![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модель субъективных предпочтений
Исходными данными для шкалирования предпочтении является матрица размерностью P x N, содержащая N строк — по одной для каждого субъекта, присваивающего номера Р объектам по степени предпочтения: от 1 — самому предпочитаемому до Р — наименее предпочтительному. Соответствии с моделью предпочтений каждый субъект характеризуется идеальным объектом, а степень предпочтения стимула определяется его отличием от идеала. Дистанционная модель предпочтений основана на предположении, что субъекты могут быть охарактеризованы координатами идеальных точек в едином пространстве. Это пространство задается шкалами, которые трактуются как критерии, по которым осуществляются предпочтения. Координата Формально неметрическая дистанционная модель предпочтений предполагает выполнение следующих соотношений:
Первое соотношение обозначает, что для каждого субъекта есть своя монотонная функция fs, что избавляет от необходимости приписывать субъектам единую шкалу для субъективных предпочтений. Второе соотношение ограничивает координаты объектов xik и идеальных точек х, к в искомом пространстве так, чтобы сохранить порядковую информацию о соотношении объектов для каждого субъекта. Такой анализ называется условным по строке (строки соответствуют субъектам), в отличие от безусловного ограничения (по строкам столбцам), применяемого в неметрическом шкалировании данных об индивидуальных различиях. Программа неметрического шкалирования ALSCAL, включенная в состав SPSS, может выполнять и неметрический анализ предпочтений, если задать прямоугольную матрицу (rectangular) с количеством строк (row), соответствующим количеству субъектов, но не менее 4. Дополнительно необходимо задать «условность по строке» (Conditional: Row) в соответствии с требованием выражения 18.3. Критерии качества координатного представления объектов и правила выбора числа координат при анализе предпочтений те же, что в модели неметрического МШ данных о различиях. Однако матрица координат объектов включает в себя и координаты идеальных точек для каждого субъекта. Иными словами, конечный результат анализа предпочтений — это групповое пространство признаков (шкал), в котором наряду с объектами предпочтения размещены идеальные точки субъектов. Интерпретация этих результатов аналогична интерпретации результатов анализа различий. ПРИМЕР 18.4 В упоминавшемся исследовании отношений студентов к учебным предметам (Лященко С, Наследов А., 2001) изучались и их предпочтения. В одной из серия исследования студентам предлагалось упорядочить 14 предметов по степени предпочтения стиля их преподавания. Исходные данные для 73 студентов обрабатывались при помощи многомерного шкалирования предпочтений. Результат 3-шкального решения использовались для составления структурированных интервью. Таким образом были выделены основные критерии предпочтений учебных курсов с точки зрения стиля их преподавания. Ими оказались: 1 — «академичный — эмоциональный» стиль изложения материала; 2 — «диалогичный - монологичный» характер контакта с аудиторией; 3 — «доступная — сложная» манера изложения материала. ПРИМЕР18.5 Исследовались критерии предпочтения студентами различных психологически; концепций. Каждому из четырех студентов было предложено ранжировать по степени предпочтения 6 концепций: 3. Фрейда, М. Вертгеймера, А. Адлера, Р. Кеттел ла, Г. Айзенка и К. Левина (табл. 18.6), присваивая 1 наиболее и 6 наименее пред почитаемой концепции.
Таблица 18.6
|