![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальная равноценность или неравноценность субъектов социально-трудовых отношений.
Российским трудовым законодательством декларируется равенство субъектов социально-трудовых отношений как социальных партнеров. Однако оно имеет одну особенность, которая отличает его от трудового законодательства других стран: российское законодательство носит производственный характер. Так, в КЗОТе РФ констатируется, что этот документ «регулирует трудовые отношения работников, содействуя росту производительности труда, улучшению качества работы, повышения общественного производства» и т. д. (ст. 1) Специалисты в области трудового права отмечают, что такой производственный характер трудового права защищает интересы работодателя даже при фактической констатации равенства работников и работодателей как социальных партнеров. Это происходит потому что «будучи ориентирован на будущие успехи, приоритет производственного характера трудового законодательства неизбежно игнорирует права и интересы конкретных работников, принося их в жертву некоему «будущему» экономическому процветанию и тем самым, противореча конституционному принципу охраны каждой человеческой личности. Заметим, кстати, что в западных странах трудовое право не относится к рычагам экономического воздействия, но рассматривается как инструмент охраны труда, а следовательно, ограничения прав работодателя.» /95, с.84/ В декабре 1990 года был принят Закон о профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности, восполняющий пробелы в российском законодательстве, связанные с профсоюзами как одной из сторон в системе социального партнерства. Этот Закон воспроизводит нормы конвенций МОТ (№ 87 о свободе ассоциаций и защите права на организацию 1948 г. и № 98 о праве на организацию и коллективные переговоры 1949 г.), касающиеся деятельности профсоюзов и юридически обеспечивающие их свободу. В Законе появились новые для российского законодательства нормы, касающиеся свободы объединения, независимости от государственных и политических организаций, невмешательства в дела профсоюзов и невозможности их насильствен-ного роспуска. Конвенция МОТ № 98 1949 года «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» не просто защищает права профсоюзов, но и предполагает активную деятельность государства, направленную на развитие переговорных процессов на добровольной основе между работодателями или их организациями и организациями работников с целью регулирования условий труда через коллективные договоры. Однако при этом специалисты отмечают, что отдельные нормы по своему содержанию, гарантиям защищенности работников ниже, чем было ранее в союзном трудовом законодательст-ве.
|