![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности поведения, характеризующие ведущие каналы восприятия
Характеристика перцептивной стороны общения: В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание здесь может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов. Однако, в том и другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнёр по общению. На содержание межличностного восприятия партнёра по общению оказывают влияние характеристики обоих субъектов (например внешность) и оценивание друг друга. Нередко бывает так, что при первом знакомстве с субъектом по общению, восприятие партнёра оказывается искажённым, вследствие возникновения ”эффекта ореола”, ”эффекта новизны”, ”эффекта стереотипа”. Сущность ”эффекта ореола” заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определённых качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризуется определённым образом, а именно – накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль ”ореола”, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. ”Эффект первичности” заключается в том, что на восприятие незнакомого человека большое влияние оказывает порядок предъявления информации. Ели человек, ещё не будучи знаком с будущим партнёром по общению, первично получает негативную информацию о будущем собеседнике, то и воспринимать его он будет негативно. Ели же информация будет позитивной, то партнёр по общению сразу же будет восприниматься позитивно. ”Эффект новизны” заключается в том, что при восприятии знакомого человека, последняя, более новая информация, оказывается наиболее значимой. ”Эффект стереотипов” заключается в том, что сформировавшиеся представления, предубеждения мешают восприятию и осознанию истинных, реальных характеристик собеседника.
Характеристика интерактивной стороны общения: Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Интерактивная сторона общения фиксирует не только обмен информацией, но и организует совместные действия партнёров, позволяющих им реализовывать некоторую общую деятельность. В интерактивной стороне общения все виды взаимодействия можно поделить на два вида: кооперация и конкуренция. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются ”позитивными” с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе ”расшатывающие” совместную деятельность, представляющие собой определённого рода препятствие для неё. Для повышения эффективности общения людей друг с другом в учебных планах различных образовательных учреждений, предусмотрено проведение социально – психологического тренинга. Тренинг является методом активного социально – психологического обучения, осуществляемого в условиях группы. Он направлен на развитие коммуникативности участников в общении, т.е. помогает преодолевать коммуникативные барьеры, неадекватные установки и стереотипы.
|