Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Феномен российского пьянства
«Водка — вину тетка» «Пьяному — море по колено, а лужа — по уши» «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке» Русские народные пословицы В общенациональной газете «Известия» (22 февраля 2002 г.) и в Интернете прошла информация, наделавшая много шуму. В ней рассказывалось, что «Российское застолье убило французского специалиста». Три года тому назад в Нальчике француз 44 лет умер от алкогольной интоксикации — всю ночь пил водку со своими российскими коллегами. Его вдове было отказано в пенсии, и она подала в суд на фонд социальной защиты. Суд постановил, что вдова имеет право на пенсию, потому что имел место «инцидент на рабочем месте», что работодатели погибшего должны были учитывать «российскую специфику», поэтому они несут ответственность за своего сотрудника. В его обязанности входило устанавливать рабочие контакты с коллегами из России, которые сопровождались традиционными возлияниями. Пить ему, разумеется, пришлось национальный российский продукт, а как известно, «Водка— вину тетка», т.е.вещи несопоставимые. Как утверждают сами русские, слишком велика разница в процессе питья вина и водки (ч. 2, гл. 1, § 9), а также в его результатах. Так, французу совершенно неведомо понятие «опохмелиться» и всего остального, что с этим связано. Работодатели, конечно, знали о традиции застолий российской жизни, но не принимали всерьез, не подготовили человека, что повлекло за собой его гибель. Во избежание подобных случаев нужно знать о феномене российского питья не только понаслышке. Любовь к горячительным напиткам на Руси давно известна и традиционна. Во-первых, это связано с холодным климатом: алкоголь ощутимо согревает в холод. Виноград в России не растет. Вот и пользовали сначала меды, пиво, хлебное вино. Водка появилась не ранее XV века. Во-вторых, существует давняя историческая традиция. Известно, что в свое время киевский князь Владимир не мог принять Коран по нескольким причинам: непонятного языка, странного обычая не есть свинину и не пить вино. Последнее было просто неприемлемо — и вовсе не из-за повального алкоголизма, а в силу древнерусских традиций. В те времена по русскому обычаю князь должен был делить трапезу (т.е. есть) вместе со своей дружиной. Этот ритуал скреплял дружбу князя с воинами, усиливал их взаимное доверие. Славяне на Руси привыкли к хмельным напиткам, так как они снимают усталость и стресс после военных походов, согревают. Ритуал княжеских пиров был очень строгий и не допускал «буйства во хмелю». Пьянство «для развлечения» всегда строго осуждалось, а умение хранить ясный разум после распития высоко ценилось как особое мужское достоинство: «Пьян, да умен — два угодья в нем». Для сравнения: арабы пили вино, но только в узком кругу, поэтому у них, в отличие от русских, нет ритуала пиров и соответствующих стереотипов поведения на них. Итак, князь Владимир в X веке сделал свой выбор: было принято православие, и не только под влиянием красоты греческой литургии, но и потому, что не нарушалась древняя традиция: «Веселие Руси есть пити... и нам без того не жити!» Веселье и питье в русском сознании неразделимы. Из глубокой древности эти традиция перекочевала и в новые времена. По статистике, Россия остается мировым лидером по количеству потребления алкоголя на душу населения, опережая традиционно много пьющие страны: Францию, Португалию, Италию, Германию и Венгрию. По мнению врачей, потребление горячительных напитков в России превышает все допустимые нормы. Оказывается, человек может употреблять без непоправимого вреда для здоровья не более 10 литров алкоголя в год, а в России на каждого человека, включая женщин и детей, приходится 13—15 литров71. Русские лидируют в потреблении алкоголя даже при том, что теряют от 9 до 22 лет жизни вследствие болезни от пьянства и знают об этом. Еще более губительно действие некачественного «самодельного» алкоголя. Под его воздействием ежегодно в стране погибает около 35 тысяч человек. Значительная часть отравлений приходится на российскую провинцию, где пьющие люди особенно стеснены в средствах и употребляют то, что нормальному человеку не снится в кошмаре. В маленьких городах и сельской местности, где трудно найти работу, пьянство как косой выкашивает самое активное и трудоспособное население — молодых мужчин. Бесспорно, что алкоголизм — это первая причина сохранения устойчивой разницы (13—14 лет) в продолжительности жизни мужчин и женщин: мужчины пьют несравненно больше и чаще. Надо ли объяснять, насколько такое положение губительно для всей страны? И откуда идет такая беда, истребляющая огромное количество людей без всяких войн? Здесь снова приходится отметить древние традиции гостеприимства, согласно которым русский стол немыслим без крепких напитков, а также, разумеется, роль климата. После дальней дороги для замерзшего от зимней стужи путника чарка водки особенно желанна. Она же помогает снять неловкость первых минут знакомства, «развязать» языки для душевного разговора. Кстати, русскому человеку для того чтобы выпить, обязательно нужна компания. По общему убеждению, тот, кто пьет в одиночку, — алкоголик, таких не уважают. Если в кафе или ресторане вы увидите человека, сидящего наедине с рюмкой водки, можете быть уверены, что это — иностранец (российские алкоголики, если пьют в одиночку, то обычно делают это дома, скрываясь от чужих глаз). Есть и причина чисто физиологическая. Все замечали, что алкоголь на каждого человека влияет совершенно по-разному: одному достаточно кружки пива, чтобы проявились все признаки опьянения — красное лицо, чрезмерная возбужденность и т.п., а другой выпьет бутылку водки и спокойно пойдет дальше. Все зависит не столько от количества и качества выпитого, сколько от активности фермента, окисляющего алкоголь, — уксусного альдегида. У разных людей активность этого фермента может отличаться в десятки раз (!). У монголоидов, например, этот показатель низкий, потому даже после выпитой кружки пива они могут совершенно опьянеть. Кстати, это объясняет феномен губительного воздействия «огненной воды» на целые народы Крайнего Севера. Первое же знакомство с крепким алкоголем доводит их до бессознательного состояния, действуя как сильный наркотик. В дальнейшем из-за слабой активности того же фермента они попадают в состояние наркотической зависимости от алкоголя, не в силах прекратить пить, постепенно деградируют и погибают. Такая ситуация наблюдается не только в северных регионах России, но и на американском континенте. Обычно у европейцев степень активности этого фермента высокая. Вот почему они лучше, чем монголоиды, переносят алкоголь, не попадают в тяжелую зависимость от него. Поэтому нет ничего странного в том, что например, некоторые жители Великобритании или французской Бретани «расслабляются» каждый уик-энд до потери памяти, но зато всю неделю спокойно переносят отказ от удовольствия питья, не впадают в зависимость от него. Дело здесь вовсе не в «силе воли» или, наоборот, личной расслабленности, или «диких нравах». Поведение людей, как это ни парадоксально, зависит не только от их воспитания или разума, но и от физиологического состава крови. В этом аспекте русские (впрочем, как и во многом другом) занимают промежуточную позицию между европейцами и монголоидами72. В целом же это люди с высокой активностью «алкогольного» фермента в крови. Это значит, что они хорошо переносят спиртное, могут много выпить водки и остаться «в разуме», не болеют после этого. Такая стойкость, как ни странно, гибельна: русские действительно хорошо переносят алкоголь, но быстро привыкают к нему и впадают в зависимость. Есть и психологические причины русского пьянства — анестезирующее действие алкоголя. Веками россиянин искал в рюмке забвения от проблем: самодурства барина, несправедливости начальства, просто тоски и беспросветности бытия. То же самое происходит и в современной России, где на полтора десятилетия затянулась «шоковая терапия». Непьющие люди гораздо чаще (47%) высказывают мнение о том, что «терпеть свое бедственное положение уже больше невозможно». А вот среди пьяниц только 20%73 думают так же. Значит, в российском долготерпении и покорности можно увидеть не только черту национального характера, но отчасти и влияние алкоголя. Можно сказать, что в условиях современной России алкоголь имеет не только анастезирующее, но и эмансипирующее действие: он освобождает человека от бытовых проблем, от прессинга обязательств перед обществом, от авторитета государства, усиливает «свободолюбие». Весьма существенной причиной алкоголизма среди русских является экономическая. Водка доступна и по цене, и потому, что купить ее можно при желании везде. К вашим услугам найдется магазин, работающий 24 часа в сутки и без выходных. Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Во-первых, не стоит смотреть на любовь русских к выпивке только как на проявление «диких нравов». Причины этого феномена разнообразны: исторические, физиологические и экономические. Все вместе они усугубляются неудовлетворенностью русских современной жизнью. Во-вторых, давняя российская привычка к алкоголю неминуемо коснется и вас, если вы собираетесь заниматься бизнесом на территории России. Вряд ли вам удастся избежать «русских обедов», где будут пить водку. Общеизвестно, что на Руси люди, которые ни с кем не пьют, малоуспешны в бизнесе, равно как и других делах. Так было всегда. Давно подмечено, что алкоголь «развязывает» языки: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». И многие «сильные мира сего» в истории России без зазрения совести пользовались этим. Известно, что к этомухфедству прибегали Иван Грозный, затем Петр I, а также Сталин. Они специально, угрожая расправой, поили тех, кто «нуждался в проверке», и таким образом узнавали чужие тайны. Кроме того, напомним, что для России, особенно во времена СССР, характерным было «деловое пьянство», т.е. пьянство на рабочем месте. Люди, которые не пили, чувствовали себя в коллективе изгоями, чужими. Особенно это касалось мужчин. В советское время в русском языке появилось характерное слово «междусобойчик», обозначавшее выпивку на работе «среди своих» (посвященных). На таких «междусобойчиках» за рюмкой водки обсуждались деловые вопросы, в том числе и кадровые, которые затем нередко получали свое отражение в официальных приказах и назначениях. Знание того, с кем «надо пить», умение организовать «свой круг», умение веселить компанию с помощью анекдотов, искусство произносить тосты и быть «своим в доску» очень часто способствовало продвижению в карьере. Если у человека возникали какие-либо проблемы, то члены «своего круга» оказывали ему всяческую помощь, например, телефонный звонок «кому надо», победу в конкурсе, денежную премию, место в больнице и т.п. Эта же традиция сохранилась и поныне. Чтобы быть успешным в бизнесе, надо знать, где, с кем и как пить. Это нужно признать как данность и всегда иметь в виду. Хотя это совершенно не исключает, что вы встретите русского, который терпеть не может водки, а знает толк в хороших винах. Выросло уже новое поколение людей, которые провели свое детство в достатке, слушали курсы в университете за границей, имеют разнообразный жизненный опыт и новые стереотипы поведения с ориентацией на Запад. Впрочем, вполне осознавая такую любовь к горячительным напиткам как «слабость», которая удивляет, а иногда и шокирует иностранцев, русские при деловых контактах скорее всего постараются вести себя корректно. Другое дело, когда «деловая часть» завершена, и они хотят по-своему отпраздновать это событие или просто расслабиться. Среди «своих» они будут вести себя уже иначе, «без тормозов», пить по-русски («Пьет, как за ухо льет»), получая от этого удовольствие. Если вы вдруг оказались в такой компании, то постарайтесь воспринимать это не только как жестокое испытание для вашего здоровья, но и как знак особого доверия к вам. В заключение следует отметить, что, по статистике, потребление водки в России в последние несколько лет немного сократилось, выросла доля потребления шампанского (для празднования Нового года, свадьбы или других торжественных праздников) и особенно пива. Неимоверно возросшая популярность пива особенно бросается в глаза, например, телезрителям: регулярно передача прерывается рекламой пива. «Что мы делаем? Да пиво пьем!» — этот рекламный слоган стал реальностью молодежной жизни в России и уже вызывает тревогу в обществе. По мнению специалистов, страсть к этому напитку является только прелюдией к алкоголизму. Так что пристрастие к «горячительным напиткам» в России по-прежнему живо... Итак, сравнение российской и западной ментальности показало, что для российского массового сознания характерна не практическая, а скорее гуманитарная74 направленность. В нем преобладает интерес к проблемам личности и ее развития, исторические сюжеты, проблемы творчества, интерес к политике и отношениям людей в социуме. Западный менталитет более рационален: для него важнее «здравый смысл», логика, проблемы социального устройства с акцентом на «терпимость» (толерантность), «равенство», «право», политические институты и т.д. Российское сознание более идеологизировано: в нем чаще используются термины «мировоззрение», «мировосприятие», «отношения между людьми» и т.п. Традиционные социальные установки в сознании русского человека влияют на формирование как его привлекательных качеств, так и недостатков. Привлекательны, с одной стороны, его гостеприимство, открытость, искренность, дух товарищества и взаимопомощи, готовность помочь другому в беде, способность пожертвовать собой и своими интересами во имя любви или дружбы, доверчивость, терпеливость, миролюбие и незлопамятность. Человек, близко знакомый с русской культурой и с русскими, друживший с ними, навсегда проникается симпатией к ним. И более того, может измениться под их влиянием. Подмечено многими, что находясь под влиянием и в окружении русских, «западный» человек со временем делается более добродушным, более спокойным по отношению к карьере и успеху, более «широким» и свободным по духу, менее мелочным и суетливым в достижении материальных целей. В этом признаются сами европейцы, которые после нескольких лет разлуки с родиной вынуждены, как это ни парадоксально звучит, вновь «ломать» себя, возвращаясь к европейским порядкам, образу жизни и характеру межчеловеческих отношений. Однако, с другой стороны, русским свойственны непрактичность, легкомыслие в серьезных вопросах, неритмичность в труде, недостаток практицизма и того, что европейцы называют «здравым смыслом», не вполне развитое чувство собственности и — как результат — неразличение своего и чужого, неумение выстраивать планы и перспективы на будущее и затем методично и неуклонно реализовывать их, недисциплинированность, неспособность надолго сосредоточиться на чем-то одном, недостаток истинного профессионализма, который часто выражается не столько в «незнании», сколько в неумении спокойно (автоматически) исполнять свои профессиональные обязанности, слишком «личное» и эмоциональное отношение ко всему на свете, безответственная надежда на «авось», на «чудо», на то, что «пронесет» или «кривая вывезет»... А помимо этого — любовь к «зеленому змию» и буйным празднествам, излишняя субъективность и личностный подход ко всему, желание найти виноватого и свалить на него проблемы в трудной жизненной ситуации — все эти качества усложняют отношения русских с другими людьми. Они плохо сказываются на деловой репутации, создают не просто отрицательный образ, а расхожее мнение, что русские — «обломовь/» и «ненадежные партнеры в бизнесе». Это, однако, не совсем справедливо. Конечно, русских трудно назвать народом, ретивым в зарабатывании или экономии денег. Им чужда муравьиная хлопотливость, они трудолюбивы, что называется, в меру. Скромные деловые качества русских ими самими не скрываются и, более того, даже демонстрируются со всей русской откровенностью и искренностью, высмеиваются ими самими в анекдотах. Но все это только до того момента, пока русские не увлечены делом. И если дело им интересно, если вы сможете увлечь их перспективами, да еще если между вами сложились доверительные и дружеские отношения, то вы не найдете лучшего партнера в любой сфере деятельности. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
|