![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контрольная работа № 5
(тема 24)
Лист 12. Строительные чертежи. Фасад. Лист 12. Строительные чертежи. План. Лист 12. Строительные чертежи. Разрез с узлами конструкций.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
Приступая к изучению дисциплины, прежде всего необходимо ознакомиться с рабочей программой и повторить соответствующие положения стереометрии, а также приобрести рекомендованную литературу и чертежные принадлежности. При освоении предмета нужно придерживаться следующих общих указаний: 1) начертательную геометрию и инженерную графику следует изучать строго последовательно и систематически. Перерывы в занятиях недопустимы; 2) рекомендуется избегать механического запоминания теорем, определений и решений задач; 3) большую помощь в изучении теоретического материала оказывает конспект, где записываются наиболее важные положения изучаемых тем. Для краткости записи суждений, алгоритма решения задачи необходимо использовать принятые символы и обозначения; 4) решение задач – наилучший способ овладения теорией. Прежде чем приступать к решению задачи, необходимо изучить ее условие, мысленно представить взаимное расположение заданных геометрических образов, составить последовательность (алгоритм) построений и только затем реализовать ее на проекционном чертеже; 5) в начальной стадии освоения курса полезно прибегать к моделированию из подручного материала (тетрадь – плоскость проекций, карандаш – прямая линия и т.д.); 6) с целью самоконтроля необходимо своевременно участвовать во всех видах работы, проводимых кафедрой (отчеты по графическим работам, текущие консультации и т.д.); 7) строго соблюдать график выполнения самостоятельных графических работ. Варианты контрольных работ выбираются по последней цифре номера зачетной книжки.
Контрольная работа № 1. (Листы 1 – 6. Листы 2, 4, 6 выполняют на обороте листов 1, 3, 5.)
Таблица 2
Лист 1 Формат A3. Выполняются титульный лист и содержание контрольных работ по рис. 1.
Лист 2 Формат A3. Основная надпись по форме 46 (см. рис. 2). Выполняются графические задания, связанные с допущенными ошибками в рецензируемых листах. Объем и характер задач определяются преподавателем.
Таблица 3
Лист 3
Формат A3. Основная надпись по форме 4а. Выполняются две задачи по формализации процесса графического решения позиционных и метрических задач. Пример оформления листа на рис. 7. На примере показана задача 1, но в зависимости от варианта может быть 1, 2 или 3. Задача 1. Построить блок-схему алгоритма поэтапного графического решения одной из трех задач листа 4 (см. условия задач к листу 4). Номер задачи для формализации в зависимости от варианта принимается по табл. 2, а исходные данные к ней — по табл. 3. Указания к выполнению задачи 1. Представить решение задачи в виде определенной последовательности описаний элементарных графических задач: построение проекции плоскости а (А, В, С), построение к плоскости а (А, В, С) перпендикуляра, проходящего через т. D, и т. д. Каждая элементарная графическая задача оформляется блоком (прямоугольником с порядковым номером). Размеры блока 70× 15 мм, расстояние между блоками 10 мм. Задача 2. Осуществить поэтапное графическое выполнение задачи 1, 2 или 3 листа 4 в виде определенной последовательности решения элементарных графических задач с нанесением на изображение мнемонических знаков, раскрывающих порядок и характер выполнения элементарных графических процедур. Исходные данные те же, что и к задаче I. Указания к выполнению задачи 2. Каждую элементарную задачу оформляют отдельным эпюром в последовательности, указанной в блок-схеме. При построении проекции тт. А, В, С, D, Е необходимо числовые значения их координат, принимаемые по табл. 3, уменьшить вдвое. Мнемонические знаки принимают по табл. 4. Над каждой элементарной задачей размещают ее номер в кружке диаметром 7 мм (см. лист 3).
Лист 4
Формат A3. Основная надпись по форме 4б. Выполнить три задачи на точку, прямую и плоскость в ортогональных проекциях. Пример выполнения листа см на рис. 8. Задачи 1 и 2 совместить на одном чертеже в левой части листа, а задачу 3 расположить в правой части листа. Точку Е построить только для задачи 3. Для левой и правой частей листа координатные оси
![]()
Таблица 4.
![]()
показывать раздельно. В листе 4 и остальных листах контрольных работ обводку решенных задач выполнять цветной пастой шариковой ручки или тушью. Четко различать видимые и невидимые линии чертежа: видимые – сплошные толстые 0, 6...0, 8 мм; невидимые – штриховые 0, 4 мм. Черной пастой обводят исходные данные, красной – полученный результат решения. Все промежуточные построения должны быть показаны на чертеже тонкими линиями 0, 1...0, 2 мм различными цветами (синим, зеленым, коричневым и т. д.) в зависимости от принадлежности к этапу решения задачи. Все вспомогательные построения не стирать и все точки чертежа обозначить.
Указания к задаче 1. Задачу выполняют в такой последовательности: 1) из точки D опустить перпендикуляр, используя горизонталь h и фронталь f плоскости. При этом горизонтальная проекция перпендикуляра перпендикулярна горизонтальной проекции горизонтали h1, а фронтальная проекция перпендикуляра перпендикулярна фронтальной проекции фронтали f2; 2) определить точку пересечения перпендикуляра с плоскостью α (А, В, С), для чего перпендикуляр (прямую) заключают во вспомогательную, обычно проецирующую, плоскость (у), находят линию пересечения плоскости α (А, В, С) и вспомогательной и отмечают точку К, в которой эта линия пересекается с перпендикуляром; 3) определяют натуральную величину (Н.В.) расстояния от точки D до плоскости α (А, В, С), применяя способ прямоугольного треугольника; 4) видимость проекции перпендикуляра определяют методом конкурирующих точек. Задача 2. Д а н о: плоскость треугольника α (А, В, С). Требуется: построить плоскость, параллельную заданной и отстоящую от нее на 45...50 мм. Данные для выполнения задачи взять из табл. 3. Указания к задаче 2. Задачу выполняют в такой последовательности: 1) в заданной плоскости α (А, В, С) выбирают произвольную точку (в том числе вершину, на рис. 8 взята точка С) и из нее восставляют перпендикуляр к плоскости α (А. В, С) (аналогично действию первому в первой задаче). В связи с тем что задачи 1 и 3 совмещены на одном чертеже и направление перпендикуляра к плоскости α (А, В, С) уже выявлено – прямая b (D, К), то перпендикуляр через произвольно выбранную точку можно провести как прямую, параллельную перпендикуляру b (D, К). На эпюре одноименные проекции параллельных прямых параллельны; 2) определяют методом прямоугольного треугольника натуральную величину произвольного отрезка перпендикуляра, который ограничивают произвольной точкой Р; 3) на натуральной величине произвольного отрезка перпендикуляра находят точку T, расположенную на заданном расстоянии 45 мм от плоскости, и строят проекции этой точки па проекциях перпендикуляра; 4) через точку Т строят искомую плоскость, соблюдая условие параллельности плоскостей: если плоскости параллельны, то две пересекающиеся прямые одной плоскости параллельны двум пересекающимся прямым другой плоскости. На эпюре одноименные проекции пересекающихся прямых параллельны.
![]()
3адача 3. Д а н о: плоскость треугольника а (А, В, С) и прямая a (D, Е). Требуется: через прямую a (D, Е) провести плоскость, перпендикулярную плоскости треугольника α (А, В, С), построить линию пересечения этих двух плоскостей, определить видимость. Данные для выполнения задачи взять из табл. 3. Указания к выполнению задачи 3. Задача содержит следующие действия: 1) строят плоскость, перпендикулярную плоскости α (А, В, С). Плоскость, перпендикулярная другой плоскости, должна проходить через перпендикуляр к этой плоскости. Искомая плоскость, перпендикулярная плоскости α (А, В, С), должна содержать в себе заданную прямую a (D, Е) и перпендикуляр, опущенный из любой точки этой прямой на заданную плоскость α (А, С, В); (например, из точки D); 2) строят линию пересечения двух плоскостей: заданной плоскостью треугольника α (А, В, С) и построенной, перпендикулярной ей. Задачу на определение линии пересечения двух плоскостей можно решить двумя способами: первый – построить точки, пересечения двух прямых одной плоскости с другой плоскостью, т. е. использовать два раза схему нахождения точки пересечения прямой с плоскостью; второй – ввести две вспомогательные секущие плоскости частного положения, которые одновременно пересекали бы плоскость α (А, В, С) и плоскость, перпендикулярную ей, построить их линии пересечения с заданными плоскостями. Две собственные точки пересечения этих линий определяют линию пересечения данных плоскостей. На примере выполнения листа 4 (рис. 8) в задаче 3 применен первый способ. Точки пересечения прямой a (D, Е) и перпендикуляра b (D, К) определяют линию пересечения плоскостей α (А, В, С) и искомой перпендикулярной к ней; 3) определяют видимость пересекающихся заданных плоскостей. Видимость плоскостей устанавливают с помощью конкурирующих точек скрещивающихся прямых, принадлежащих этим плоскостям. При решении задач 1, 2, 3 нужно помнить следующие положения ортогональных проекций. 1. Две проекции точки определяют ее положение в пространстве (относительно плоскостей проекций), так как по двум проекциям можно установить расстояние от точки до всех трех основных плоскостей проекций. 2. Ортогональные проекции одной и той же точки располагаются на перпендикуляре к оси проекции, который называется линией связи. 3. Если одна проекция прямой параллельна оси проекции, то такая прямая параллельна одной из плоскостей проекций. Принадлежащий ей отрезок проецируется на одну плоскость в натуральную величину (горизонтальная, фронтальная, профильная прямые). Если обе проекции прямой параллельны одной из осей проекций, то такая прямая занимает проецирующее положение. Одна из ее проекций вырождается в точку. 4. Проекция отрезка прямой общего положения всегда меньше отрезка в натуре. 5. Одноименные проекции параллельных прямых взаимно параллельны. 6. Точки пересечения одноименных проекций пересекающихся прямых расположены на одной и той же линии связи. Точки пересечения одноименных проекций скрещивающихся прямых не расположены на одной и той же линии связи. 7. Прямой угол проецируется на плоскость также в прямой угол, если одна его сторона параллельна этой плоскости.
9. Линия пересечения любой плоскости с горизонтальной плоскостью является горизонталью, с фронтальной – фронталью.
Таблица 5
Лист 5
Формат A3. Основная надпись по форме 4а. Выполнить две задачи на способы преобразования проекций. Пример выполнения листа представлен на рис. 9. Задача 1. Д а н о: треугольник ABC. Требуется: способом вращения вокруг осей, перпендикулярных плоскостям проекций, определить величину треугольника ABC. Данные для выполнения задачи берут из табл. 5. Указания к задаче 1. Соблюдая правила вращения геометрических фигур вокруг оси, перпендикулярной плоскости проекций, необходимо выполнить два действия. 1) привести треугольник ABC в положение проецирующей плоскости, т. е. перпендикулярной плоскости проекций. Признаком перпендикулярности заданной плоскости плоскостям проекций на эпюре является вырождение одной из проекций плоскости треугольника α (А, В, С) в прямую линию. Для получения фронтально-проецирующей плоскости необходимо горизонталь плоскости а (А, В, С) вместе с системой всех точек треугольника ABC поставить в положение, перпендикулярное фронтальной плоскости проекций, а для получения горизонтально проецирующей плоскости необходимо фронталь плоскости а (А, В, С) со всеми точками плоскости перевести в положение прямой, перпендикулярной горизонтальной плоскости проекций; 2) полученную проецирующую плоскость преобразовать в плоскость уровня, т е. параллельную либо горизонтальной, либо фронтальной плоскости проекций, в зависимости от ее положения на первом этапе преобразования. Для этого выродившуюся в прямую линию проекцию треугольника ABC изобразить в положении, параллельном оси X. Проекция треугольника ABC на одной из плоскостей проекций и будет являться натуральной величиной треугольника ABC.
1. Линия перемещения точки (траектория) представляет собой окружность. Так как плоскость траектории параллельна плоскости проекций, то проекции точки перемещаются, одна – по окружности, другая – по прямой, параллельной оси проекций. 2 Проекция фигуры на ту плоскость проекций, на которой ось вращения проецируется в точку, не изменяется ни по величине, ни по форме, изменяется только ее положение относительно оси проекций. 3. Ось проекций не участвует в решении задач (как это имеет место при замене плоскостей проекций), поэтому на чертеже она может быть не проведена.
Таблица 6
Задача 2. Дано: четырехугольник EBCD и точка А. Требуется способом замены плоскостей проекций определить расстояние от точки А до плоскости α (Е, В, С, D), построить проекции этого расстояния на исходном эпюре и описать последовательность выполнений графических процедур решения задачи способом, показанным на листе 3 (см рис. 7). Точки Е, В, С, D для всех вариантов имеют одинаковые координаты Е(90, 60, 10), В(60, 90, 80), С(10, 60, 80), D(40, 30, 10). Координаты точки А берут из табл. 6. Указания к задаче 2. Соблюдая правила построения геометрических фигур на замененных плоскостях проекций, необходимо: 1) преобразовать плоскость общего положения α (Е, В, С, D) в плоскость фронтально-проецирующую и построить проекцию точки А. Положение новой плоскости определяет новая ось проекций Х14. Она должна располагаться перпендикулярно горизонтальной проекции горизонтали плоскости α (Е, В, С, D); 2) определить расстояние от точки А до заданной плоскости. Оно равно отрезку перпендикуляра АК, опущенного из точки А на плоскость α (Е, В, С, D), выродившуюся на новой фронтальной плоскости проекций в прямую линию; 3) получив основание перпендикуляра (K4), построить его проекции на исходном чертеже задачи. Так как проекция и отрезка А4К4 перпендикуляра b —натуральная величину отрезка, то, следовательно, его проекция на плоскость П1 будет параллельна оси Х14, Координату Z для плоскости П2 следует снять с плоскости проекций П4; 4) описание последовательности графических процедур при решении задачи выполнить по аналогии с примером, приведенным на рис. 7. При изучении способа замены плоскостей нужно иметь в виду, что фигура не меняет своего положения в пространстве, плоскость же проекций П1 или П2 заменяют новой плоскостью, соответственно П5 или П4. Такую замену проводят последовательно, сначала заменяют одну плоскость, затем другую. При построении проекции фигуры на новой плоскости проекций необходимо помнить, что происходит переход от одного эпюра к другому, на котором соответственные проекции точек также расположены на линиях связи. Координата точки на новой плоскости проекций равна координате точки на заменяемой плоскости проекций.
![]()
Лист 6
Формат A3 Основная надпись по форме 46. Выполнить две задачи на пересечение многогранных поверхностей и определение натуральной величины сечения многогранника плоскостью. Пример выполнения листа на рис. 10. Задача 1. Д а н о: прямая четырехгранная пирамида и трехгранная горизонтальная призма Требуется: вычертить три проекции пирамиды и призмы, построить линию пересечения этих многогранников и определить ее видимость. Для всех вариантов стороны основания пирамиды P1F1 = K1E1 = 60 мм, K1P1 = E1F1 = 70 мм; высота пирамиды 110 мм, высота вертикальной грани призмы 90 мм; длина всех ребер призмы 140 мм (рис. 10). Величины l, h, < α, a также значения координат точек P и D берут из табл. 7 в соответствии с номером варианта. Указания к задаче 1. Вычерчивание пирамиды нужно начинать с точки Р, а призмы – с точки D. Основание пирамиды расположено в плоскости П1 ее ребра прямые общего положения. Одна из граней призмы – фронтальная плоскость (параллельная П2), две других – профильно-проецирующие, поэтому ребра этих граней на плоскости П3 проецируются в точки. Линия пересечения многогранников определяется по точкам пересечения ребер каждого из них с гранями другого многогранника или построением линий пересечения граней многогранников. Соединяя каждые пары точек одних и тех же граней отрезками прямых, получаем линии пересечения многогранников. Видимыми линиями пересечения многогранников будут те, которые принадлежат их видимым граням. Линия пересечения многогранников строится только с использованием фронтальных и горизонтальных проекций фигур. Профильные проекции фигур применить для проверки правильности определения точек пересечения ребер с гранями и их последовательного соединения. Задача 2. Дано: прямая четырехгранная пирамида и одна грань призмы. Требуется: способом плоскопараллельного перемещения определить натуральную величину сечения пирамиды с гранью призмы. Исходные данные берут из табл. 7.
Таблица 7
Указания к задаче 2. Для выполнения данной задачи используют результат решения задачи 1, выделяя из него часть линии пересечения, которая относится к указанной для варианта грани по табл. 7. Профильную проекцию пирамиды с заданной секущей гранью призмы принимают за фронтальную проекцию и к ней достраивают горизонтальную проекцию сечения пирамиды гранью по уже имеющейся горизонтальной проекции в задаче 1, но соответственно развернув его в проекционной связи (см. рис. 10). Так как секущая грань занимает положение проецирующей плоскости, то, чтобы получить натуральную величину сечения, достаточно произвести одно перемещение. Способом плоскопараллельного перемещения проецирующую плоскость грани ставим в положение плоскости уровня (параллельное горизонтальной плоскости проекций). При способе плоскопараллельного перемещения все точки фигуры перемещаются в плоскостях, параллельных какой-либо одной плоскости проекций. Поэтому проекции траекторий точек на вторую плоскость проекций представляют собой прямые линии, параллельные оси проекций. Как и при вращении вокруг осей, перпендикулярных плоскостям проекций, при плоскопараллельном перемещении одна проекция фигуры не меняется ни по величине, ни по форме.
|