Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по подготовке и презентации социально-педагогической программы/проекта






Подготовка программы и ее презентация является видом интерактивных аудиторных занятий и одной из форм итогового контроля. Участие в презентации подготовленной программы представляет собой один из основных видов аудиторной работы и проходит в рамках семинарских и практических занятий.

Сущность и специфика проектирования как формы учебной работы состоит в моделировании предполагаемой профессиональной ситуации. Поэтому проектирование рассматривается также как форма адаптации студентов к ситуации профессиональной деятельности. Содержание проектирования как формы учебной работы составляют целенаправленные действия студентов по анализу проблемной ситуации, разработке программы исследования и разработке технологии решения проблемы, подготовке и проведении презентации разработанных программ.

Педагогическое проектирование как форма учебной работы направлено на углубление теоретических знаний, полученных студентами в ходе лекционных занятий и изучения основной и дополнительной литературы, а также формирования практических навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в сфере социально-культурной практики. Проектирование развивает способности к постановке целей профессиональной деятельности и выбору путей ее достижения; формирует навыки использования технологий социально-культурной деятельности для организации социально-педагогических программ; позволяет овладеть методами анализа и решения личностно-значимых проблем подрастающего поколения; стимулирует способности к разработке содержания социально-педагогических и социально-культурных программ; проектированию индивидуальных и групповых форм социально-культурной деятельности в соответствии с выявленными проблемами личности или групп людей.Разработка социально-педагогической программы формирует умения определять и решать поставленные проблемы; позволяет студенту применить полученные на лекционных занятиях и в результате изучения специальной литературы знания в области отбора наиболее эффективных форм, средств и методов, влияющих на потребностно-мотивационную сферу личности.Разработка социально-педагогической программы является формой работы, требующей от студента не только глубоких теоретических знаний, приобретенных в ходе лекционных занятий и самостоятельного анализа литературы по предмету, но и креативного мышления, желания и способности проявить свой творческий потенциал, оригинальности и самостоятельности в процессе решения учебных и профессиональных задач.

Первым этапом в подготовке социально-педагогической программы является разработка ее концептуальной основы. На этом этапе необходимо определить целевую аудиторию, сформулировать проблему, цель и задачи. Следует также составить программу исследования, результаты которой должны подтвердить наличие предварительно сформулированной проблемы. Далее предлагается способ решения проблемы, включающего в том числе анализ маркетинговой и социально-культурной среды, создание сценарного плана и т.п.

К числу структурных элементов социально-педагогической программы относятся: обоснование идеи; анализ проблемной ситуации; формулировка проблемы; характеристика аудитории; педагогические принципы программы (общие и специфические); функции; ресурсное и нормативно-правовое обеспечение; реализуемые формы, методы и средства; требования к специалистам; основное содержание; финансовое обеспечение; ожидаемые результаты.

На завершающем этапе в ходе прогнозирования ожидаемых результатов у студентов формируются прогностические навыки, что очень важно не только в рамках данной учебной дисциплины, но и в рамках получаемой специальности «Менеджер социально-культурной деятельности» в целом.

Важной составляющей программы является раздел взаимодействия с различными социально-культурными, образовательными и иными институтами. Поэтому предлагаемая студентами программа должна включать подробно разработанную стратегию по работе с учреждениями, позволяющую расширить педагогическое воздействие на целевую аудиторию.

Подготовка и презентация проекта, представленного в рамках ряда дисциплин, например таких как «Межкультурные коммуникации» и «Музейно-выставочные технологии», может проходить в форме презентации авторской идеи выставки.

Разработка проекта выставки является формой работы, требующей от студента креативного мышления, желания и способности проявить свой творческий потенциал, оригинальности и самостоятельности в процессе решения учебных и профессиональных задач.

Первым этапом в подготовке проекта выставки является разработка его концептуальной основы. Так, необходимо сформулировать цели и задачи выставки, его целевую аудиторию. Следует также определить планируемый масштаб выставки, характер оценки работ его участников, жанровую специфику, частоту проведения, процедуру, правила и критерии отбора работ, их критерии оценки, процедуру определения победителей конкурсной презентации. Последним этапом разработки проекта выставки является определение его программы. В программу выставки могут быть включены: демонстрация кинофильмов, специальные события (концерты, мастер классы, круглые столы). Важным составляющим работы выставки является освещение его деятельности в СМИ.

 

Наряду с этим проектирование в процессе освоения некоторых дисциплины, например «Методика исследования социально-культурной деятельности», включает и такие интерактивные формы проведения занятий, как разработка программы прикладного эмпирического исследования, которое осуществляется студентами в течение семестра. Тема эмпирического исследования определяется студентами самостоятельно и отражает актуальную проблему социально-культурной деятельности.

На первом этапе проведения прикладного эмпирического исследования студенты определяют тему исследования и доказывают ее актуальность; формулируют проблему исследования; определяют цель исследования, его объект и предмет; проводят системный анализ объекта исследования, устанавливая его внешние и внутренние связи; разрабатывают задачи исследования; осуществляют интерпретацию основных понятий; выдвигают рабочие гипотезы (основания и следствия).

На втором этапе студенты разрабатывают методику сбора первичной информации, включающую необходимый инструментарий и процедуры исследования; проводят полевое исследование; осуществляют обработку эмпирических данных, их анализ и систематизацию; оформляют исследование и разрабатывают его электронную презентацию.

Разработка программы эмпирического прикладного исследования и осуществление исследовательской деятельности проводится в небольших группах обучающихся (от 4 до 8 чел.). Цель данных занятий – овладение участниками методами ведения обсуждения, поиска и формулирования аргументов, сбор фактологического материала и его анализ. Следует отметить, что грамотно организованное обсуждение конкретных социально-культурных проблем является фактором развития коммуникативных и аналитических способностей студентов, позволяет выявить уровень представлений учащихся по определенной теме.

Углубленному усвоению материала в ходе практических занятий по разработке исследовательской программы и проведению эмпирического исследования способствуют следующие виды деятельности:

- сбор и обмен информацией о структуре и содержании проблемной ситуации;

- выработка методологических подходов к изучению заявленной социально-культурной проблем;

- осуществление необходимых процедур для разработки концепции исследовательской программы и ее основных элементов;

- обоснование и разработка комплекса исследовательских методов для реализации программы исследования;

- сбор эмпирического материала в соответствии с программой исследования;

- обработка и анализ полученных эмпирических результатов;

- подготовка презентации по представлению полученных результатов эмпирического исследования и их обсуждение.

Первичное групповое обсуждение исследовательской проблемы предполагает:

- поиск и определение проблемы;

- формулировку проблемы в ходе группового анализа и обсуждение ее структуры;

- детальный анализ проблемы;

- поиск способов изучения проблемы (они могут пред­ставлять собой процесс, включающий обсуждение, сбор данных, привлечение дополнительных источников инфор­мации и т.д.). Группа делает предварительные выводы, проводит сбор мнений и т.д.

- выбор лидера исследовательской группы, а также обсуждение его функций в группе.

 

Защита результатов эмпирического исследования включает в себя:

- подготовку отчета исследовательской группы по конкретной теме исследования;

- создание электронной презентации результатов проведенного исследования.

 

Структурные элементы отчета исследовательской группы:

1.Титульный лист

2. Актуальность исследования, включающая анализ литературы по проблеме исследования и результаты пилотного исследования.

3. Анализ проблемной ситуации и постановка проблемы.

4. Объект и предмет исследования.

5. Цель и задачи исследования.

6. Интерпретация основных понятий, включающая теоретическую, эмпирическую и операционную интерпретацию.

7. Системный анализ объекта исследования.

8. Гипотезы (гипотезы-основания и гипотезы-следствия).

9. Методы сбора эмпирической информации.

10. Результаты исследования.

11. Заключение

12. Список использованной литературы.

13. Приложения.

14. Оценка деятельности каждого участника группы.

 

К отчету о результатах эмпирического исследования предъявляются следующие требования.

1. Четкость и полнота построения.

2. Логическая последовательность изложения материала.

3. Убедительная аргументация.

4. Краткость и точность формулировок.

5. Конкретность изложения результатов работы.

6. Доказательность выводов.

Критериями оценки эффективности работы исследовательской группы являются:

- направленность работы группы на достижение цели исследования;

- скоординированность действий участников группы с поуровневой их детализацией по видам, ответственности и объему;

- согласованность интересов всех участников группы для достижения цели и задач исследования как одного из направлений самостоятельной работы.

Критериями оценки самостоятельных работ студентов являются:

1. Актуальность тем исследования, глубина их раскрытия.

2. Соответствие выводов поставленным целям и задачам, предмету исследования.

3. Уровень обобщения литературы, анализа практики.

4. Адекватность и разнообразие используемых методов исследование, владение техникой и процедурами их реализации.

5. Наличие, обоснованность и самостоятельность выводов и рекомендаций, предназначенных для практиков.

6. Оформление работы в соответствии с требованиями.

7. Умение представить результаты исследования, аргументировано защищать свои выводы, отвечать на вопросы.

8. Умение работать в исследовательском коллективе.

Разработка методики организации СКД в сфере досуга и ее представление является также одной из форм контроля выполнения студентом самостоятельной работы, а участие в представлении подготовленной методики представляет собой один из видов аудиторной работы и проходит на практических занятиях. Данная форма учебной работы формирует умение проектировать и организовывать массовые формы социально-культурной деятельности в соответствии с культурными потребностями различных групп населения. Разработка методики позволяет студенту применить знания, полученные на лекционных занятиях и в результате изучения специальной литературы в области образования и воспитания населения в условиях развивающей социально-культурной деятельности в сфере досуга; технологий организации досуговых программ; методов обеспечения условий для социально-культурных инициатив населения в сфере досуга; технологий организации массовых форм досуга населения.

Представление подготовленной методики в ходе практических занятий стимулирует коммуникативные навыки, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь; формирует готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе и включает следующие этапы:

- Выбор темы:

Тема методики формирования культуры личности в сфере досуга связана с ведущими сферами жизнедеятельности. Методика ориентирована на решение таких проблем, как организация рационального досуга; формирование культуры личности(эстетическое развитие; нравственное воспитание; коммуникативная культура; медиакультура; здоровый образ жизни; культура чтения; патриотическое воспитание и т.д.). В теме, связанной с формированием культуры личности, должна быть обозначена целевая аудитория;

- Обоснование актуальности темы:

На основе анализа взглядов двух-трех исследователей раскрыть основные проблемы по выбранной теме, после чего необходимо сделать акцент и раскрыть значение сферы досуга в их решении (объем текста данного этапа 2-3 печатные страницы);

- Характеристика аудитории:

На данном этапе дается возрастная характеристика целевой аудитории, анализируются взгляды специалистов, раскрывающие социальные, психологические, интеллектуальные и физиологические особенности детей. Если тема связана с укреплением внутрисемейных связей, организацией семейного досуга, то в качестве целевой аудитории выступает ребенок (объем текста данного этапа 2-3 печатные страницы);

- Цель и задачи:

Цель методики связана с темой и целевой аудиторией. Формулировка цели может быть аналогична теме, а может быть более конкретизирована (если тема связана с эстетическим развитием ребенка, то более узкий аспект – музыкальное развитие или приобщение ребенка к художественной культуре и т.д.). Задачи методики связаны с организацией досуговой деятельности выбранной аудитории и направлены на реализацию цели.

Пример:

Цель: укрепление внутрисемейных связей(целевая аудитория – ребенок старшего дошкольного возраста).

Задачи: включение детей и родителей в совместную культурно-досуговую деятельность; создание условий для неформального общения; приобщение родителей к знаниям о формировании культуры личности ребенка; создание условий для реализации творческого потенциала ребенка.

- Формы, методы и средства:

Выбираются эпизодические формы различной направленности, с помощью которых возможна реализация цели и задач. В рамках форм выбираются методы воздействия и выстраиваются по степени значимости. Выбираются средства – информационные, материальные, технические и т.д., с помощью которых возможна реализация формы. Для решения определенной цели и задач определяются необходимые формы информационно-просветительной направленности, формы художественно-зрелищной, игровой, спортивно-оздоровительной, праздничной направленности можно использовать для реализации остальных задач.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал