Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации по организации презентаций
Самостоятельная работа студентов предполагает также и подготовку презентации разработанной программы, выставки, методики и т.п. Презентация подготовленной социальной, социально-педагогической или социально-культурной программы формирует коммуникативные навыки, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь; стимулирует готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе. Презентация должна отражать основные элементы программы и сопровождаться показом слайдов, подготовленных в среде MS PowerPointили иной электронной информацией, а также может содержать соответствующие тематике видеосюжеты. Длительность презентации должна составлять не более 20-25 минут. Как правило, организация работы по подготовке и проведению презентаций осуществляется в рабочих группах по 5-7 человек. Критериями оценки качества работы студентов по подготовке и презентации программы являются: глубина и всесторонний анализ проблемной ситуации; правильная формулировка проблемы, с которой столкнулась та или иная социальная группа; адекватная проблеме программа исследования; оригинальность концепции программы; разнообразие форм и направлений работы, используемых в программе; качество отбора методов решения проблемы; соответствие методов анализа и решения заявленной проблеме; наличие всех необходимых компонентов программы; качество презентации разработанной программы. Данный вид занятий предполагает также обсуждение представленных презентаций на имитированном экспертном совете. Таким образом, подготовка презентации включает: определение стратегии презентации (содержание и структуру основной части, способы стимулирования вопросов); разработку плана презентации; составление текста презентации; отбор и построение иллюстративного материала; распределение тезисов по иллюстрациям; хронометраж доклада и выверка; несколько репетиций представления презентации, а также обдумывание вариантов ответов на наиболее вероятные вопросы. Содержание занятий по проведению презентаций включает: - выступление с презентацией; - вопросы к выступающей группе; - обсуждение достоинств и недостатков презентации; - заключительное слово выступающей группы; - заключительное слово преподавателя. Одной из задач при проведении презентации является и проверка студентами себя как квалифицированных исполнителей и убедительных авторов идей. Часто интересная, содержательная работа оказывается недооценена окружающими из-за неумения автора донести до них реальную проблематику. Это бывает связано с тем, что автор глубоко проникает в суть работы и не может отделить, что понимают и что не понимают в его деятельности окружающие. Оценка презентаций осуществляется по следующим критериям: технологическая целесообразность и оригинальность концепции презентации; точность определения адресатов презентации; детальность анализа маркетинговой, социально-культурной и информационной ситуации в представляемом направлении деятельности; высокая информационная насыщенность презентации, логичность и ясность излагаемых тезисов; наглядность и яркость презентации; полнота отражения концепции программы в презентации; эстетическая составляющая сюжета презентации, оформления помещения, информационных материалов и иллюстративного материала; активизация аудитории; качество устной речи. В процессе создания презентаций выделяется три этапа: первый этап – планирование презентации, на котором необходимо определить ключевые вопросы, выносимые в презентации; изучить и систематизировать иллюстративный материал, который предполагается использовать в презентации. Содержание электронной презентации должно зависеть от целей выступающего, интереса и уровня знаний аудитории; кроме того, необходимо разработать целостную концепцию презентации. На основе имеющейся информации и ее анализа следует выбрать тип будущей презентации. Далее разработать максимально подробную схему презентации в виде последовательности кадров — «раскадровку». Это позволит первоначально оценить логичность изложения материала и выявить пробелы в схеме. Созданная схема обрастает сценарием, в котором каждому кадру соответствует отобранный и проверенный материал; второй этап – создание презентации, который связан с созданием текста презентации в виде общего текстового сценария; подбором специальных программных и вспомогательных средств для реализации сценария, а также представлением сценария в виде последовательности слайдов; также на данном этапе необходимо выбрать выразительные средства, основную цель и задачи презентации. Необходимо подготовить такое начало презентации, которое бы стимулировало интерес к обсуждаемой теме. Вводная часть должна занимать от 5% до 10% презентации. Главные идеи презентации должны быть определены и обоснованы статистикой, документами, аналогиями или наглядными примерами и обязательно связаны с темой сообщения. Целесообразно подготовить впечатляющее завершение презентации. Кроме того, необходимо провести репетицию презентации, которая предполагает просмотр презентации, оценку структуры, содержания и стиля презентации, а также хронометраж времени, затрачиваемого на проведение презентации; третий этап - проведение презентации, которое осуществляется под управлением докладчика (докладчиков). При проведении презентации особое внимание следует обратить на ограниченность времени, которого обычно не хватает для детального изложения всех аспектов работы. Способность соблюдать выделенный регламент является важным качеством докладчика и без особых оснований не стоит его превышать. Поэтому необходимо тщательно продумать, о чем и как именно говорить в докладе и чем пожертвовать. Практикой проведения презентаций является предоставление времени на вопросы слушателей. Ответственность за соблюдение регламента при ответах на вопросы уже не лежит на ведущих презентацию. Это дает возможность так построить выступление, чтобы спровоцировать вопросы по тем аспектам, на которые не удается выделить время в основной части презентации. Эффективность презентации зависит не только от качественного материала, но и от ряда позиций, которые нужно учитывать докладчикам при проведении презентации, а именно: - каждый слайд презентации должен соответствовать единому стилю, в котором выполнена вся работа. Следует избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунок). Для фона как правило выбирают более холодные тона (синий или зеленый). Допустимо использование отдельного фона для заглавных слайдов, где фон также не должен быть ярким, бросающимся в глаза и не должен содержать выделяющихся элементов: все внимание зрителя должно быть привлечено к тексту или изображению, поэтому идеальный фон - ровный, окрашенный в бледный, ненасыщенный цвет. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. В целом фон слайда не должен сливаться с текстом или изображением. Существуют два варианта выбора фона: светлый фон и темный текст, темный фон и светлый текст. Первый вариант предпочтительней, так как сочетание темного фона и светлого текста напрягает зрение и предъявляет особые требования к использованному шрифту (он должен быть «жирным», максимально простым, без лишних деталей). На светлом фоне неплохо будут смотреться тексты, выполненные в черном, темно-синем, темно-сером, темно-зеленом цвете. Для фона и текста слайда выбирают контрастные цвета. Хорошо смотрится светло-серая, светло-синяя, светло-зеленая гамма, можно использовать белый или бежевый цвета; - текст презентации предполагает использование коротких предложения, минимизируется количество предлогов, наречий, прилагательных, заголовки должны привлекать внимание аудитории. Если слайд имеет более 8 строк, то необходимо исключить анимацию, т. к. глаза зрителя даже вопреки его воле все равно будут следить за движением, а не заниматься чтением и переработкой информации. Предпочтительно горизонтальное расположение информации на слайде, а наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней. Для выделения текста применяются такие средства как: рамки, границы, заливки, разные шрифты, рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов; - в презентации целесообразно выделять размером шрифта отдельные элементы, на которые следует обратить внимание. Остальную часть следует показывать " в тени"; количество и размеры рисунков, иллюстраций должны органично связываться с содержанием текста. Мелкие заголовки и подписи должны быть исключены, т. к. их просто не видно: рисунки, иллюстрации должны соответствовать содержанию текста. Не стоит увлекаться юмористическими рисунками, иначе презентация будет своеобразным показом " комикса"; слайд-фильм обязательно должен содержать в себе текст; рисунки могут играть сопровождающую или информационную роль. При сопровождающей роли рисунок должен занимать 1/8-1/4 часть поля слайда. Если рисунок помещается на слайд как объект изучения, то лучше его разместить на все поле и при этом будут видны мелкие детали, на которые в устной форме можно еще раз обратить внимание студентов; - при показе презентации необходимо помнить, что слайд-фильм - это только сопровождение выступления. Длинные слайд-фильмы утомительны и не воспринимаются, какими бы красочным они не были. Проведения презентации предполагает формирование экспертной группы, в задачи которых входит: наблюдение за ходом презентации; ее анализ и оценка качества выполнения всех компонентов проекта; подготовка экспертного заключения, включающего анализ концепции презентации, а также определение оценки по балльной системе всех групп разработчиков. На аналитическом этапе заслушивается резюме экспертной группы, подводятся итоги разработки и представления презентации, выявляются сильные и слабые стороны в работе ее участников, определяются наиболее активные участники, уровень знаний и умений, формулируются рекомендации по развитию творческой проектировочной деятельности.
|