![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование доверительных отношений с ним;
3) Собственно общение (разговор, беседа, интервью).
В общении различаются три стороны: 1) коммуникативная – смысловой аспект социального взаимодействия, обмен информацией между общающимися индивидами. 2) интерактивная – взаимодействие между общающимися, воздействие друг на друга. 3) перцептивная – восприятие, понимание и оценка людьми друг друга.
Характеристика коммуникативной стороны общения: Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Эффективность коммуникации обеспечивается точностью высказывания определённой мысли одного человека и правильностью восприятия той же мысли другим человеком, являющимся партнёром по общению.
Причинами плохой коммуникации могут быть: - стереотипы - упрощенные мнения относительно отдельных лиц, ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем; - «предвзятые представления» - склонность отвергать все, что противоречит - плохие отношения между людьми, т.к. если отношение человека враждебно, то его трудно убедить в справедливости вашего взгляда; - отсутствие внимания и интереса собеседника; - пренебрежение фактами; - ошибки в построении высказываний, неправильный: выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.; - неверный выбор стратегии и тактики общения.
Невербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы: жесты, мимику, позы, взгляды, тональность голоса, организацию межличностного пространства. Общая моторика различных частей тела отображает различные эмоциональные реакции человека, что позволяет выявить нюансы общения. Глаза - «зеркало души», они дают важную информацию о том, что мы думаем и чувствуем. Психологи считают, что лицо человека - это «своеобразный центр приема и передачи социальных сигналов». Самое выразительное в лице - глаза. Взгляд человека дополняет, что недосказано словами и жестами, и часто именно взгляд придает подлинное значение произнесенной фразе. Иногда взглядом можно сказать больше, чем словами. Взгляд «глаза в глаза» - важнейший канал невербального общения. Взгляд запускает и поддерживает общение на всех его этапах; значимость его особенно возрастает при доверительном общении глаза в глаза. Находитесь на том же уровне глаз, что и пациент. Поддерживайте хороший контакт глазами, но не глядя пристально в лицо. Непрерывный зрительный контакт вызывает напряжение. Слушающий смотрит все время в глаза собеседнику, а говорящий - периодически, чтобы убедиться, что его слушают. Многие люди осознают, что их мимика сообщает совсем не то, что они говорят. Например, открыв дверь квартиры своему знакомому, человек может сказать: «Прошу вас, заходите. Я рад вас видеть», - когда выражение его лица нам говорит: «Я занят. Хорошо, если бы вы не зашли». Поэтому этот канал невербального общения более достоверно выражает чувства и подразумеваемый смысл. Следует учесть, что сестре часто приходится ухаживать за пациентами, не способными использовать устную речь как канал общения. Поэтому навык невербального общения сестре необходим.
|