![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фазы развития профессионала
Е.А. Климов (1988) выделяет основные фазы развития, стадии жизненного пути профессионала. 1. Фаза оптанта, или оптации (осознанная подготовка к труду, планированного профессионального жизненного пути). Это период, когда человек озабочен вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор. 2. Фаза адепта. Человек выбрал учебное заведение или форму обучения и уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее. В зависимости от профессии эта фаза может быть как кратковременной (например, в форме простого инструктажа), так и многолетней. В это время происходит овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными для будущей профессиональной деятельности, развиваются профессионально-важные личные качества, формируется профессиональная пригодность. Здесь происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности и других сторон индивидуальности; здесь есть и свои специфические «кризисы развития», и потребность в психологической поддержке становления профессионала для успешного «профессионального старта». 3. Фаза адаптанта (или фаза адаптации, «привыкания» молодого специалиста к работе). Как бы ни был хорошо налажен процесс подготовки того или иного профессионала в учебном заведении, он никогда не подходит к производственной работе. Даже квалифицированный новый человек на новом месте нужда ется в определенном периоде привыкания к новым условиям. Дело в том, что социальные, деятельностные нормы учебного заведения отличаются от норм производственного коллектива. Молодой человек должен найти в себе возможности саморегуляции, чтобы понять, почувствовать новые нормы, регулирующие поведение, образ жизни, манеры и внешний облик профессионала, а также уз 4. Фаза интернала. Перед нами уже опытный, что называется «поднаторевший» в своем деле работник, который любит свое дело, и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. И это признают товарищи по работе, по профессии. 5. Фаза мастера, или мастерства. (Она будет продолжаться и далее, а характеристики остальных фаз как бы добавляются к ее характеристикам.) Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, может быть, не всем коллегам по плечу. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он приобрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым (во всяком случае - не воспроизводимым) работником. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели квалификации (разряд, категория, звание). 6. Фаза авторитета. (Она, как и фаза мастерства, суммируется с последующей.) Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников, он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание, ученую степень и пр.). О его успехах могли уже сообщать на собраниях, в прессе; возможно, он уже имеет награды, знаки отличия. С мнением его уже заметно считаются и коллеги, и руководители. Возможно, энергии и сил у него сейчас становится меньше, чем когда он был моложе (биологический возраст, потери здоровья дают о себе знать), но профессионально-производственные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками. 7. Фаза наставника, или наставничества в широком смысле слова. Перед нами человек, у которого и коллеги готовь! поучиться, перенять опыт. Авторитетный мастер своего дела в любой профессии «обрастает» единомышленниками, подражателями в хорошем смысле, перенимателями опыта, учениками, последователями (независимо от того, имеют ли они официальный статус учеников). И это одно из обстоятельств, которые делают его жизнь наполненной осмысленной перспективой. Несмотря на приближающийся «срок дожития», обусловленный биологическими обстоятельствами, жизнь, связанная с передачей опыта молодым, с отслеживанием их успехов, а также посильным включением в их дела, может быть полной смысла. Человек становится профессионалом не сразу, проходит на этом пути много этапов. В профессиональной жизни каждого человека возможны успехи, неудачи, зигзаги и кризисы. У каждого человека свой профессиональный путь, и он может отличаться от пути других людей. Процесс вхождения молодого человека в избранную профессию — не только приобретение соответствующих трудовых, профессиональных умений и навыков, но и активное личностное становление, принятие и уважение профессии, вживание в нее и любовь к ней. Профессионализм следует понимать не только как высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, но и как определенную системную организацию сознания, психики неловека, включающую многие компоненты. Профессионализм — это не только характеристики производительности труда, высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности, но и особенности профессиональной мотивации человека, система его устремлений, ценностных ориентации, смысла труда для самого человека. Профессионализм — это результат обучения и опыта работы. Профессионализм дает возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий. Профессионализм специалиста проявляется в систематическом повышении квалификации, творческой активности, способности продуктивно удовлетворять возрастающие требования общества. Профессионализация развития личности студента — привитие и углубление интереса к профессии, формирование знаний, умений и навыков по избранной специальности, совершенствование личности будущего выпускника среднего или высшего учебного заведения. Профессионализации подвергаются такие психические процессы, как мышление, внимание, память и др. Профессионализация развития личности студента выражается в повышении чувства профессиональной ответственности, долга и чести; росте притязаний и стремлении к самоутверждению в области будущей профессии; повышении удельного веса самовоспитания в формировании качеств, опыта, необходимых как будущему специалисту, укреплении профессиональной самостоятельности и готовности к будущей практической работе. Это процесс активной работы над собой, профессионально направленного самообразования и самовоспитания.
|