, ст. 15 п. 1, ст. 26 п. 3). Другие государственные законодательные акты обеспечивают возможность реализации государственной политики на рынке труда в других направлениях. Так, статья 8 Конституции РФ закрепляет государственную, муниципальную, частную и др. виды собственности и признает их равными, тем самым открывая возможность для развития любых моделей социально-трудовых отношений: коллективистских, индивидуалистической и т. д. и, в конечном итоге, обеспечивает развитие самого рынка труда, что улучшает положение различных групп населения. В этом направлении на рынок труда воздействует и Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в России, утвержденная Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года, и введенная в действие с 1 января 19 94 года. Главной ее задачей являлось " формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений" и " содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, в том числе защите прав частных собственников (акционеров)". /1/ Можно предположить, что в результате проводимых ныне реформ основной формой собственности больших и средних приватизируемых предприятий будет коллективная (частная) форма собственности. Указ Президента РФ от 1 июля 19 92 года № 721 " Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" гласит о том, что абсолютное большинство государственных предприятий должно быть преобразовано в акционерные общества открытого типа. Сам этот факт теоретически должен способствовать повышению эффективности социально-трудовых отношений, поскольку повышается заинтересованность работников в эффективном функционировании предприятия. Работник становится работающим собственником. Закон СССР от 17 января 1983 года " Закон о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями", который действует в соответствии со ст. 4 КЗоТ РФ в части не противоречащей Конституции РФ и законодательству РФ до принятия соответствующего нормативного акта, довел производственную демократию до самоуправления трудового коллектива. Возможность самоуправления коллектива закреплена в ст. 235 КЗоТ РФ, однако при этом дважды делается отсылка на законодательство РФ по трудовым коллективам, которого фактически нет, а глава XV-А КЗоТ РФ о них 1988 года сокращена в 1992 году с восьми статей до одной. В Законе о предприятиях и предпринимательской деятельности 1991 года существует раздел " Трудовой коллектив", на первый взгляд предоставляющий широкие возможности коллективу, однако при этом не разработаны механизмы, позволяющие коллективу реализовывать свое самоуправление: избирать органы самоуправления, которые были бы защищены правом. В соответствии со ст. 227 КЗоТ РФ трудовой коллектив может участвовать в управлении организацией. Но здесь возникает проблема нежелания работников вникать в производственные дела и брать на себя ответственность. Так, С. Барсукова и В. Герчиков на основе проведенного исследования делают следующий вывод: " Особо отметим, что единственно возможный алгоритм управления коллективным предприятием - принятие или непринятие работниками предложений управленцев. Выработка управленческих решений на низовом уровне в результате " живого творчества масс" в современных российских условиях, по-видимому, чистая утопия даже для таких небольших по численности предприятий, которые преобладают в торговле и бытовом обслуживании". /22, с. 183/ Управляемость системы. Россия закрепляет нормы международно-правового регулирования труда в законодательстве РФ. 50 конвенций МОТ ратифицированы сегодня в России (в США - 11; в Германии - 73; в Италии - 102; во Франции - 114) /45, с.67/. Трудовое право развивается в направлении мировых стандартов. Можно говорить о демократизации трудового законодательства в части, касающейся механизма установления, изменения и прекращения трудовых отношений, условий оплаты труда с участием трудовых коллективов, разрешения индивидуальных и трудовых споров и иных вопросов труда. Такая тенденция развития несомненно есть движение в сторону социального партнерства, предполагающего переход «от конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству» /92/. С момента Указа Президента РФ от 15 ноября 1991 года «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» закрепляются принципы социального партнерства на макроуровне, что является новым элементом в практике российского трудового законодательства, выраженным в новом виде правовых актах-договорах. Речь идет о соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения между работниками и работодателями (социальными партнерами) на уровне Российской Федерации, территории, отрасли, профессии. Такие соглашения расширяют договорный централизованный метод регулирования труда. Основной принцип социального партнерства - равенство сторон и равное право их защиты собственных интересов. Конвенция МОТ № 87 «Свобода ассоциации и защита права на организацию» 194 8 года закрепила это право социальных партнеров, как и право, свободно формулировать программы действий на основе своих интересов, а также избирать представителей своих организаций. Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях», как и российская трехсторонняя комиссия по регулирования социально-трудовых отношений нацелены на развитие социального партнерства в России. Данный Закон РФ предполагает участие трех сторон в выработке соглашений. На равных правах с организациями предпринимателей и работников в работе над соглашением участвует и исполнительный орган власти. А трехсторонняя комиссия является органом системы социального партнерства, отвечающим за разработку генерального соглашения и контролем за его выполнением.
|