Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Россияне и предпринимательство






«У всякого дела — свои пределы» «Коли некуда деться, приходится вер­теться»

Русские народные пословицы

Экономисты, социологи и прочие теоретики извели немало чернил и слов в спорах: сможет ли укорениться предпринима­тельство в России после нескольких десятилетий забвения, за­претов и жестокого преследования? Казалось, что из россиян выт­равили самых активных, изобретательных и полных энтузиазма личностей. Жизнь опрокинула все теоретические размышления.

Оказалось, что несмотря на высказанные выше утверждения о равнодушии россиян к практицизму и материальной стороне жизни (ч. II, гл. 2, § 9), им не так уж чужда идея предпринима­тельства: 52, 6% россиян уже занимаются предпринимательством или хотели бы им заниматься. А на первых порах реформ, лет 10 тому назад, таких людей было еще больше — 63%. Сокращение произошло в основном за счет тех, кто реально ведет свое дело: 10 лет назад таких было 12, 6% (т.е. каждый восьмой) от числа всех граждан России, а сейчас — только 5, 6%80. Значит, за 10 лет реформ количество предприимчивых граждан сократилось почти f< два раза.

Причины такого сокращения очевидны: ни один из прошед­ших 10 годов не был для предпринимателей благоприятным. Осо­бенно в тяжелом положении находится средний и малый бизнес. Для сравнения89: в США из 7, 5 млн предприятий львиная доля (7, 3 млн) — это малые, и они дают 50—52% от ВВП Америки. В России же из 3 млн предприятий только 844 тыс. можно отне­сти к малым, т.е. 10% ВВП России. Там в малом бизнесе занято 70, 2 млн человек, а в России — только 8, 3 млн, чуть не в 10 раз меньше.

Почему же в России мало небольших предприятий, что ме­шает им развиваться?

Во-первых, многочисленные бюрократические препоны. Для того чтобы открыть свое дело, требуется оформить множество документов, внести платежи в регистрационную и налоговую палаты, пройти оформление в Пенсионном фонде и Фонде со­циального страхования и еще многое другое. В денежном исчис­лении эти хлопоты стоят 2, 5 тыс. рублей, а по времени — ожи­дания не меньше месяца. Но регистрация — это только «цветоч­ки», главное впереди. К предпринимателям регулярно наведываются контролеры из самых разных инстанций: из милиции, налого­вой и пожарной службы, санэпидемстанции, госторгинспекции и т.д. И всем приходится платить... Понятно, почему малое пред­принимательство России развивается медленно и весьма проти­воречиво и почему количество тех, кто планирует заниматься бизнесом в ближайшем будущем, уменьшилось почти в четыре раза.

Следовательно, можно сказать, что капитализм в России за 10 лет реформ еще не стал всенародным делом. Однако совсем не потому, что предпринимательство чуждо духу россиян, а пото­му, что все реформы так и не превратили его в обычный род занятий. По-прежнему оно остается хлопотным и даже экстре­мальным, которым могут заниматься только активные люди, не страшащиеся риска.

Кстати, 4, 5% россиян совсем не хотели бы заниматься предпринимательством. Обычно это люди, которые так и не рас­стались с традиционными взглядами на бизнес как на заведо­мо нечестное дело, у которых в мозгу засела народная мудрость:


«От трудов праведных не наживешь палат каменных». По этой логике богатые люди — это, как правило, преступники, только не пойманные за руку из-за «беспредела» (полного отсутствия порядка) в стране. Такие россияне охотно бросили бы предпри­нимательство, но «из-за угрозы безработицы вынуждены им за­ниматься» против своего желания.

Аналитики из Института социальной психологии РАН зада­вали российским предпринимателям один вопрос: «Какова мо­тивация их выбора?» Ответы предпринимателей не повторялись, но обнаружилась интересная тенденция90: год от года усилива­лось значение мотива материальной обеспеченности и стремле­ния в полной мере проявить свои способности. Зато ушли в тень популярные в первые годы разрешенного предпринимательства мотивы независимости, полезности работы для других людей» ав­торитета у окружающих и т.п. Подобные ответы более харак­терны для традиционных ценностей россиян, они, по всей ви­димости, стираются со временем и уходят в прошлое.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал