![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модель индивидуальных различий
Этот метод — расширение метода неметрического МШ путем включения в основную модель субъективных параметров. Оценки индивидуальных различий дают, наряду с координатами стимулов, количественное координатное описание субъектов, аналогичное координатному описанию стимулов, получаемому с помощью неметрического МШ. Исходными данными для МШ индивидуальных различий является N матриц оценок различий Р объектов-стимулов, то есть результат оценки попарных различий Р объектов каждым из N испытуемых. Индивидуальная матрица различий для каждого испытуемого может быть получена и в результате вычисления матрицы РхР по результатам сравнения испытуемым /" объектов по ряду признаков. Типичный пример последнего — обработка репертуарных решеток Келли, когда исходными данными являются оценки объектов (например, ролей) по совокупности конструктов. Такой вид анализа легко осуществим при помощи компьютерной программы PROX-SCAL, входящей в состав SPSS. В модели предполагается, что существует общая для всех испытуемых групповая матрица координат объектов — X, размерностью Рх К(Р — число объектов, К— число координат). При этом для каждого испытуемого имеется индивидуальная матрица координат Х: той же размерности, но по содержанию отличающаяся от групповой. Можно представить себе координаты групповой матрицы как совокупность общих (групповых) точек зрения на объекты. Тогда индивидуальная матрица будет отличаться от групповой степенью учета данным испытуемым этих общих точек зрения, иначе — индивидуальным весом общих координат. Таким образом, предполагается, что элементы каждой субъективной матрицы координат отличаются от элементов групповой матрицы индивидуальными весовыми коэффициентами — мерами того, насколько учитываются Каждый субъект может быть охарактеризован набором индивидуальных весов... данным субъектом общие точки зрения. А каждый субъект может быть охарактеризован набором индивидуальных весов — по одному для каждой координаты (точки зрения). Индивидуальные веса иногда называют весами важности, весами характеристик или масштабными коэффициентами. При прочих равных условиях, при увеличении индивидуального веса данной координаты разность между стимулами по этой координате вносит все больший и больший вклад в оцениваемое различие между этими стимулами. Изложенное выше или в матричных обозначениях: где wks, — вес координаты k для субъекта s; Ws — матрица субъективных весов для всех K координат, преобразующая групповую матрицу в индивидуальную. В соответствии с моделью индивидуальных различий исходные данные о субъективном различии объектов i и j субъектом s выражаются формулой Эта формула выражает основное предположение модели МШ индивидуальных различий и связывает исходные данные о субъективных оценках различии 8 с результатами применения метода: групповой матрицей координат объектов X, размерностью Р х К, и матрицей субъективных (индивидуальных) весов IV, размерностью N x K. При этом матрица X аналогична результатам неметрического МШ, а матрица X содержит N строк — для каждого субъекта и К столбцов — для каждой шкалы-координаты. Модель индивидуальных различий часто отождествляют с компьютерной программой INDSCALE (индивидуальное шкалирование), предназначенной для нахождения групповой матрицы координатой индивидуальных весов W по исходным данным о различиях между Р объектами, полученным от N субъектов. Эта программа входит, в частности, в состав SPSS. Рассмотрим исходные данные и основные результаты применения этой программы. Как упоминалось, исходными данными для модели индивидуальных различий являются N матриц субъективных оценок различий между. Робъектами-стимулами. Мерами соответствия результата исходным данным, или мерами качества решения, являются величины стресса, как и в неметрическом МШ. Дополнительно вычисляются квадраты коэффициентов корреляции (RSQ) между фактическими и оцененными скалярными произведениями. Они показывают степень согласованности расстояний (вычисленных по результирующим координатам стимулов с учетом субъективных весов) с исходными оценками субъективных различий между стимулами. Общий стресс и общий RSQ — меры соответствия для результирующей групповой матрицы координат стимулов. Они служат, в частности, для оценки числа координат, как и в случае неметрического МШ. Помимо этого, вычисляются аналогичные меры для каждого субъекта. Величина стресса и RSQ для субъекта — это меры соответствия групповой матрицы координат исходным данным для этого субъекта. Чем ниже величина стресса и выше RSQ, тем выше соответствие индивидуальной точки зрения групповой. Если стресс значительно превышает 0, 15 и RSQ меньше 0, 7, то индивидуальные данные не соответствуют групповым и этого субъекта следует рассматривать отдельно либо выделить в отдельную группу таких же субъектов. Если величины мер соответствия удовлетворяют исследователя, он может приступить к интерпретации групповой матрицы координат стимулов и матрицы индивидуальных весов. Матрица координат стимулов интерпретируется аналогично результатам неметрического МШ: каждая шкала интерпретируется через стимулы, имеющие по этой оси наибольшие абсолютные значения координат. Визуализация матрицы координат стимулов в пространстве двух или трех измерений-шкал позволяет обнаружить содержательно важные группировки объектов. Матрица индивидуальных весов показывает то, насколько каждый субъект учитывает или разделяет групповые точки зрения при различении объектов. Чем выше для субъекта вес одной из координат, тем существеннее для него соответствующая групповая точка зрения. Матрица индивидуальных весов задает пространство субъектов, каждая ось которого соответствует оси пространства объектов. Каждый субъект в этом пространстве характеризуется вектором из начала координат в точку с координатами, заданными строкой матрицы. Длина каждого вектора прямо пропорциональна степени соответствия индивидуальных данных групповым и пропорциональна RSQ: чем длиннее вектор, тем в большей степени данный субъект учитывает групповые точки зрения. Группировки в пространстве субъектов соответствуют испытуемым со сходными точками зрения. Отметим, что метод МШ индивидуальных различий предоставляет уникальную возможность сочетания идеографического и нормативного подходов в одном исследовании. Нормативный подход осуществляется путем соотнесения индивидуальных результатов с общими для группы — по индивидуальным субъективным весам общих для группы точек зрения. Одновременно возможно изучение качественного своеобразия каждой индивидуальной точки зрения — по индивидуальной матрице различий. ПРИМЕР18.2 В уже упоминавшемся исследовании восприятия студентами учебных предметов' каждый из 73 студентов оценивал различия между 14 элементами, в качестве которых выступали пройденные учебные курсы. Полученный массив данных (73 матрицы) обрабатывался при помощи МШ индивидуальных различий. Было получено 3-шкальное решение — достаточно устойчивое и воспроизводимое. Оно оказалось общим для большинства из опрошенных студентов. Для интерпретации шкал далее были проведены структурированные интервью (метод выявления конструктов), материалом для которых являлись учебные дисциплины, поляризованные по шкалам. При проведении интервью учитывалось индивидуальное своеобразие точек зрения опрашиваемого (по результатам шкалирования). Удалось выявить общие конструкты — критерии восприятия студентами учебных курсов. Ими оказались: 1 — «биодетерминизм — социодетерминизм» (в объяснении причин поведения); 2 — «исследование — коррекция» (на чем делается акцент в содержании дисциплины); 3 — «общие — прикладные» (по широте применения или назначения дисциплины). Интересно отметить, что те же конструкты были выявлены и утех, чьи данные не соответствовали групповым и для которых были составлены индивидуальные поляризации предметов для интервью — в соответствии с результатами шкалирования индивидуальных матриц.
ПРИМЕР18.3 Изучалась структурированность представлений студентов о разных психологических концепциях. Для этого двум студентам предлагалось сравнить попарно по степени различия концепции пяти ученых: В. Вундта, Э. Титченера, И. М. Сеченова, Э. Торндайка и М. Вертгеймера. В процедуре исследования каждому студенту было предложено оценивать различие концепций в каждой паре из всех возможных сочетаний (всего 5(5 - 1)/2 = 10 пар) по 5-балльной шкале (1 — очень похожи, 5 — совсем не похожи). Результаты оценки различий представлены в табл. 18.5.
Таблица 18.5
|