Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глоссарий терминов⇐ ПредыдущаяСтр 32 из 32
Абсолютный порог ощущений - минимальная величина раздражителя любой модальности (светового, звукового и др.), способного вызвать едва заметное ощущение. Авторитарность - характеристика человека как личности или ее поведения в отношении других людей, подчеркивающая склонность пользоваться преимущественно недемократическими методами воздействия на них (давление, приказы, распоряжения и т.п.). Авторитетность - способность человека иметь определенный вес среди людей, служить для них источником идей и пользоваться их признанием и уважением. Адаптация - приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от, излишней перегрузки. Активность - способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей. Апперцепция - восприятие вместе с суждением о нем. Отражает зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Апраксин - нарушение движений у человека. Атрибуция - приписывание какого-либо непосредственно невоспринимаемого свойства предмету, человеку или явлению. Аффект - сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Барьер психологический - внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.д.), метающее человеку выполнить некоторое действие; часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей, препятствует установлению открытых и доверительных отношений. Бессознательное - совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание. Викарное научение - усвоение формы поведения другого, включая понимание последствий этого поведения для модели. Вероятность воспроизведения таких действий возрастает, если модель получает вознаграждение. Внимание - состояние психологической концентрации, сосредоточенности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.). Изучается произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Внутренняя картина болезни - все то, что испытывает и переживает больной, вся масса его ощущений, самонаблюдений, представлений о своей болезни. Внутренняя мотивация - мотивация, которая побуждает индивидуума к действию с целью улучшить свое состояние уверенности и независимости, в отличие от внешней по отношению к нему цели (получить вознаграждение, избежать наказания и т.п.). Внутренняя речь - особый вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно. Воля - свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своими поступками и психикой. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Воображение - способность создавать новые образы на основе ранее сформированных представлений, удерживать эти образы в сознании и мысленно манипулировать ими. Восприятие - целостное отражение в сознании предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Используется в двух значениях: Восприятие межличностное - восприятие, понимание и оценка человека человеком. Вытеснение - один из защитных механизмов в психоаналитической теории личности. Под действием вытеснения из памяти человека выводятся из сознания в сферу бессознательного сведения, вызывающие у него сильные неприятные эмоциональные переживания. Горе - сложное психологическое образование, включающее фундаментальные эмоции и эмоционально-когнитивные взаимодействия. Это реакция на любую потерю. Группа - человеческая общность, выделяемая в социальном целом на основе определенных признаков. Групповая динамика - процесс возникновения, функционирования и развити различных групп. Действие - единица деятельности. Произвольная, преднамеренная опосредованная активность, направленная па достижение осознаваемой цели. Деперсонализация (обезличивание) - временная утрата человеком психологических и поведенческих особенностей, характеризующих его как личность. Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. Дистресс - патологический стресс, характеризующийся отрицательным влиянием стрессовой ситуации на деятельность человека, вплоть до ее разрушения. «Дифференцированная» личность - личность, прошедшая процесс разотождсствления (понятие из психосинтеза), умеющая занимать позицию внутреннего «свидетеля» и, в силу этого, осознавать, а затем и управлять своими чувствами, мыслями, поступками. Душа - старое, использовавшееся в науке до появления слова «психика» название совокупности явлений, исследуемых в современной психологии. Желание - состояние актуализированной, т.е. начавшей действовать потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения. Замещение (сублимация) - один из защитных механизмов, представляющих собой подсознательную замену одной, запретной или практически недостижимой цели па другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность. Заражение - бессознательная передача от человека человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений. Защитные механизмы - психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек как личность оберегает себя от психологических травм. Знак - символ или объект, служащий заменителем другого объекта. Значение - это содержание, которое вкладывают в данное слово или понятие употребляющие его люди. Идентификация личностная - уподобление, отождествление себя с кем-либо. Идиот - индивидуум с резко нарушенным мышлением, неспособный обучаться речи и быть независимым в социальном плане. Иллюзии - искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер и, связанное с неверной интерпретацией сенсорных сигналов от объектов окружающего мира. Имплицитная теория личности - устойчивое, прижизненно сформировавшееся у человека представление о взаимосвязи внешнего облика, поведения и черт личности людей, на основе которого он судит о людях в условиях недостаточной информации о них. Импульсивность - характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к быстротечным, непродуманным действиям. Индивид - отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др. Индивид - отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств, биологических, физических, социальных, психологических и др. Индивидуальность - своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей. Инициатива- проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой независящими от него обстоятельствами. Инсайт (озарение, догадка) - неожиданное для самого человека, внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал. Инстинкт - врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни. Интеллект - общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях. В широком смысле слова - это совокупность всех познавательных функций индивида (ощущений, восприятий, мышления, воображения). В узком смысле слова - это только мышление. Отождествляется с системой умственных операций, эффективностью индивидуального подхода к ситуации, с биопсихической адаптацией к наличным обстоятельствам жизни. Интеракционизм - учение, утверждающее, что все прижизненно приобретенные человеком психические свойства, качества и виды поведения являются результатом взаимодействия, его внутреннего мира и внешней среды. Интеракция - взаимодействие между общающимися, воздействие друг на друга. Интерес - эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению. Интроверсия - обращенность сознания человека к самому себе, поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг. Интроспекция - метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека. Интуиция - способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий. Иптериоризация - формирование внутренних структур внешней социальной деятельности. Превращение внешних действий с материальными предметами во внутренние, умственные, оперирующие символами. 1) как процесс формирования этого образа. 2) как субъективный образ предмета, явления или процесса; Катарсис - очищение. Психоаналитический термин, обозначающий душевное облегчение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний типа аффекта или стресса. Климат социально-психологический - общая социально-психологическая характеристика состояния группы в плане сложившихся в ней человеческих взаимоотношений. Когнитивная карта - представление в памяти различных элементов какой-либо конкретной ситуации и связей между ними. Когнитивное научение - формирование различных видов поведения на основе выработки «когнитивных карт» (латентное научение), «когнитивных стратегий» (при выработке сложных двигательных навыков), на основе интуиции и мышления. Когнитивный - имеющий отношение к познанию, мышлению. Когнитивный диссонанс - противоречие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные переживания, которые побуждают его к действиям, направленным на устранение этого противоречия. Коммуникация - обмен информацией («символами») между общающимися индивидами. Комплекс - совокупность черт личности, приобретаемых в детстве и на протяжении большей части бессознательного периода жизни, обладающая значительной эффективной силой и заставляющая человека проявлять по отношению к людям стереотипное поведение. Комплекс неполноценности - уверенность человека в своей неспособности решать жизненные проблемы, которая тормозит и парализует его действия. Комплекс превосходства - комплекс, развивающийся в результате сверхкомпенсации у человека, который страдает комплексом неполноценности; производит впечатление тщеславного и высокомерного субъекта с завышенным мнением о своих возможностях. Комплекс Электры - нежная привязанность девочки к своему отцу в сочетании с антагонистическим отношением к матери. Конфликт внутриличностный - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречивых интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы. Конфликт межличностный - трудноразрешимое противоречие, возникаю между людьми и вызываемое несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. Конфликт межличностный - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. Конформность - некритическое принятие человеком чужого мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается. Конформность - некритическое принятие человеком чужого мнения, сопровождающееся неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается; тактика приспособления своего уклада жизни, мыслей, чувств к группе, в которой он оказывается. Коэффициент интеллекта (IQ) - отношение умственного возраста к хронологическому (в месяцах), умноженное на 100. По определению, нормальный (средний) IQ равен 100 баллам, поскольку в этом случае умственный возраст соответствует фонологическому. Кретинизм - вид умственной отсталости, сочетающейся с задержкой физического развития; обусловлен недоразвитием щитовидной железы из-за недостатка йода в рационе матери. Ксенофобия - неприязнь ко всему чужому, необычному, незнакомому. Культура - совокупность форм приобретенного поведения, характерных для определенного общества и передающихся из поколения в поколение. Либидо - одно из основных понятий психоанализа. Обозначает некоторый вид энергии, чаще всего биохимической, которая лежит в основе потребностей и поступков человека; присутствует с самого рождения. Лидер - а) член группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях; б) индивид, который способен играть центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Личность - общественно-ответственный, сознательный индивид. Личность - системное качество индивида как субъекта деятельности и общения, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. Малая группа - небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2-3 до 20-30 человек, имеющих личные контакты друг с другом. Мантра - слово или звук, полученные от учителя, мастера медитации. Мантру необходимо повторять в определенном ритме, чтобы с ее помощью оторваться от внешней реальности и расширить поле сознания. Массовые коммуникации - средства передачи информации, рассчитанные на массовую аудиторию: печать, радио, телевидение и т.п. Массовые явления психики - социально-психологические явления, возникающие в массах людей (население, толпа, нация, народ и т.п.), включают слухи, панику, подражания, заражения, внушения и др. Межличностные отношения - субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия. Мечты - планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности. Мнемоника - совокупность приемов, облегчающих запоминание. Мотив - 1) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 2) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности; соображение, по которому субъект должен действовать. Мотивация - совокупность факторов, определяющих поведение. Динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию и поддержку. Мотивировка - рациональное объяснение субъектом причин своего действия. Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Психология изучает мышление как познавательную деятельность, но мышление - это и система умственных операций. Навык - сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения. Наглядно-действенное мышление - способ практического решения задач, предполагающий зрительное изучение ситуации и практические действия в ней с материальными предметами. Наглядно-образное мышление - способ решения задач, включающий наблюдение за ситуацией и оперирование образами составляющих ее предметов без практических действий с ними. Наказание - предъявление нежелательного или устранение желательного стимула в ответ на поведенческую реакцию, которую требуется подавить; подобные раздражители приводят к снижению вероятности воспроизведения поведенческих реакций. В качестве факторов наказания может быть шлепок, лишение десерта и т.п. Намерение - сознательное желание, готовность что-либо сделать. Напряженность - состояние повышенного физического или психологического возбуждения, сопровождаемое неприятными чувствами и требующее разрядки. Нарциссический тип личности - проявляющий внимание исключительно к собственной персоне. Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Научение - процесс и результат формирования индивидуального опыта. Один из типов приобретенного поведения, то есть поведения, в котором наступили относительно стойкие изменения. Научение латентное - научение, которое осуществляется без какого-либо явного вознаграждения и проявляется в виде той или иной поведенческой реакции лишь тогда, когда этого потребует конкретная ситуация. Научение методом проб и ошибок - научение, при котором из различных случайных действий постепенно отбираются приводящие к желательному результату. Научение психомоторное - научение, формирующее автоматизированные навыки, для которых необходим высокий уровень координации и интеграции последовательных двигательных реакций. Негативизм - демонстративное противодействие человека другим людям, неприятие даже разумных советов с их стороны. Нормы социальные - принятые в данном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения между людьми. Образ - обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации, поступающей через органы чувств. Образ - обобщенная картина мира, складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств. Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание друг друга. Объективация - процесс и результат локализации образов восприятия во внешнем мире - там, где располагается источник воспринимаемой информации. Оперантное научение - закрепление действий, последствия которых желательны, и отказ от действий, приводящих к нежелательным последствиям. Операция - способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней и мысленной) ситуации. Оптимальный уровень активации - уровень активации организма, позволяющий ему действовать самым эффективным образом. Меняется в зависимости от личности, времени, ситуации, душевного состояния. Ориентировочная деятельность (ориентировка) - обследование субъектом ситуации, содержащей в себе элемент новизны, подтверждение или изменение смыслового и функционального значения ее объектов, примеривание и видоизменение своих действий, активное раллирование в процессе выполнения хода действий согласно значениям объектов. Осмысленность восприятия - свойство человеческого восприятия приписывать; воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл: обозначать его словом, относить к определенной языковой категории. Отклоняющееся (девиантное) поведение - поведение человека, отклоняющееся от установленных правовых и нравственных норм или нарушающее их. Отчуждение - процесс или результат утраты для человека значения или личностного смысла того, что раньше привлекало его внимание, было для него интересным и важным. Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Переживание - ощущение, сопровождаемое эмоциями. Перенос- влияние результатов предшествующего научения на текущее научение. При положительном переносе предшествующее научение облегчает процесс нового научения, а при отрицательном - затрудняет. Персонализация - процесс превращения человека в личность, приобретения им индивидуальности. Перцептивная бдительность - феномен, противоположный перцептивной защите; возникает при воздействии специфических стимулов, восприятие которых облегчается снижением порога перцепции. Перцептивная защита - подавление сознанием сигналов, которые оценены как угрожающие или неприемлемые. Подкрепление - а) средство, способное удовлетворить актуализированную потребность, снять вызванную ею напряженность; б) подача или устранение раздражителя после поведенческой реакции, которую необходимо выработать. При этом вероятность ее воспроизведения увеличивается. Подкрепление вторичное - подкрепление, основанное на формировании связи между каким-либо агентом и уже имеющимися подкрепляющими факторами. Примеры вторичного подкрепления: деньги, медаль, диплом и т.д. Подкрепление отрицательное - подкрепление, при котором устранение того или иного раздражителя или события в результате поведенческой реакции повышает вероятность ее повторения. Подкрепляющим агентом может быть любой аверсивный раздражитель, осуждение, ссора и т.п. Субъект при этом будет стараться воспроизводить такие поведенческие реакции, которые приводят к устранению подобных факторов. Подкрепление первичное - подкрепление, основанное на появлении или устранении естественного безусловного раздражителя, связанного с врожденными мотивациями организма (голодом, жаждой, сном и т.д.), Подкрепление положительное - подкрепление, при котором раздражитель или событие, появляющееся в результате поведенческой реакции, увеличивают вероятность ее воспроизведения. Подкрепляющий агент: пища, улыбка и т.п., то есть это такие факторы, для получения которых субъект будет воспроизводить нужную поведенческую реакцию. Подкрепление социальное - подкрепление, основанное на межличностных отношениях (похвала, одобряющий жест и т.п.). Подкрепляющий агент - раздражитель или событие, которые появляются (или, напротив, исчезают) в результате той или иной поведенческой реакции и тем самым увеличивают вероятность воспроизведения этой реакции. Подражание - сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других. Подражание - сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей. Полоролевая типизация - усвоение человеком форм социального поведения, типичных для людей одного с ним пола. Полоролевое поведение - поведение, свойственное человеку определенного пола в той социальной роли, которая соответствует этому полу. Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Представление - образ ранее воспринятого. Поступок - сознательно совершенное человеком и управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений. Потребность - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования, и выступающее источником его активности. Предметность восприятия - свойство восприятия представлять мир не в виде отдельных ощущений, а в форме целостных образов, относящихся к воспринимаемым предметам. Предрассудок - устойчивое ошибочное мнение, не подкрепленное фактами и логикой, основанное на вере. Предсознание - психическое состояние человека, занимающее промежуточное место между сознанием и бессознательным. Характеризуется наличием смутного осознания переживаемого, но отсутствием волевого контроля или способности им управлять. Предубеждение - установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия. Проекция - один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков за счет приписывания их другим людям. Просоциальное поведение - поведение человека, бескорыстно направленное и благо других людей. Психика - продукт развития живой материи; субъективный образ объективного мира, на основе и при помощи которого осуществляется ориентировка и управление поведением. Психическая напряженность - субъективное восприятие состояния дистресса, возникающего в сложных и экстремальных условиях деятельности. Психология - научное исследование умственной деятельности и поведения, а также научное применение приобретенных знаний. Психотерапия - область, пограничная между медициной и психологией, в которой широко используются психологические средства диагностики, психокоррекции и методы лечения заболеваний. Психотическое поведение - характеризуется нарушением личностных черт, причем сам индивидуум не отмечает патологичности, аномальности этих изменений. Психофизиологическая проблема - проблема связи психических явлений с физиологическими процессами, происходящими в организме, мозге человека. Раздражимость - способность живых организмов биологически целесообразно (с целью самосохранения и развития) реагировать на значимые для их жизни воздействия среды. Раздражитель - любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию. Рассеянность - неспособность внимания сконцентрироваться на объекте. Рефлексия - способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Сенсорный - связанный с работой органов чувств. Рационализация - один из защитных механизмов, выражающийся в поиске разумных и логичных объяснений человеком своих поступков, действий, рассчитанных на их моральное оправдание и снятие угрызения совести. Реакция - ответ организма на какой-нибудь раздражитель. Реакция - ответ организма на какой-нибудь раздражитель. Реминесценция - самопроизвольное воспроизведение (припоминание) материала, который когда-то был воспринят, но затем был забыт и не восстанавливался в памяти. Референтная группа - группа людей, в чем-то привлекательных для индивида, групповой источник индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения. Рефлекс - автоматическая ответная реакция организма на действие какого-либо внутреннего или внешнего раздражителя. Рефлекс безусловный - врожденная автоматическая реакция организма на специфическое воздействие. Рефлекс условный - приобретенная реакция организма на определенный раздражитель, возникшая и результате сочетания воздействия этого раздражителя с положительным подкреплением со стороны актуальной потребности. Роль - понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующее занимаемому им положению. Руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления группой, обладающее формально регламентированными правами и обязанностями; представляет группу в других организациях. Садизм - враждебные действия человека по отношению к людям, приобретающие иногда форму патологического стремления наносить им вред. Самосознание - осознание человеком самого себя, своих собственных качеств. Рефлексия - способность сознания человека сосредоточиваться на самом себе. Сенсибилизация - процесс, при котором стимул, не вызывавший ранее никакой реакции, начинает вызывать ее. Сенситивный период развития - период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. Сенсорная изоляция - экспериментальная ситуация, в которой организм лишается большинства внешних стимулов. Симпатия - чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему. Симпатия - чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему. Синестезия - способность раздражителя, адресованного природой приспособленному для его восприятия органу чувств, одновременно вызывать необычное ощущение в другом органе чувств (при восприятии музыки могут возникнуть зрительные ощущения). Система подавления действий (активное торможение) - название, которое Лабори дал гипотетической функциональной системе, которая задерживает действие, стимулируемое какой-либо непосредственной мотивацией, если выполнение его в данный момент нецелесообразно или сопряжено с опасностью. Словесно-логическое мышление - вид мышления, при котором средством решения задачи выступают словесные абстракции и логические рассуждения. Смысл личностный - значение, которое объект, событие, факт или слово приобретают для данного человека в результате его личного жизненного опыта. Совместимость психологическая - объективное соотношение тех или иных характеристик вступивших в общение людей, осознаваемое ими как взаимная симпатия, «притяжение», способствующее формированию взаимных положительных эмоциональных установок. Сознание - высшая форма психики, субъективная форма человеческой жизнедеятельности. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте». Сознание - высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий. Сопереживание - возникновение у человека тех же чувств и эмоций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей. Социальная ингибиция - торможение психических процессов, ухудшение деятельности человека в присутствии других людей. Социальная роль - совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе. Социальная фацилитация - облегчающее воздействие присутствующих людей на психику и поведение человека, выражающееся в активизации его психических процессов и состояний, улучшении практической деятельности. Социальные ожидания - ожидаемые от человека суждения, действия и поступки, соответствующие его социальной роли. Социальные ожидания - ожидание от человека, занимающего в обществе определенное положение, суждений, действий и поступков, соответствующих его социальной роли. Специализация - процесс и результат усвоения социального опыта. Статус - положение человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. Стереотип - упрощенное, зачастую искаженное, представление о каком-либо социальном объекте (группе, человеке и др.). Страдание - одна из фундаментальных эмоций, испытывая которую человек падает духом, чувствует одиночество, жалость к себе. Стресс - общая реакция организма на такие факторы как боль, опасность, душевное потрясение, препятствие к достижению желаемого и т.п. Субсенсорное восприятие - бессознательное восприятие и переработка человеком сигналов, поступающих в мозг через органы чувств и недостигающих пороговой величины. Субъект действия - животный организм, имеющий верховную нервную инстанцию по управлению реакциями во внешней среде на основе образа этой среды и по увязке данных реакций с внутренней средой организма. Теория присвоения - теория, согласно которой мы приписываем себе и окружающим причины наших действий и действий других людей, для того чтобы придать смысл этим действиям. Транс - состояние сильного возбуждения, вызываемое бурной мозговой или психической активностью. Трансфер - перенос на психотерапевта (врача) эмоционального отношения пациента к значимым для него людям (отцу, матери и др.). Трансцендентальный - выходящий за границы обычного уровня сознания и достигающий уровня «чистого сознания», освобожденного от всякой связи как с внешней, так и с внутренней реальностью. Узнавание - отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных. Умозаключение - процесс логического вывода определенного положения из некоторых достоверных утверждений. Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Уровень группового развития - характеристика сформированности межличностных отношений, выражающаяся в группообразовании. Установка - готовность, предрасположенность к определенным действиям. Фобия - иррациональный страх перед определенными объектами и ситуациями, не представляющими реальной угрозы. Фон - менее структурированная область перцептивного поля, на которой в процессе восприятия выделяется та или иная фигура. Формирование реакции - методика, часто используемая при оперантном обусловливании: она состоит в подкреплении тех реакций, которые постепенно приближают поведение к желаемому конечному результату. Данное поведение формируется методом последовательных приближений. Функциональная ригидность - неспособность находить нестандартные решения проблем, новые применения вещам, которые привыкли использовать определенным образом. Характер - совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства. Целостность восприятия - сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа. Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Цель деятельности и ее мотив обычно не различаются. Цензура - психоаналитическое понятие, обозначающее подсознательные психологические силы, которые стремятся не допустить в сознание определенные мысли, чувства, образы, желания. Ценности - то, что человек особенно ценит и жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл. Черта личности - устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление. Чувства - возникают в результате обобщения эмоций, имеют отчетливо выраженный предметный характер, характеризуются устойчивостью, выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Чувствительность - способность организма запоминать и реагировать па воздействия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений. Эгоцентризм - субъективная установка, при которой за исходную точку для восприятия мира принимается собственная личность. Эдипов комплекс - нежная привязанность мальчика к своей матери, сопровождающаяся враждебностью к отцу, который рассматривается как «соперник», Экдоморфный тип - морфологический тип, свойственный крупным людям со слабо развитой мускулатурой и преобладающим развитием тканей эктодермальпого происхождения; этот тип соответствует «церебральному» темпераменту (эктодерма - внешний листок зародыша, дающий начало, в частности, нервной системе). Экстаз - состояние, в котором находится индивидуум, как бы вышедший из себя. Это состояние вызывается у мистиков проповедью и молитвами. Чрезмерная мозговая активация при этом контрастирует с неподвижностью тела. Экстериоризация - процесс порождения внешних действий, высказываний и пр. внутренними состояниями, психологическими структурами. Экстравертираванное (поверхностное) сознание - состояние сознания, соответствующее активному бодрствованию. Оно позволяет организму адаптироваться к окружающей среде путем установления связей между внешним и внутренним миром. Экстрасенсорное восприятие - восприятие событий без участия общеизвестных органов чувств. Парапсихологи объясняют этот феномен аномальностью восприятия или рассматривают как явление, механизмы которого пока неизвестны. Эмоции - длительное состояние, слабо проявляющееся во внешнем поведении, выражающее оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в ней. Эмпатия - способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутреннего состояния. Эмпатия - способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутреннего состояния. Эндоморфный тип - морфологический тип, свойственный полным людям с преимущественным развитием тканей энтодермалыюго происхождения; этот тип соответствует общительному темпераменту, стремящемуся к любви и комфорту (энтодерма - внутренний листок зародыша дающий начато, главным образом, внутренним органам). Я - понятие, используемое во многих психологических теориях как обозначение личности, ее сознательной оценки при взаимодействии с внешней и внутренней реальностью. Ассоциируется с состоянием активного бодрствования. Я-peaльнoe - представление, которое складывается у человека о самом себе на основании личного опыта. Я-идеальное - совокупность представлений, отражающих то, чем человек хотел бы быть, или то, чем, по его мнению, он может быть в силу присущих ему качеств.
|