Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лист 12
Формат A3 Основная надпись по форме 4б. Выполнить две задачи, связанные с определением границ земляных работ при строительстве земляного сооружения и профиля земляного сооружения. Пример выполнения листа см. на рис. 24. Задача 1. Д а н о: топографическая поверхность, заданная горизонталями, и земляное сооружение с указанными уклонами откосов (см. рис. 22 и 23). Откосы выемок имеют уклон 1: 1, откосы насыпей – 1: 1, 5 и уклон дороги 1: 6. Требуется: построить линия пересечения откосов выемок и насыпей земляного сооружения (площадки и дороги) между собой и с топографической поверхностью. Форму и размеры земляного сооружения (см. рис 22) выбирают по данным варианта табл. 14.
Таблица 14
Указания к задаче 1. Для выполнения задания необходимо проделать следующее: 1) начертить в масштабе 1: 200 план земельного участка, рельеф которого задан горизонталями (см. рис. 23), и нанести на него в том же масштабе план земляного сооружения так, чтобы центр сооружения О совпал с центром участка О и ось сооружения была наклонена к меридиану под заданным углом. Горизонтали топографической поверхности обвести цветной тушью (лучше жженой сиеной) или цветной пастой шариковой ручки, что облегчает последующие построения карандашом, толщина линий обводки 0, 1...0, 2 мм. Контур земляного сооружения и линии пересечения откосов с топографической поверхностью и между собой обводят карандашом линиями толщиной 0, 4 0, 6 мм; штриховку откосов выемок и насыпей выполняют линиями толщиной 0, 1 0, 2 мм перпендикулярно проектным горизонталям при расстоянии между штрихами 1, 5 2, 5 мм; линии построения (в том числе проектные горизонтали) должны иметь толщину 0, 1…0, 2 мм; 2) проанализировать и обозначить все плоскости и поверхности земляного сооружения при помощи масштабов уклонов, как это показано на рис. 24. Построить горизонтали всех откосов земляного сооружения и дороги с учетом заданных уклонов для них. Для построения горизонталей необходимо при помощи графика масштаба уклонов определить величину интервалов для откосов насыпей, выемок и дороги в масштабе чертежа (1: 200), затем нанести эти интервалы на масштабах уклонов всех откосов и провести горизонтали перпендикулярно масштабам уклонов; 3) используя точки пересечения одноименных горизонталей, построить линию пересечения откосов между собой и с топографической поверхностью. Задача 2. Д а н о: топографическая поверхность и земляное сооружение на ней. Требуется построить профиль сооружения – сечение от вертикальной плоскости Е – Е. Задача выполняется по результатам решения задачи 1. Положение секущей плоскости указано на рис. 22. Пример выполнения задачи приведен на рис. 24. Указания к задаче 2. Задачу выполняют в такой последовательности: 1) в масштабе 1: 200 на расстоянии I м по высоте изображают горизонтали рельефа в пределах отметок той части сооружения, которая пересекается плоскостью Е – Е; 2) строят профиль земли; для этого измеряют и откладывают на чертеже горизонталей точки пересечения горизонталей топографической поверхности и следа секущей плоскости. Из полученных точек восстанавливают вертикальные линии до горизонталей, отметки которых определяются отметками этих точек на топографической поверхности пересечения одноименных горизонталей и вертикальных линий соответствуют точкам профиля земли, соединяя которые плавной линией получают искомый профиль; 3) строят профиль земляного сооружения аналогично построению профиля земли. При выполнении листа 12 следует помнить следующие положения. 1. Точка в проекциях с числовыми отметками задается своей горизонтальной проекцией и числом при ней (отметкой), выражающим высоту этой точки над горизонтальной плоскостью, принятой за нулевую.
2. Прямая линия задается проекциями двух точек и их отметками или отметкой одной точки и уклоном. Во втором случае должно быть указано направление, в котором прямая опускается (стрелкой). 3. Плоскость может быть задана проекциями трех точек, не лежащих на одной прямой, и их отметками, двумя параллельными или пересекающимися прямыми (прямые задаются в соответствии с п. 2), точкой и непроходящей через нее прямой (см. п. 1 и 2). Кроме того, ее можно задать масштабом уклонов (градуированной линией наибольшего ската плоскости) или одной горизонталью и уклоном. В последнем случае указывают направление спуска плоскости. 4. Если прямые параллельны, то параллельны их проекции, одинаковы уклоны и их направления. 5. Линия пересечения плоскостей определяется точками пересечения двух пар однозначных горизонталей этих плоскостей. 6. Линия пересечения плоскости и поверхности или двух поверхностей определяется точками пересечения однозначных горизонталей обеих поверхностей (или плоскости и поверхности). 7. Для построения линии пересечения прямой с плоскостью или поверхностью нужно через прямую провести плоскость общего положения, задав ее произвольно выбранными горизонталями. Определив линию пересечения вспомогательной плоскости с заданной плоскостью или поверхностью, отмечают на ней точку, в которой эта линия пересекается с заданной прямой. 8. Так как топографическая поверхность в проекциях с числовыми отметками изображается большей частью с помощью горизонталей, то линию пересечения поверхности земляного сооружения (откосов) с топографической поверхностью можно построить, соединив точки пересечения однозначных горизонталей откосов и поверхности земли (см. п. 6).
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Ко всем ответам на вопросы необходимо привести соответствующие чертежи (эпюры). К ответам, номера вопросов которых отмечены надстрочной звездочкой, необходимо построить алгоритмы в блок-схемной форме и чертежи (эпюры) с использованием мнемонических знаков, указывающих последовательность выполнения элементарных графических процедур, и отметить минимальное число этих процедур. К теме 1. Введение. Центральные и параллельные проекции. 1. Какое изображение называют рисунком? чертежом? 2. Какие основные методы проецирования геометрических форм на плоскости Вам известны? 3. Какие виды параллельных проекций Вы знаете? 4. Перечислите основные свойства параллельных проекций. 5. Перечислите основные требования, предъявляемые к проекционному чертежу. 6. Что называют обратимостью чертежа? 7. Сформулируйте и покажите на чертежах особенности ортогональных и аксонометрических проекций и проекций с числовыми отметками.
К теме 3. Позиционные и метрические задачи 1. Когда прямая принадлежит плоскости? 2. Когда точка принадлежит плоскости? 3*. Перечислите и изобразите главные линии плоскости. 4*. При помощи каких главных линий плоскости можно определять углы наклона плоскости к плоскостям проекций? 5. В каком случае прямая параллельна плоскости? 6. Как по чертежу установить параллельность прямой и плоскости? двух плоскостей? 7. В каком случае точка пересечения прямой с плоскостью видна непосредственно на заданном чертеже? 8. Покажите на чертеже, как можно прямую заключить в плоскость 9*. Перечислите этапы построения точки пересечения прямой с плоскостью общего положения. 10*. Сформулируйте теорему о перпендикуляре к плоскости. 11. В каком случае одна из проекций линии пересечения двух плоскостей непосредственно присутствует на заданном чертеже? 12*. Изложите общий случай построения линии пересечения двух плоскостей. 13*. Сформулируйте условие перпендикулярности двух плоскостей. К теме 4. Способы преобразования проекций. 1*. В чем сущность преобразования проекций способом замены плоскостей проекций? 2*. Назовите задачи, для решения которых достаточно заменить только одну плоскость проекций. 3*. Назовите задачи, которые решаются заменой двух плоскостей проекций. 4*. В чем сущность преобразования проекций способом вращения вокруг оси, перпендикулярной плоскости? 5. Назовите пять элементов вращения точки вокруг оси. 6. Чем отличается способ плоскопараллельного перемещения от способа вращения вокруг оси, перпендикулярной плоскости проекций? 7. Перечислите «задачи, которые выполняют одним вращением и двумя. К теме 5. Многогранники. 1. Какие поверхности называют многогранниками? 2. Какие многогранники называют правильными? 3. Какими элементами задаются многогранники на чертеже? 4. Изложите сущность построения сечения многогранника плоскостью: а) частного положения, б) общего положения. 5*. Изложите алгоритм построения точек пересечения прямой линии с многогранником 6. Изложите сущность двух способов построения линии взаимного пересечения многогранников. 7. Как доказать, что точка лежит на поверхности многогранника?
К теме 8. Пересечение поверхностей плоскостью и прямой линией. 1. Укажите общую схему определения точек линии пересечения поверхности проецирующими плоскостями. 2. Укажите общую схему определения точек линии пересечения поверхности плоскостью общего положения. 3. Какие точки линии пересечения поверхности плоскостью называют опорными (характерными)? 4. Укажите условия, при которых в сечении конуса вращения плоскостью получаются окружность, эллипс, гипербола, парабола, пересекающиеся прямые, точка. 5. Как построить высшую и низшую точки конического сечения? К теме 9. Взаимное пересечение поверхностей. 1*. Объясните на графическом примере общую схему построения линий пересечения поверхностей. 2. Назовите основные способы построения линий пересечения поверхностей. 3*. Опишите способы секущих плоскостей и сферических посредников при определении линии пересечения поверхностей. 4. Изложите общие принципы выбора вспомогательно-секущих плоскостей и сфер при построении линии пересечения поверхностей 5. В каком случае поверхности вращения пересекаются по окружностям? 6. Какое пересечение поверхностей называют полным и неполным? 7. В какой последовательности соединяются точки искомой линии пересечения поверхностей и как определяется видимость линии? 8*. Изобразите общую схему построения точек пересечения прямой с поверхностью. 9. Укажите, какие могут быть случаи пересечения прямой с поверхностью. К теме 10. Плоскости, касательные к поверхности. 1. Какую плоскость называют касательной к поверхности в данной точке? 2. Что называют нормалью поверхности в данной точке? К теме 11. Развертки поверхностей. 1. Что называют разверткой поверхностей? 2. Какие поверхности называют развертывающимися и какие – неразвертывающимися? 3. Укажите основные свойства разверток 4. Укажите последовательность графических построений разверток поверхностей конуса и цилиндра. 5. Что называют аппроксимацией поверхности? 6. Какие способы разверток многогранников Вы знаете? К теме 12. Аксонометрия. 1. Какие проекции называют аксонометрическими' 2. Назовите виды аксонометрических проекций 3. Что называют коэффициентом искажения? 4. Сформулируйте основную теорему аксонометрии – теорему Польке. 5. Назовите коэффициенты искажений по направлениям осей в прямоугольной – изометрии и диметрии 6. Укажите направления и величины осей эллипсов как изометрических и диметрических проекций окружностей при условии использования приведенных коэффициентов искажения. К теме 13. Проекции с числовыми отметками. Точка. Прямая. Плоскость. 1. В чем сущность метода проекций с числовыми отметками? 2*. Что называют уклоном и интервалом прямой? 3* Что такое градуирование прямой? 4*. Что понимают под масштабом уклона плоскости? 5. Как расположены горизонтали плоскости к масштабу уклонов? 6. Какой угол называют углом падения плоскости? 7. Какой угол называют углом простирания плоскости? 8*. Как строится линия пересечения двух плоскостей в проекциях с числовыми отметками? 9* Как определить точку пересечения прямой с плоскостью? К теме 14. Проекции с числовыми отметками. Поверхности. 1. Изобразите на чертеже коническую, цилиндрическую и топографическую поверхности 2. Что понимают под горизонталями поверхности? 3*. Приведите схему построения точек пересечений прямой с поверхностью. 4*. Как строится линия пересечения плоскости с топографической поверхностью? 5*. Объясните построение горизонталей поверхности одинакового ската. 6. Какое изображение называют профилем топографической поверхности? 7*. Приведите пример построения профиля.
|