Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разные поколения россиян
«Чем старее, тем правее, чем моложе, тем дороже» Русская народная пословица При переходе к рыночной экономике и демократии произошел распад бывшей экономической структуры и ее звеньев: научных центров, предприятий, производственных комплексов, конструкторских бюро, органов планирования и управления и т.п. В новых условиях России диплом об образовании, квалификация, почетные грамоты и награды, стаж работы, даже сама профессия стали терять былое значение социальных характеристик. Это больно ударило по самосознанию многих граждан. Зато в социальной дифференциации все большую роль стали играть различия между поколениями, особенно в восприятии прошлого и настоящего России. По материалам опроса общественного мнения65, практически всегда, когда от опрошенных требовалось занять определенную позицию, налицо были три ответа, что говорит о трех частях российского общества. Самые молодые и самые пожилые часто выражают противоположные суждения и оценки. А среди людей среднего возраста крайние ответы более сбалансированы, не дают перевеса. Таким образом, средние возрастные группы как бы уравновешивают крайности в восприятии мира, выполняют функцию переходного звена, социального буфера. Как ни кажется парадоксальным, но «срединное положение» не обязательно строго закреплено за каким-то конкретным возрастом. Оно, скорее, зависит от ситуации и поставленного вопроса. Например, с мнением, что «западная демократия, индивидуализм и либерализм— это ценности, которые россиянам не подходят», были согласны и молодежные группы, и люди среднего возраста (24, 4% людей в возрасте от 16 до 24 лет и 40, 7% — 25—35 лет, 49, 4% — 36—45 лет), зато старшее поколение выступило «единым фронтом»: 62, 9% людей старше 55 лет поддержали эту идею68. Как видим, отрицание ценностей западной демократии с увеличением возраста опрошенных людей только усиливается. В ответах на вопрос «Было ли характерно для брежневского периода доверие между людьми?» количество положительных ответов, наоборот, было смещено в сторону людей старшего возраста. При этом разница огромная: 27, 4% молодых людей до 24 лет считают это понятие вообще устаревшим, зато 61, 1% людей старше 45 лет с этим не согласны, а среди людей более 56 лет таковых 71, 8%, т.е. подавляющее большинство65. Как видим, чем старше люди, тем более толерантно они относятся к своему прошлому. Значит, в плане морально-этических ценностей некоторые вещи для молодых являются пустым звуком, тогда как для людей старшего возраста — наоборот, не утратили своей ценности. Об этом очень важно помнить, когда вы имеете дело с россиянами разных возрастных групп. Это первый вывод. И второе. Люди среднего возраста, отвечая на различные вопросы, часто имели подвижные ответы, близкие то к мнению молодых, то к мнению старших. Эта возрастная группа играет стабилизирующую роль в стране, так как предотвращает тотальное непонимание и раскол общества по поколениям, как бы цементируя общество, хотя и не по всем вопросам. Отметим проблемы, по которым почти все поколения русских имеют сходные мнения. Во-первых, подавляющее большинство россиян гордится победой в Великой Отечественной войне (свыше 80%) и послевоенным восстановлением страны (70%); 75% русских гордятся своими великими поэтами, писателями, композиторами и столько же — достижениями космонавтики; 50% россиян восхищаются деятельностью Петра Великого и петровскими преобразованиями. Об этом не следует забывать, когда вы общаетесь с русскими. Во-вторых, едиными остались традиционные установки русского архетипа. Так, большинство россиян все-таки считает, что «в своей жизни человек должен стремиться к тому, чтобы у него была спокойная совесть и душевная гармония» (69, 3%), и что «главное в жизни— равенство возможностей для всех и во всем» (56, 8%)88. Значит, вопреки расхожим утверждениям об огромном разрыве между поколениями, несмотря на все потрясения в жизни страны в последние годы, несмотря на то, что между старшим, средним и младшим поколениями россиян имеются отдельные расхождения в оценке событий, все-таки социокультурный мир России «не рассыпался», а сохранился. И это единство поддерживается не столько на рациональном уровне (одна и та же идеология, общие интересы, ценности и цели), сколько на уровне сопереживаний, эмоциональных образов. Такое единство нации, конечно, достаточно хрупко и может рассыпаться в результате резких поворотов событий, но, вместе с тем, оно позволяет обеспечить психологическую самозащиту людей в условиях неопределенности, позволяет русским людям сохранить важное для них чувство общей судьбы и смысл понятий «нация», «мы— русские». В последние годы развитие российского общества в плане чередования жизненных ценностей было анормальным. Раньше говорили «Старый волк— знает толк», «Старый конь борозды не испортит», а теперь привычное и традиционное уважение к старикам поколеблено. Сейчас вперед вырвались и доминируют «молодые», которые, по мнению стариков, озабочены только личным благополучием. Традиционная мораль в России относится к слишком активным «молодым» довольно скептически: «Из молодых, да ранний, петухом кричит», — сидит в памяти каждого россиянина и отзывается обидой тех, кто остался не у дел. Тем не менее есть основания утверждать, что связь поколений в Рос-сии несмотря ни на что сохранилась. Правда, молодые россияне появились на свет в новых социальных условиях. Они незнакомы с трудностями отцов: ввдели войну, концлагеря и продуктовые очереди только на телеэкране, они не боятся рассказывать политические анекдоты, надолго покидать родину, жениться на иностранках и т.п. Они более прагматичны, чем 40-летние и тем более 60-летние. Их называют «поколение перестройки», «поколение пепси» или даже «первое поколение непоротых», лишенных генетического страха и потому более динамичных. Для них самое важное — «интересная работа» (42%), «друзья» (37%), «деньги» (32%) и, конечно, «любовь». Современная молодежь ориентирована на культуру и образование, но не чуждается и богатства. Их наиболее характерные личностные черты — это предприимчивость, воля, стремление к богатству, равнодушие и лень. Слабее развиты такие качества, как трудолюбие, бескорыстие и патриотизм. Это самое «прозападнически» настроенное поколение, лишенное ностальгии по СССР. И их способ мышления и ценностные установки в целом достаточно близки к установкам старших братьев и отцов. Во всяком случае не противоположны им. Представителям среднего поколения, или как его называют «поколения застоя», сейчас 40—50 лет. Эти люди ориентированы на такие ценности, как «семья», «здоровье», а также «работа» и «деньги». Ведущие личностные черты представителей этого поколения: честность, трудолюбие, доброта, однако эти качества у них выражены более слабо, чем у представителей старшего поколения. Большинство людей старшего поколения (старше 55 лет), которые иногда называют себя «шестидесятниками», испытывают ностальгию по эпохе «застоя», негативно воспринимают сегодняшнюю ситуацию, они гораздо меньше, чем молодые, идеализируют дореволюционную Россию, а современную Россию они воспринимают, главным образом, как общество криминала, бездуховности и коррупции. Главные их ценности, как и у других поколений, — «здоровье», «семья», но на третьем месте у них самое важное не «деньги», а —- «справедливость» (45%); «деньги» же стоят на последнем (седьмом) месте. Это поколение ориентировано на «высокую духовность» и «социальную справедливость». Главные качества представителей этого поколения: честность, трудолюбие, доброта, ответственность, бескорыстность, патриотизм и коллективизм, т.е. наиболее традиционные качества русского архетипа. Итак, несмотря на все различие между поколениями современных россиян, трудно не заметить, что в них все-таки присутствуют общие качества и ценности, которые составляют «ядро» их сознания. Каждое поколение имеет свои качества, но эти сдвиги происходят не сразу, в отрыве от предшественников, а накапливаются постепенно и обычно направлены в сторону утилитарности и прагматизма. Возможно, что эта тенденция наблюдается при столкновении разных поколений во всем мире, т.е. является универсальной. Общность всех поколений россиян видна и в другом аспекте. По мнению аналитиков68, для всех поколений базовой, исходной исторической эпохой является советский период истории. Именно этот период хорошо практически знаком всем живущим ныне россиянам, именно он дает им запас идей и понятий, представлений, непосредственных жизненных впечатлений, из которых складывается живой социальный опыт каждого поколения. Конечно, он дополняется опытом новой России. Однако этот опыт является как бы «вторичным», он накладывается на то, что сформировано советской эпохой. Как бы ни относились люди к своему советскому прошлому, оно пока еще довлеет в их сознании, а поэтому в характерах, поступках и реакциях людей непроизвольно наблюдается «советское». Реально это означает, что россияне склонны судить о настоящем и оценивать тенденции развития страны с позиции своего жизненного опыта, т.е. со специфически «советских» позиций». Не обязательно, что это позиции ортодоксальные и прокоммунистические, и все-таки они «советские». По мнению аналитиков, такой опыт и дальше в перспективе будет служить в качестве «мерки должного». Именно по этой шкале будут оцениваться все события, политика, ведущие политические фигуры, вся социальная действительность и разнообразные политические коллизии в целом. В этом смысле современная российская действительность воспринимается большинством россиян как «ненашенская», как «вынужденный боковой ход», который имеет смысл и оправдание только в том случае, если приведет в будущем к становлению «нормального» положения вещей68. Острый кризис 1998 года только подтвердил это убеждение. Советская эпоха, таким образом, довлеет в сознании россиян. Несмотря на антисоветскую тональность влиятельных СМИ, россияне не склонны огульно чернить советский период. Только 18, 4% согласны, что во всей «истории СССР мало найдется того, чем мы могли бы гордиться», а 75, 5% людей категорически не согласны с этим68. При этом россияне все больше уходят от политических стереотипов классовой борьбы. Они считают, что без революции 1917 года всем жилось бы сейчас гораздо лучше. Несмотря на популярность в кино и на эстраде «белогвардейской романтики», они не всегда в восхищении от борьбы белых офицеров против красных большевиков... Итак, «советская парадигма» в сознании современных русских не только не разрушилась, но даже не поддается вытеснению из массового сознания. У россиян, конечно, исчезло чувство «исключительности советского строя», никто уже не говорит с гордостью, что он «советский». Зато осталось чувство личной причастности к «советской жизни», пусть даже окрашенное некоторой долей горечи. И еще очень важно, что в сознании всех поколений россиян четко наметилась совершенно новая, невиданная в последние десятилетия тенденция к росту патриотизма. Как бы ни была неприятна ситуация в стране, у россиян нет стремления «поджечь» свой дом, каким бы плохим он ни был, как бы тяжело в нем ни жилось. Большинство народа хочет видеть Россию не только страной своего проживания, но и чувствовать себя жителем богатой, свободной и пользующейся уважением в мире державы. Понятия Родина, Отечество, двуглавый орел, гимн и прочая государственная символика не потеряли для россиян своего смысла. Новая тенденция имеет свои практические последствия. Например, многие с искренним удивлением отмечают, что сегод< ня в России регистрируется множество фирм и названий продукции, куда включаются слова «Россия», «русский», например, журнал «Русский дом», колбаса «Русская», шоколад «Россия — щедрая душа» и т.п. Показательно, что американская фирма по производству пива, изучив рынок, предпочла в условиях новой России дать название своей продукции «Клинское пиво», т.е. использовала русскую топографию — название города «Клин». Она учла, что любой русский при прочих равных условиях и широком ассортименте предпочтет покупать продукцию с отечественным символом. Есть и другие примеры. Изменилась мода на имена. Прежде многие родители давали детям экзотические имена (Марианна, Круз, Иден), а нынче — исконно русские: Егор, Пахом, Даша, Анфиса. Любители легкого чтения давно заметили, что детективные романы отечественных авторов на две трети вытеснили с прилавков переводные книги этого же жанра. Едва ли российские «сименоны» и «чейзы» превзошли в мастерстве своих западных учителей, но русским сегодня гораздо интереснее погружаться в родные реалии. Все популярнее становятся российские сериалы. Таким образом, гражданское сознание россиян, их чувство патриотизма, осознание ими общности своей судьбы и судьбы страны — широко распространены и в настоящее время не зависят ни от возраста, ни от материального положения граждан.
|