Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феномен российского пьянства






«Водка — вину тетка»

«Пьяному — море по колено, а лужа — по уши»

«Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке»

Русские народные пословицы

В общенациональной газете «Известия» (22 февраля 2002 г.) и в Интернете прошла информация, наделавшая много шуму. В ней рассказывалось, что «Российское застолье убило фран­цузского специалиста». Три года тому назад в Нальчике фран­цуз 44 лет умер от алкогольной интоксикации — всю ночь пил водку со своими российскими коллегами. Его вдове было от­казано в пенсии, и она подала в суд на фонд социальной за­щиты. Суд постановил, что вдова имеет право на пенсию, по­тому что имел место «инцидент на рабочем месте», что рабо­тодатели погибшего должны были учитывать «российскую специфику», поэтому они несут ответственность за своего со­трудника. В его обязанности входило устанавливать рабочие кон­такты с коллегами из России, которые сопровождались тра­диционными возлияниями.

Пить ему, разумеется, пришлось национальный российский продукт, а как известно, «Водка— вину тетка», т.е.вещи несо­поставимые. Как утверждают сами русские, слишком велика разница в процессе питья вина и водки (ч. 2, гл. 1, § 9), а также в его результатах.

Так, французу совершенно неведомо понятие «опохмелить­ся» и всего остального, что с этим связано. Работодатели, ко­нечно, знали о традиции застолий российской жизни, но не принимали всерьез, не подготовили человека, что повлекло за собой его гибель. Во избежание подобных случаев нужно знать о феномене российского питья не только понаслышке.

Любовь к горячительным напиткам на Руси давно известна и традиционна. Во-первых, это связано с холодным климатом:


алкоголь ощутимо согревает в холод. Виноград в России не рас­тет. Вот и пользовали сначала меды, пиво, хлебное вино. Водка появилась не ранее XV века. Во-вторых, существует давняя ис­торическая традиция. Известно, что в свое время киевский князь Владимир не мог принять Коран по нескольким причинам: не­понятного языка, странного обычая не есть свинину и не пить вино. Последнее было просто неприемлемо — и вовсе не из-за повального алкоголизма, а в силу древнерусских традиций.

В те времена по русскому обычаю князь должен был делить трапезу (т.е. есть) вместе со своей дружиной. Этот ритуал скреплял дружбу князя с воинами, усиливал их взаимное доверие. Славя­не на Руси привыкли к хмельным напиткам, так как они сни­мают усталость и стресс после военных походов, согревают. Ри­туал княжеских пиров был очень строгий и не допускал «буй­ства во хмелю». Пьянство «для развлечения» всегда строго осуждалось, а умение хранить ясный разум после распития вы­соко ценилось как особое мужское достоинство: «Пьян, да умен — два угодья в нем». Для сравнения: арабы пили вино, но только в узком кругу, поэтому у них, в отличие от русских, нет ритуала пиров и соответствующих стереотипов поведения на них.

Итак, князь Владимир в X веке сделал свой выбор: было принято православие, и не только под влиянием красоты гре­ческой литургии, но и потому, что не нарушалась древняя тра­диция: «Веселие Руси есть пити... и нам без того не жити!» Ве­селье и питье в русском сознании неразделимы. Из глубокой древности эти традиция перекочевала и в новые времена. По статистике, Россия остается мировым лидером по количеству потребления алкоголя на душу населения, опережая традици­онно много пьющие страны: Францию, Португалию, Италию, Германию и Венгрию.

По мнению врачей, потребление горячительных напитков в России превышает все допустимые нормы. Оказывается, человек может употреблять без непоправимого вреда для здоровья не бо­лее 10 литров алкоголя в год, а в России на каждого человека, включая женщин и детей, приходится 13—15 литров71. Русские ли­дируют в потреблении алкоголя даже при том, что теряют от 9 до 22 лет жизни вследствие болезни от пьянства и знают об этом.

Еще более губительно действие некачественного «самодельно­го» алкоголя. Под его воздействием ежегодно в стране погибает около 35 тысяч человек. Значительная часть отравлений прихо­дится на российскую провинцию, где пьющие люди особенно стеснены в средствах и употребляют то, что нормальному человеку не снится в кошмаре. В маленьких городах и сельской местно­сти, где трудно найти работу, пьянство как косой выкашивает самое активное и трудоспособное население — молодых мужчин.

Бесспорно, что алкоголизм — это первая причина сохране­ния устойчивой разницы (13—14 лет) в продолжительности жизни мужчин и женщин: мужчины пьют несравненно больше и чаще. Надо ли объяснять, насколько такое положение губительно для всей страны? И откуда идет такая беда, истребляющая огромное количество людей без всяких войн? Здесь снова приходится от­метить древние традиции гостеприимства, согласно которым русский стол немыслим без крепких напитков, а также, разуме­ется, роль климата. После дальней дороги для замерзшего от зимней стужи путника чарка водки особенно желанна. Она же помогает снять неловкость первых минут знакомства, «развязать» языки для душевного разговора.

Кстати, русскому человеку для того чтобы выпить, обяза­тельно нужна компания. По общему убеждению, тот, кто пьет в одиночку, — алкоголик, таких не уважают. Если в кафе или ре­сторане вы увидите человека, сидящего наедине с рюмкой вод­ки, можете быть уверены, что это — иностранец (российские алкоголики, если пьют в одиночку, то обычно делают это дома, скрываясь от чужих глаз).

Есть и причина чисто физиологическая. Все замечали, что ал­коголь на каждого человека влияет совершенно по-разному: од­ному достаточно кружки пива, чтобы проявились все признаки опьянения — красное лицо, чрезмерная возбужденность и т.п., а другой выпьет бутылку водки и спокойно пойдет дальше. Все зависит не столько от количества и качества выпитого, сколько от активности фермента, окисляющего алкоголь, — уксусного альдегида.

У разных людей активность этого фермента может отличать­ся в десятки раз (!). У монголоидов, например, этот показатель низкий, потому даже после выпитой кружки пива они могут совершенно опьянеть. Кстати, это объясняет феномен губитель­ного воздействия «огненной воды» на целые народы Крайнего Севера. Первое же знакомство с крепким алкоголем доводит их до бессознательного состояния, действуя как сильный наркотик. В дальнейшем из-за слабой активности того же фермента они попадают в состояние наркотической зависимости от алкоголя, не в силах прекратить пить, постепенно деградируют и погиба­ют. Такая ситуация наблюдается не только в северных регионах России, но и на американском континенте.


Обычно у европейцев степень активности этого фермента высокая. Вот почему они лучше, чем монголоиды, переносят ал­коголь, не попадают в тяжелую зависимость от него. Поэтому нет ничего странного в том, что например, некоторые жители Великобритании или французской Бретани «расслабляются» каж­дый уик-энд до потери памяти, но зато всю неделю спокойно переносят отказ от удовольствия питья, не впадают в зависи­мость от него. Дело здесь вовсе не в «силе воли» или, наоборот, личной расслабленности, или «диких нравах». Поведение людей, как это ни парадоксально, зависит не только от их воспитания или разума, но и от физиологического состава крови.

В этом аспекте русские (впрочем, как и во многом другом) занимают промежуточную позицию между европейцами и мон­голоидами72. В целом же это люди с высокой активностью «ал­когольного» фермента в крови. Это значит, что они хорошо пе­реносят спиртное, могут много выпить водки и остаться «в ра­зуме», не болеют после этого. Такая стойкость, как ни странно, гибельна: русские действительно хорошо переносят алкоголь, но быстро привыкают к нему и впадают в зависимость.

Есть и психологические причины русского пьянства — анесте­зирующее действие алкоголя. Веками россиянин искал в рюмке забвения от проблем: самодурства барина, несправедливости на­чальства, просто тоски и беспросветности бытия. То же самое происходит и в современной России, где на полтора десятиле­тия затянулась «шоковая терапия». Непьющие люди гораздо чаще (47%) высказывают мнение о том, что «терпеть свое бедствен­ное положение уже больше невозможно». А вот среди пьяниц только 20%73 думают так же. Значит, в российском долготерпении и покорности можно увидеть не только черту национального ха­рактера, но отчасти и влияние алкоголя.

Можно сказать, что в условиях современной России алко­голь имеет не только анастезирующее, но и эмансипирующее дей­ствие: он освобождает человека от бытовых проблем, от прес­синга обязательств перед обществом, от авторитета государства, усиливает «свободолюбие».

Весьма существенной причиной алкоголизма среди русских является экономическая. Водка доступна и по цене, и потому, что купить ее можно при желании везде. К вашим услугам най­дется магазин, работающий 24 часа в сутки и без выходных.

Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

Во-первых, не стоит смотреть на любовь русских к выпивке только как на проявление «диких нравов». Причины этого феномена разнообразны: исторические, физиологические и экономи­ческие. Все вместе они усугубляются неудовлетворенностью рус­ских современной жизнью.

Во-вторых, давняя российская привычка к алкоголю неми­нуемо коснется и вас, если вы собираетесь заниматься бизнесом на территории России. Вряд ли вам удастся избежать «русских обедов», где будут пить водку. Общеизвестно, что на Руси люди, которые ни с кем не пьют, малоуспешны в бизнесе, равно как и других делах. Так было всегда.

Давно подмечено, что алкоголь «развязывает» языки: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». И многие «сильные мира сего» в истории России без зазрения совести пользовались этим. Известно, что к этомухфедству прибегали Иван Грозный, затем Петр I, а также Сталин. Они специально, угрожая расправой, поили тех, кто «нуждался в проверке», и таким образом узнава­ли чужие тайны.

Кроме того, напомним, что для России, особенно во време­на СССР, характерным было «деловое пьянство», т.е. пьянство на рабочем месте. Люди, которые не пили, чувствовали себя в коллективе изгоями, чужими. Особенно это касалось мужчин. В советское время в русском языке появилось характерное слово «междусобойчик», обозначавшее выпивку на работе «среди сво­их» (посвященных). На таких «междусобойчиках» за рюмкой водки обсуждались деловые вопросы, в том числе и кадровые, кото­рые затем нередко получали свое отражение в официальных приказах и назначениях. Знание того, с кем «надо пить», умение органи­зовать «свой круг», умение веселить компанию с помощью анек­дотов, искусство произносить тосты и быть «своим в доску» очень часто способствовало продвижению в карьере. Если у человека возникали какие-либо проблемы, то члены «своего круга» ока­зывали ему всяческую помощь, например, телефонный звонок «кому надо», победу в конкурсе, денежную премию, место в больнице и т.п.

Эта же традиция сохранилась и поныне. Чтобы быть успеш­ным в бизнесе, надо знать, где, с кем и как пить. Это нужно признать как данность и всегда иметь в виду. Хотя это совер­шенно не исключает, что вы встретите русского, который тер­петь не может водки, а знает толк в хороших винах. Выросло уже новое поколение людей, которые провели свое детство в достатке, слушали курсы в университете за границей, имеют разнообразный жизненный опыт и новые стереотипы поведения с ориентацией на Запад.


Впрочем, вполне осознавая такую любовь к горячительным на­питкам как «слабость», которая удивляет, а иногда и шокирует ино­странцев, русские при деловых контактах скорее всего постараются вести себя корректно. Другое дело, когда «деловая часть» заверше­на, и они хотят по-своему отпраздновать это событие или просто расслабиться. Среди «своих» они будут вести себя уже иначе, «без тормозов», пить по-русски («Пьет, как за ухо льет»), получая от этого удовольствие. Если вы вдруг оказались в такой компании, то постарайтесь воспринимать это не только как жестокое испытание для вашего здоровья, но и как знак особого доверия к вам.

В заключение следует отметить, что, по статистике, потреб­ление водки в России в последние несколько лет немного со­кратилось, выросла доля потребления шампанского (для празд­нования Нового года, свадьбы или других торжественных праз­дников) и особенно пива. Неимоверно возросшая популярность пива особенно бросается в глаза, например, телезрителям: регу­лярно передача прерывается рекламой пива. «Что мы делаем? Да пиво пьем!» — этот рекламный слоган стал реальностью моло­дежной жизни в России и уже вызывает тревогу в обществе. По мнению специалистов, страсть к этому напитку является только прелюдией к алкоголизму. Так что пристрастие к «горячитель­ным напиткам» в России по-прежнему живо...

Итак,

сравнение российской и западной ментальности показало, что для российского массового сознания характерна не практи­ческая, а скорее гуманитарная74 направленность. В нем преоб­ладает интерес к проблемам личности и ее развития, историчес­кие сюжеты, проблемы творчества, интерес к политике и отно­шениям людей в социуме.

Западный менталитет более рационален: для него важнее «здравый смысл», логика, проблемы социального устройства с акцентом на «терпимость» (толерантность), «равенство», «право», полити­ческие институты и т.д. Российское сознание более идеологи­зировано: в нем чаще используются термины «мировоззрение», «мировосприятие», «отношения между людьми» и т.п. Тради­ционные социальные установки в сознании русского человека влияют на формирование как его привлекательных качеств, так и недостатков.

Привлекательны, с одной стороны, его гостеприимство, от­крытость, искренность, дух товарищества и взаимопомощи, готовность помочь другому в беде, способность пожертвовать со­бой и своими интересами во имя любви или дружбы, доверчи­вость, терпеливость, миролюбие и незлопамятность. Человек, близко знакомый с русской культурой и с русскими, друживший с ними, навсегда проникается симпатией к ним. И более того, может измениться под их влиянием. Подмечено многими, что находясь под влиянием и в окружении русских, «западный» человек со временем делается более добродушным, более спо­койным по отношению к карьере и успеху, более «широким» и свободным по духу, менее мелочным и суетливым в достиже­нии материальных целей.

В этом признаются сами европейцы, которые после нескольких лет разлуки с родиной вынуждены, как это ни парадоксально звучит, вновь «ломать» себя, возвращаясь к европейским поряд­кам, образу жизни и характеру межчеловеческих отношений. Однако, с другой стороны, русским свойственны непрактич­ность, легкомыслие в серьезных вопросах, неритмичность в тру­де, недостаток практицизма и того, что европейцы называют «здра­вым смыслом», не вполне развитое чувство собственности и — как результат — неразличение своего и чужого, неумение вы­страивать планы и перспективы на будущее и затем методично и неуклонно реализовывать их, недисциплинированность, неспо­собность надолго сосредоточиться на чем-то одном, недоста­ток истинного профессионализма, который часто выражается не столько в «незнании», сколько в неумении спокойно (авто­матически) исполнять свои профессиональные обязанности, слиш­ком «личное» и эмоциональное отношение ко всему на свете, безответственная надежда на «авось», на «чудо», на то, что «про­несет» или «кривая вывезет»... А помимо этого — любовь к «зеленому змию» и буйным празднествам, излишняя субъек­тивность и личностный подход ко всему, желание найти вино­ватого и свалить на него проблемы в трудной жизненной си­туации — все эти качества усложняют отношения русских с другими людьми.

Они плохо сказываются на деловой репутации, создают не про­сто отрицательный образ, а расхожее мнение, что русские — «обломовь/» и «ненадежные партнеры в бизнесе». Это, однако, не совсем справедливо. Конечно, русских трудно назвать народом, ретивым в зарабатывании или экономии де­нег. Им чужда муравьиная хлопотливость, они трудолюбивы, что называется, в меру. Скромные деловые качества русских ими самими не скрываются и, более того, даже демонстрируются со всей русской откровенностью и искренностью, высмеиваются ими самими в анекдотах.

Но все это только до того момента, пока русские не увлечены делом. И если дело им интересно, если вы сможете увлечь их перспективами, да еще если между вами сложились доверительные и дружеские отношения, то вы не найдете лучшего партнера в любой сфере деятельности.


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал