![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Медицинского работника среднего звена
Медицинский работник среднего звена может реализовывать названные функции только в том случае, если он владеет большим кругом соответствующих знаний и умений. Подробно квалификационная характеристика выпускника специальности «Сестринское дело», составленная в соответствии с требованиями Государственного стандарта к знаниям, умениям и навыкам выпускников данной специальности, представлена в приложении 1. Специфические психологические особенности выражают сформированность всех компонентов психики профессионала – психических процессов, свойств, состояний, образований, которые позволяют ему выполнять избранную деятельность. Их специфический характер определяется как природными особенностями медицинского работника среднего звена, так и характером труда, спецификой объекта. Наиболее значимыми психологическими качествами социального работника являются: - аналитико-конструктивный склад мышления и самостоятельность - чуткость и проницательность; - эмоционально-волевая стабильность и терпеливость; - устойчивость к стрессам и умение адаптироваться к различным условиям и факторам выполнения обязанностей как в едином контексте труда и - эмпатия и рефлексия; - общая психофизическая активность; - аутентичность: - коммуникабельность, визуальность (внешняя привлекательность); - красноречивость. Профессиональная позиция медицинского работника среднего звена – это целостное социально-психологическое образование, включающее конкретные установки и ориентации, систему личных отношений и оценок внутреннего и окружающего опыта, реальности и перспектив, а также собственные притязания, реализуемые в избранном труде. Эта позиция выражает способ самоопределения медицинского работника среднего звена, принятия и реализации им собственной профессионально-деятельностной концепции. Она включает общесоциальный, профессиональный и акмеолого-психологический аспекты, проявляющиеся через внешнюю психическую активность – деятельность. Акмеологические инварианты медицинского работника среднего звена представляют собой такие формируемые и используемые компоненты структуры профессионализма, которые обусловливают оптимальный творческий потенциал и наивысшую продуктивность труда, независимо от действий внешних условии и факторов. В числе общих и специфических акмеологических инвариантов, определяющих продвижение медицинского работника среднего звена к вершине профессионализма, можно выделить включенность в процесс принятия решения, предвидение, проницательность, личностные притязания, мотивацию достижения, саморегуляцию и другие индивидуальные особенности: потребность в поддержании устойчивой деятельностной направленности, высокие компенсаторные возможности и психическую восстанавливаемость, обеспечивающие адаптивность медицинского работника среднего звена, умение осуществлять профессиональную деятельность в «зоне комфортного психического состояния». Для успешной деятельности медицинского работника среднего звена не менее существенно ясное понимание того, что его собственный психологический ресурс и возможности небезграничны. Его индивидуальные ограничения или противопоказания являются той объективной базой, на которой формируется группа личностных трудностей, барьеров, блокаторов, препятствующих успешной профессиональной деятельности, таких как: - человеконенавистничество, неумение работать с людьми; - категоричность, неумение выделить нужное и главное; - незнание обстановки, условий и факторов труда и жизни; - незнание психологии человека; - профессиональная некомпетентность; - низкий уровень мотивации, способности к труду; - приверженность к стереотипам и отсутствие интереса к саморазвитию; - применение стереотипных методов и форм работы; - негативные установки на клиента и др. Литература: Основная: «Психология для мед. специальностей». Петрова Н.Н. М.2006. Дополнительна я:
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите отличительные особенности трудовой деятельности. 2. Какие типы профессий вам известны? 3. Что такое профессия? 4. Что такое должность, квалификация, специальность? 5. Каковы требования к личности медсестры (как педагога, как 6. Что такое профессиональная пригодность? 7. Назовите основные фазы развития профессионала. 8. Что такое профессионализм? 9. Назовите профессиональные функции медицинской сестры.
Практическое занятие №7: «Деловая игра «Собеседование»» .
|